Актуальные проблемы в дошкольных образовательных учреждениях в условиях перехода на новые стандарты

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Райман Ольга Алексеевна

Организация: ГБДОУ детский сад № 113

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Введение

1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование стало новым уровнем образования, которому необходим свой стандарт.

Впервые за всю историю России, разрабатывается Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Работала над проектом по подготовке ФГОС группа представителей образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций, созданная Министерством образования и науки Российской Федерации. Возглавляет рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик РАО А. Асмолов.

С 16 марта 2010 г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». До сентября 2013 года к дошкольному образованию предъявлялись федеральные государственные требования. Отличие в том, что стандарты, помимо требований к структуре программы и условиям ее реализации, содержат и требования к результатам ее освоения.

1. Основные проблемы внедрения и пути его реализации ФГОС

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищённого детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли своё отражение в концепции долгосрочного социально­экономического развития Российской Федерации.

Сегодня много говорится о том, что впервые в истории развития отечественного образования разрабатываются и внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Идея сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека является главенствующей в тексте стандарта и красной нитью проходит через требования к основным образовательным программам, требованиям к условиям реализации программ и требованиям к результатам освоения программы дошкольного образования.

Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового. Главными критериями названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор. Мы рассчитываем, что новый стандарт решит эту проблему, сделав переход из детского сада в школу более плавным.

Серьёзной проблемой сегодня является разрушение культуры детской жизни, детской игры, потеря самобытности детства и детской субкультуры. Жизнь современного ребёнка чрезмерно заорганизована взрослыми. Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением высоких требований к профессиональной деятельности дошкольных педагогов и ограниченности ресурсов – кадровых, финансовых, научно­методических – проблемой дефицита мест в детских садах, непривлекательностью сферы дошкольного образования.

Уже сегодня на всех уровнях управления дошкольным образованием определены системные преобразования. Оптимальным вариантом организации взаимодействия субъектов педагогического процесса считаем модульное построение взаимодействия педагогов и других специалистов, которое основывается на том, что каждый сотрудник детского сада, решая свои специфические задачи, интегрируется с деятельностью коллег. Таким образом возникает система служб сопровождения каждого ребёнка, обеспечивающая полноту и всесторонность развития детей с учётом их индивидуальных возможностей, оперативный контроль и своевременную коррекцию нарушения здоровья и развития. Модульный подход значительно повышает продуктивность работы всех субъектов образовательного процесса и делает её системной, комплексной, планомерной и контролируемой. Взаимодействие модулей под руководством управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно корректировать работу всех сотрудников. Главный элемент любой структуры системы – это люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с маленькими детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще

Для повышения престижа профессии воспитателя в обществе, для реализации современных тенденций развития системы дошкольного образования необходимо пересмотреть взгляд на подготовку будущих педагогов и повышение их квалификации. С этой целью следует эффективно развивать функционирующую многоуровневую систему педагогического образования, внедрять систему мер для закрепления молодых специалистов, совершенствовать профессиональную подготовку и переподготовку управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента и маркетинга, повышать роль специалистов в образовательном процессе детского сада и не допустить сокращения уже существующих ставок. Также необходимо введение эффективного контракта, который предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов в дошкольное образование.

Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в новых условиях от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности. В основе любой компетенции лежит знание нормативных основ. Но, к сожалению, до сих пор отсутствует реестр утверждённых федеральных программ. Однако это не останавливает дошкольные учреждения перед созданием своих программ. И на первый взгляд видно, что основная образовательная программа – это серьёзная работа каждого коллектива, которая объединяет нормативные, аналитические, методические аспекты деятельности учреждения. Отсюда вытекают следующие проблемы: отсутствие независимой экспертизы основной образовательной программы учреждения, заключение договора на экспертизу с высшими образовательными учреждениями потребует средств, а детских садов значительно больше, чем вузов, готовых взяться за подобную работу.

Переход образовательных учреждений на стандарты мы рассматриваем как системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы деятельности. Большое значение приобретает информатизация образовательного процесса. Считаем, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями. Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач. Особо подчеркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно­ - творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.

Особо нас волнует вопрос возможности выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы. Решающим условием воспитания творческой и социально активной личности является возможность действовать самостоятельно, по собственному плану, исходя из своих представлений, мотивов и опыта в целях их накопления и развития. Для этого должна быть такая система условий, которая предоставляет разнообразные возможности для получения информации, обеспечивает местами, материалом, оборудованием, инвентарём для практического применения полученных знаний, даёт в случае востребованности пример ­образец практической деятельности, знакомит с деятельной технологией в той или иной сфере.

Говоря о психолого­ - педагогических условиях, следует также остановиться не только на том, что необходимо насытить дошкольные образовательные учреждения методическими рекомендациями и методическими пособиями – то есть всем методическим «шлейфом», который идёт за программой, но также обязательно нужно подумать об оснащении предметно­практической развивающей среды. Это очень важный вопрос, именно сейчас актуален вопрос соответствия того наполнения среды и программы, по которой идёт детский сад.

Безусловно, нельзя не сказать о развитии инклюзивного образования. Инклюзивное образование вошло в закон впервые, ранее нормативного поля у этого понятия просто не было. Помимо инклюзивного образования есть ещё специальное образование, и одно другого не исключает. Инклюзивное образование и специальное образование должны развиваться рука об руку и идти вместе.

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений работы в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение, как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и детском саду? Нужно определить критерий, который можно назвать включённостью родителей в образовательный процесс. Сначала это будут количественные показатели присутствия родителей на родительских собраниях и так далее. Позднее количественные показатели перейдут в качественные, использование разных форм работы приведёт к определённым результатам. Родители из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками образовательного процесса и соратниками педагога. Также важно создание для родителей интернет­ страницы детского сада и предоставление возможности общаться с ребёнком и воспитателями в режиме онлайн. Кроме того, необходимо включение детей и родителей в активное взаимодействие с окружающей социальной средой.

Далее хотелось бы сказать также об обновлении системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Стандарт закладывает довольно серьёзную психологическую базу, нужна психологизация образования педагога. И в этом смысле необходимо обновление стандарта высшего профессионального образования, стандарта среднего образования, но на это понадобится время.

Неравномерное развитие отдельных форм – тоже довольно серьёзная проблема. А заключается она в следующем. Есть формы, которые развиваются, например группы кратковременного пребывания, а есть формы, которые развиваются очень трудно: частные детские сады, семейные группы. И вот эта неравномерность опять же приводит к тому, что необходимо стимулировать развитие частного сектора, чтобы у нас, родителей, всегда был выбор, куда отдать ребёнка: муниципальный детский сад, семейная группа, частный детский сад.

Заключение

Итак, гарантией успешной реализации цели образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Таким образом, мы сегодня обозначили проблемы, которые пытаемся решать. Но на самом деле проблем гораздо больше, и у всех они разные.

 

 

 

Библиографический список

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2.

3. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009.

Опубликовано: 14.11.2019