Инновационные технологии обучения дошкольников

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Осипова Ирина Владимировна

Организация: МДОУ ЦРР – детский сад № 33 «Ромашка»

Населенный пункт: Московская область, г.о. Воскресенск

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Педагогическая инновация – это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а также совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.

На основе анализа педагогических технологий, проведённого Г.В.Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования: игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии развивающего обучения, альтернативные технологии, компьютерные технологии [6, 28].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Так в своих книгах Б.П.Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, конструкторами. Дети играют с мячиками, верёвками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками.

Решение задачи предстаёт перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей: рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора и т.п. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания, а постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

Под Технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей через проблемные ситуации, которые могут быть различными по: содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации и т.п.

В современной теории прблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций:

  1. Психологическая. Касается деятельности учеников.

  2. Педагогическая. Представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Технологиям развивающего обучения посвящены экспериментальные работы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Например, ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Осователем является Г.С.Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определённым законам. ТРИЗ превращает решение изобретательских задач в «строительство» по системе логических операций.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить находить её [2, 52].

Технологии развивающего обучения представлены в основных положениях программы Марии Монтессори. В качестве составляющих педагогического процесса Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребёнка, гимнастика, воспитание чувств, Развитие силы [3, 11].

Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.

В качестве примера рассмотрим технологию витагенного (жизненного) образования с голографическим подходом. Данное инновационное направление обучения и развития дошкольников представлено в работах А.С.Белкина. Суть педагогического взаимодействия, считает автор, прежде всего в духовном обмене, в взаимообогащении учащих и учащихся.

А.С.Белкин предлагает следующие специфические приёмы формирования необходимых (разумных) потребностей: «погашение потребностей», «опережающее предложение», «переключение к погашениям», «эмоциональное обволакивание» [4, 38].

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения [5, 57].

В качестве примера рассмотрим программу дошкольного курса информатики авторов А.В.Горячева и Н.В.Ключ для детей 5 – 6 лет. В рамках этой программы дети получают знания в следующих областях:

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

  2. Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  3. Действия предметов.

  4. Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

  5. Элементы логики.

  6. Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логические операции «И».

  7. Развитие творческого воображения.

  8. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Все занятия, разработанные в рамках данной программы, проводятся в игровой форме, что соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста [1, 33].

Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития общества происходят изменения в воспитательно-образовательных процессах: акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят новые методы воспитания и обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности ребёнка.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Кларин М.В. Технологический подход к обучению //Школьные технологии. – 2003 г. - № 5.

  2. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика – 1997г. - № 3.

  3. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии -  путь к творческому развитию педагога. //Школьные технологии. – 2003 г. - № 3.

  4. Подласый И.П. Где помогут технологии? //Школьные технологии. – 2003 г.- № 3.

  5. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании //Школьные технологии. – 2004 г. - № 4.

  6. Столярова Л. Педагогика – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

Опубликовано: 26.04.2021