Конспект НОД «Экскурсия по родному краю»

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Егорьева Людмила Николаевна

Организация: Филиал МБДОУ д/с №43 - д/с №33

Населенный пункт: Алтайский край, г. Славгород

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие.

Виды детской деятельности:

(двигательная, коммуникативная, познавательная).

 

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Оборудование:

- медиа проектор

- презентация "Алтайский край-любимый край"

Предварительная работа:

-экскурсии с родителями по достопримечательностям Алтайского края;

-рассматривание коллекции фотографий об Алтайском крае;

-оформление фотоэкспозиции "Мой Алтайский край"

- чтение книг и рассматривание иллюстраций о городе Славгороде

Задачи:

Обучающие:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы, развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь;

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к истории Алтайского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты:

Развить у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Расширить знания у детей о достопримечательностях Алтайского края. Вызвать чувство гордости и любви к родной природе и бережное отношение к ней.

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

Вводная часть (мотивационный этап):

Воспитатель читает стихотворение Марины Заритовской «Алтайский край».

В стране великой, златоглавой

Есть край сибирский, славный,

Там птицы дивные поют

И реки горные бушуют.

 

Ах! Как природа хороша!

Здесь воздух чист, поёт душа!

Алтайский край мой дом родной

Я лишь в тебе найду покой.

 

А запах полевых цветов

Хранит забытый рай,

И эхо вдалеке шепнёт:

"Люблю тебя Алтайский край!"
Слайд №2

На экране карта Алтайского края, дети заинтересовываются картой, рассматривают.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите на карту, что на ней изображено? (Алтайский край)

-Правильно это наш Алтайский край. Сегодня я хочу вам предложить совершить экскурсию по Алтайскому краю. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться на экскурсию (варианты ответов детей). Помните, что наш край очень большой и нам надо успеть вернуться в детский сад...

Я предлагаю один из самых быстрых видов транспорта - пассажирский вертолет

Слайд №3-4 - изображение вертолета

- Занимайте места в нашем вертолете (стульчики стоят полукругом перед экраном)

-Итак, отправляемся...

Основная часть:

А вы знаете, что Алтай – в переводе с тюркского языка означает золотой. «Золотые горы»- это название отражает и легенды о несметных богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны. Наш край расположен на юго-востоке Западной Сибири, граничит с Казахстаном, Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай. Посмотрите, какой большой наш Алтайский край, в нем очень много городов и деревень, сколько неизведанных мест он таит в себе. Площадь края — 169тыс. кв. км; население — 2,642 млн. человек. В составе Алтайского края 11 городов, 30 поселков городского типа.

-Как называется город, в котором мы живем? (Славгород)

Какие ещё города Алтайского края вы ещё знаете? (Бийск, Рубцовск, Заринск, Алейск, Новоалтайск)

Ответы детей.

Слайд №5 - изображение города Славгорода сверху

Воспитатель: Мы пролетаем с вами над нашим городом, посмотрите, какой он красивый!

Я люблю родной свой город.

Он всегда красив и молод.

Не найти, таких прекрасных

Улиц, парков, площадей.

И живет здесь очень много

замечательных людей.

Слайд №6 - изображение города Барнаула сверху

- Посмотрите, к какому городу Алтайского края мы подлетаем?

Ответы детей.

-Какие молодцы! Как вы догадались?

Ответы детей (Барнаул находится на берегу реки, через которую построены два моста)

-Как называется эта река? (Обь)

Обь — река в Западной Сибири, самая протяженная река в России (5410 км) и вторая по протяженности в Азии. Река образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуни, длина Оби от слияния 3650 км (от истока Иртыша 5410 км).На севере река впадает в Карское море.

Слайд №7- изображение реки «Обь»

-Ребята, а какие реки Алтайского края вы ещё знаете?

На берегу реки очень хорошо отдыхать, вот и мы сейчас с вами немного отдохнём, встанем со своих мест и немного разомнёмся.

Физминутка.

«Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем

- А чем знаменит ещё Барнаул? Какое значение этот город имеет для Алтайского края?

Ответы детей (Барнаул-столица Алтайского края)

Слайд №8 - изображение Барнаула и его достопримечательностей

Правильно, Барнаул — административный центр Алтайского края. Достопримечательностями Барнаула являются: Центральная площадь Барнаула носит название площадь Советов. На ней расположены здания Администрации Алтайского края, Алтайского государственного университета, Главпочтамта и главной гостиницы города – гостиницы «Центральная». Кроме того, здесь можно найти отметку «нулевого километра», откуда ведется отсчет всех автодорог Алтайского края.

Дом под шпилем на площади Октября официально считается символом и историческим памятником города Барнаула. Здание было построено в 1956 году, дом венчает башня с часами, на которой находится 15-метровый шпиль и флюгер. Сегодня первый этаж здания занят под магазины и кафе, а все остальное пространство используется под жилые помещения. Популярностью у жителей и гостей города пользуется мост через Обь или, как его называют сами барнаульцы Новый мост.

В Барнауле много музеев. Самый известный и крупный из них – это Алтайский государственный краевой краеведческий музей.

Воспитатель:

Дети делятся своими впечатлениями.

- Нам надо отправляться дальше.

Слайд №9 - изображение смешанного леса сверху

Воспитатель:

-Посмотрите, под нами простираются бескрайние леса. Скажите, какой это лес?

Дети рассматривают картинку, обсуждают. Подводится итог, что лес смешанный.

- Какие деревья могут расти в Алтайских лесах

Слайд №10

- Какие животные обитают здесь? Очень богат животный мир Алтайского края. В лесах живут бурундук, белка-летяга, горностай, соболь.

Самый ценный мех у соболя. Добыть его довольно трудно, потому что живет он в труднодоступных местах — глухих буреломах.

Слайд 11

В лесах также водятся лоси, бурые медведи, встречаются рысь, В приобских водоемах водится ондатра, почти во всех равнинных реках обитает речной бобр.

Слайд 12

В степях можно встретить сурков, сусликов, тушканчиков. Здесь обитают лисы, волки и зайцы.

Слайд 13

Среди лесных птиц немало хищников, самые агрессивные — ястребы (тетеревятник и перепелятник) ,распространены ночные птицы — сова и филин.

Слайд 14

На берегах озер можно увидеть журавля-красавку и серого журавля. По берегам рек многочисленны кулики, белые трясогузки, речные крачки.

Слайд 15

И конечно же на Алтае живут лебеди.

Слайд 16

Реки и озера края богаты рыбой. В них водятся щука, язь, налим, чебак, ерш.

Воспитатель:

- Смотрите, что у нас виднеется внизу.

Слайд №17 - фото пшеничного поля

На просторах нашего большого края выращивают много хлеба. Это очень важно — наш алтайский хлеб везут по всей стране

Главное богатство нашего края – это трудолюбивые сибирские люди, которые выращивают знаменитый Алтайский хлеб.

Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день хлеб едим. Как же хлеб попадает на наш стол? Расскажите об этом, пользуясь иллюстрациями

Слайд №18: поле, уборка урожая, мельница, пекарня, магазин — хлеб, печенье

/ Дети составляют рассказ/

Воспитатель: Что ж, долгий и непростой путь у хлеба к нашему столу. Нужно с уважением относиться к хлебу, и нужно уважать труд тех людей, которые для нас выращивают, обрабатывают и пекут хлеб.

Слайд №19 с изображением профессий

Воспитатель: Люди каких профессий помогают нам всегда быть с хлебом? (тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь, продавец). Что именно делают люди этих профессий? (тракторист — пашет землю на полях, сеет зерно, комбайнёр — убирает урожай, мельник — мелет из зерна муку, пекарь — печёт хлеб, продавец — продаёт хлеб).

Воспитатель: Правильно. Вот и получается, что много людей старается, трудится, чтобы у нас был хлеб. Ребята, хлеб — самый главный продукт на столе. А ещё, хлеб упоминается, например, в русских народных играх. Давайте и мы сейчас поиграем в одну такую игру — «Пирог».

Физминутка: русская народная игра «Пирог»:

Выбирают водящего по считалке, становятся в две шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре — он «пирог». Все поют и двигаются.

Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)

Экий он широконький, (руки разводят в стороны)

Экий он мягонький. (руками гладят живот)

Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел — уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал — становится «пирогом».

 

Воспитатель:

-Давайте отправимся дальше, вы увидите еще мастерство народных умельцев нашего края.

 

Слайд №20 - изображение Горной Колывани

Ребята, вы все видели герб нашего края, мы с вами не раз его рассматривали, и вы наверняка помните, что в нижней части герба на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз», так вот мы сейчас с вами находимся в том месте, где эту вазу создали мастера камнерезого дела. Это Колыванский камнерезный завод. Ещё в 18веке заводчик Акинфий Демидов узнал о рудных находках на Алтае и он попросил разрешения у государства о строительстве Колывано-Воскресного завода. Сначала там плавили медь, а потом серебро. Затем на этом месте была открыта Колыванская шлифовальная фабрика, для изготовления изделий из камня, сейчас она называется Камнерезный завод. И сейчас в наше время есть умельцы на Алтае, которые изготавливают из камня произведения искусства.

Слайд №22 - фото изделий из камня

Воспитатель: Ещё много в Алтайском крае красивых, замечательных мест, но мы поговорим о них в другой раз, а сейчас время уже много и нам пора отправляться в детский сад.

Слайд №23- изображение вертолета

Слайд №24 - фото озера Яровое

Воспитатель:

-Ребята, мы возвращаемся в детский сад и летим через большое озеро, кто помнит, как называется это озеро? (озеро Яровое)

Ответы детей.

Заключительная часть:

Воспитатель:

-Вам понравилась экскурсия на вертолете по Алтайскому краю? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель благодарит детей за активность, проявленное дружелюбие.

САМОАНАЛИЗ

Тема ООД: познавательно-коммуникативная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия по Алтайскому краю»

ЗАДАЧИ ООД:

-обучающие: Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае

-развивающая: Развивать у детей интерес к изучению родного края, развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь;

-воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к истории Алтайского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

При планировании ООД были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие.

Виды детской деятельности:

(двигательная, коммуникативная, познавательная).

В ходе ООД реализовывалась совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие.

Этапы ООД:

Вводная часть (мотивационный этап). Я мотивировала воспитанников на включение в познавательную деятельность при помощи использования художественного слова, и приглашения на экскурсию по Алтайскому краю на вертолёте.

Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В основной части я применяла следующие методы:

Методы наглядные: презентация, наблюдение;

Методы двигательные: игра, физминутка;

Методы словесные: рассказ, беседа, художественное слово.

Активизировала мышление детей при помощи познавательных вопросов: как? какие? Что способствовало развитию наблюдательности и внимания.

Проблемные вопросы: почему? зачем? Что способствовало определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей.

Итогом основной части послужило возвращение в детский сад.

Итог/рефлексия зафиксировала новые понятия и новые знания вопросами:

Что нового узнали об Алтайском крае? Что вы больше всего запомнили?

Дети сами являлись активными помощниками, что позволяло на протяжении ООД сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Поставленные задачи удалось реализовать полностью.

  • file0.pptx.zip.. 19,2 МБ
  • Опубликовано: 06.08.2021