Образовательные технологии как инструмент эффективного решения актуальных задач современного образования
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Юрьева Ольга Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Чебурашка»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск
В условиях реализации требований ФГОС ОО образование детей дошкольного возраста должно быть направлено не только на обеспечение качества знаний, умений, навыков, подготовку ребенка к школе и жизни, но и развитие способности адаптироваться к постоянным изменениям в обществе на основе непрерывного образования.
В настоящее время проблема использования инновационных образовательных технологий как инструмента эффективного решения актуальных задач современного образования становится особенно актуальной и значимой.
Инновационные процессы в образовании, как указывают ученые Селевко Г.К., Беспалько В.П. и другие, имеют тенденции концентрации образовательных ресурсов на конкретном практико - ориентированном его результате: от умения, навыка, интереса до ценностной ориентации, склонности, компетенции [4, с.11]. Эти тенденции нашли отражение в ФГОС, в котором показан переход от определения объема и содержания образования к формулированию требований к его условиям и результатам [2]. Необходимость получения высоких и качественных результатов и делает актуальной задачу поиска и применения современных образовательных технологий. [2, с.12].
Термин «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение, понятие «педагогическая технология» буквально обозначает учение о педагогическом мастерстве, искусстве [3, с.41].
Понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) является более широким, чем «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, управленческие, культурологические, медико-педагогические, психолого-педагогические и другие смежные аспекты [6, с.15]. Образовательная технология, по словам Селевко Г.К., иногда понимается узко – как технология учебного процесса [4, с.135].
Образовательные технологии, как указывает Г. М. Коджаспирова, – это система приемов, шагов, способов, выполнение которых в определенной последовательности обеспечит решение педагогических задач, а сама деятельность представляет собой определенную систему действий, которая обеспечивает гарантированный результат [1, с.121].
С целью повышения качества образования, эффективного использования времени и снижения доли репродуктивной деятельности детей в пользу активизации их познавательного, творческого потенциала, развития всех сторон личности, как инструмент эффективного решения актуальных образовательных задач в педагогическом процессе используются современные образовательные технологии.
Эти технологии ориентированы на академическую мобильность обучаемых, вариативность, индивидуализацию образовательного процесса, независимо от уровня подготовленности и возраста ребенка [5, с.13].
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
-
Технология развития критического мышления
-
Технология развивающего обучения
-
Технология интегрированного обучения
-
Технологии уровневой дифференциации
-
Здоровье сберегающие технологии
-
Проектная технология
-
Игровые технологии
-
Педагогика сотрудничества
-
Модульная технология
-
Кейс – технология
-
Информационно – коммуникационная технология;
Моделирование занятий в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Воспитатель дошкольного учреждения должен демонстрировать разные стратегии обучения, воспитания и развития личности ребенка, чтобы сформировать способность учиться всю жизнь, способность к саморазвитию [7, с.2].
Остановимся подробнее на опыте применения современных образовательных технологий в работе дошкольных учреждений.
Игровая технология с применением методики «кубирования» О. Кована с целью развития описательной речи ребенка, суть которой сводится к использованию куба в качестве наглядной модели, которую ребенку легко использовать для более обширного и разностороннего описания того или иного предмета [7, с.6].
Эта модель представляет собой куб, на каждой из шести граней которого, например, наклеены отпечатки детской руки с написанным печатными буквами заданием для ребенка. Вариантом оформления может быть использование на каждой грани картинки, соответствующей смыслу задания: солнце – это значит «опиши предмет», солнышко прячется за тучку – «сравни», солнышко на черном и белом фоне – подбери аргументы «хорошо», «плохо», солнышко и девочка – «из чего состоит, для кого нужно».
После называния предмета, который дети будут описывать, детей ждут задания с вопросами, которых всего 6:
-
Опиши, как это выглядит?
-
На что это похоже?
-
О чем заставляет тебя подумать (подбери ассоциации)?
-
Из чего это сделано?
-
Как бы ты это использовал?
-
Хорошо это или плохо? Почему?
Приведем пример описания детьми такого объекта как аквариум в сравнении его с клеткой для птиц, давая характеристики в сопоставлении:
- Чем похожи аквариум и клетка – чем отличаются?
- Что приходит на ум при слове «аквариум»? (Ящик, диван, коробка и т.д.) Охарактеризовать, из каких частей, как сделаны?
- Как используется аквариум - по назначению, не по назначению, можно ли обойтись без него?
Подобрать аргументы «За» и «против» – хорошо или плохо (методика ТРИЗ)
В данном случае, аргументы «За» могут быть следующими: можно содержать рыбок, наблюдать за ними; можно изучать рыб в домашних условиях, не обязательно куда –то идти; аквариумы прозрачные – все видно;
Аргументы «против» – требуется время, средства для ухода за рыбками, расход электроэнергии; аквариумы стеклянные, могут разбиться и поранить; нехорошо содержать рыб в неволе, рыб надо содержать в природе. Можно в игру «За» и «против» или «Хорошо – плохо» добавить рубрику «Интересно» и организовать вместе с детьми поиск познавательной информации. Этот прием помогает дошкольникам получить более целостное представление о предметах, ярче их увидеть, узнать интересную информацию о них.
Следующая игровая технология для развития речевой деятельности детей основана на применении методики «Сторителлинг» (дословно значит рассказывание историй). Суть этой методики заключается в донесении ребенком информации до других путем рассказывания смешной, трогательной или поучительной истории с реальными или выдуманными персонажами.
Обучая придумыванию, нужно направить детей на последовательность придумки:
1. Как не может быть вишневый пирог без вишни, так не может быть рассказ без героя. Обязательно выбрать героя, описать его точнее: внешность, голос, поведение, нарисовать его. Отметить характерные черты (шляпа, трость, зонт, веснушки, борода и т.п.) – тем самым помочь представить, какой герой, о котором будет рассказ. В этом помогут вопросы воспитателя.
2. Придумать действие, событие, которое с ним произошло, изменения (потерял ключ, встретил незнакомца);
3. В связи с действиями, поступками героя возникает какая – то проблема: герою устроена западня, встретил нового персонажа, что-то помешало добраться вовремя. Надо раскрыть повороты сюжета, похожие на американские горки – тернистый путь героя к решению проблемы;
4. Далее придумать историю, как он преодолевал трудности, шел к цели, составить диалоги.
5. Все случилось, все найдено, герои добрались до планеты. В завершении выяснить: что понял, как изменился герой, от чего отказался. Возможно, придумать, что будет дальше.
Можно воспользоваться приемом «Авторское кресло», когда придумщик занимает его и сочиняет историю, которую потом поместить в «Дневник придумщиков».
Внедрение интерактивных технологий в образовательную деятельность сегодня является новой ступенью в образовательном процессе [5, с.15]. Ребенок с рождения окружен разного вида медиа средой: электронными игрушками, игровыми приставками, приложениями на телефонах, планшетах.
В работу педагоги часто включают интерактивные дидактические игры, созданные с помощью компьютерных программ, направленные на развитие, обучение ребенка. Игры представляет собой задание или сюжет, которые ставят играющего в такое положение, когда ребенок после обдумывания должен выполнить действие с помощью компьютерной мыши, ответить правильно, чтобы пройти дальше, на следующий уровень сложности задания. В конце каждой игры - обязательное поощрение. При этом значительно сокращается временной период, необходимый для закрепления полученных навыков. Компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности, предоставляют возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения. Разработка компьютерных игр включает цель игры и рекомендации для взрослых, где даны четкие вопросы, образцы ответов [7, с.2]. Родители сознательно включаются в данный воспитательно-образовательный процесс и приобретают практический опыт общения с ребенком в совместной игровой деятельности, приобщения их к информационным технологиям, овладения ими элементарной компьютерной грамотностью.
Технология проектного обучения применяется с целью развития у детей самостоятельности, умений находить знания в различных источниках, пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления. Эта технология побуждает педагога к ежедневному творческому росту: постоянно находиться в поиске, не допускает применения стандартных, шаблонных действий.
Технология развития критического мышления направлена на развитие у дошкольников мышления, отличающегося целенаправленностью, логичностью. Одной из методик этой технологии – это «Синквейн», который предполагает придумывание пятистишия по алгоритму:
-
Назови героя произведения;
-
Его качества (2 прилагательных без частицы «не»);
-
Что он делает (3 глагола),
-
Предложение – мудрость, связанное с героем произведения;
-
Слово – существительное, связанное с этим героем или его поступком.
При построении синквейна дети погружаются в ситуацию, которая требует соотношения оценки действий героев с собственными переживаниями в похожих обстоятельствах, то есть происходит перенос знаний в реальную жизнь. Дети учатся подбирать пословицы или мудрые выражения к поступкам героев и их моральную характеристику в нескольких главных словах. Например, составление синквейна на примере сказки М. Пляцковского «Калоша» о главной героине белочке, которая наиболее удачно распорядилась находкой и додумалась сделать из старой калоши ванночку для купания.
Белочка: смышленая, шустрая, изобретательная
клеит, мастерит, скачет
выдумка помогает жить, век живи – век учись.
изобретательность.
После составления синквейна уместно задать вопрос детям: «Почему нам хочется поблагодарить белочку?», чтобы развить не только логичность, целенаправленность мышления, но и умение рассуждать, оценивать поступки.
Таким образом, использование инновационных образовательных технологий способствует решению следующих важных задач в соответствии с требованиями ФГОС:
1. Способствовать развитию личности ребенка научиться ориентироваться в жизненных ситуациях и позитивно решать проблемы;
2. Изменить характер взаимодействия субъектов образовательного процесса: педагог и ребенок – партнеры, равноправные члены «общей команды»;
3. Повысить мотивацию детей к образовательной деятельности, обеспеченной многогранностью учебного процесса, разнообразием видов деятельности;
4. Изменить, осовременить методы организации образовательного процесса.
Литература:
-
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
-
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педобщество России, 1998.
-
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М: Народное образование, 2005.
-
Слободчиков В.И. Инновационное образование введение в проблему. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №6. 2008. с. 12-15
-
Шевелева Н.Е., Кравченко Е.Н., Бескоровайная Н.Н., Карабинцева С.А. Современные научно – педагогические технологии обеспечения образовательной и научной деятельности в университетах // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26154 (дата обращения: 18.12.2018).
-
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-rechevogo-razvitiya-v-sootvetstvii-s-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya