Доклад «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в современных условиях»

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Захарова Наталья Николаевна

Организация: ГБДОУ ДС 18 комбинированного вида Пушкинского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Пушкин

Дошкольное образование в России является одним из важных социальных институтов, призванных помочь семьям обеспечить оптимальные возможности для развития ребенка, сформировать фундамент его последующей социальной и академической успешности. По данным статистики, во всех регионах Российской Федерации, за исключением трех регионов Северо-Кавказского федерального округа, охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием составляет от 70 до 100% [1].

Проблема доступности уже не так остра, как несколько лет назад, а на первый план выходит задача обеспечить именно качественное образование для дошкольников. Для ее решения необходим мониторинг соответствия образовательных услуг Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Региональные системы контроля и независимой оценки качества не дают целостного представления о процессуальных характеристиках дошкольных образовательных учреждений, а оценивают только формальные структурные показатели (укомплектованность кадрами, подтвержденный документально уровень их квалификации, наличие достаточного количества помещений и оборудования без оценки его конкретного использования, соответствие документации нормативным актам и т. д.) и удовлетворенность потребителей [9].

Обращение к педагогике предметно-пространственной среды обусловлено тем обстоятельством, что данное направление педагогической, дизайнерской, психологической мысли тесно связано с проблемой развития воспитательного пространства. Необходимо заметить, что полноценная личность формируется при наличии определенного руководства со стороны родителей, воспитателей, одним словом - организации среды. Но, к сожалению, в современном информационно развитом и свободном мире не все дети имеют предпосылки для развития своей индивидуальности.

Предметно-пространственная среда, существующая в ДОУ в современных условиях, в случае её развивающей направленности неоднократно становилась темой научных исследований и публикаций. В итоге определено, что отдельной проблемой стали совершенно неоднозначные трактовки, тогда как понятийный аппарат не согласован, допускается расхождение в толковании одного и того же термина.

В частности, среди авторских понятий выявлены равновесные:

  • предметно-игровая среда, развивающая предметная среда детства (С.Л. Новоселова),

  • развивающая предметная среда (А.Г. Асмолов);

  • развивающая предметно-пространственная среда (ФГОС дошкольного образования).

Рассуждая о развивающей предметно-пространственной среде, понимают отдельный фрагмент среды образовательной, где пространство подверглось специальной организации. Так, в помещении группы, на участке ДОУ использованы особые материалы, оборудование, инвентарь, обеспечивающие дошкольникам процесс развития, не отклоняющийся от специфики каждого из возрастных этапов, охраняющий и укрепляющий здоровье, учитывающий особенности, корректирующий возникающие в развитии недостатки. В современных условиях для ДОУ целый ряд моментов получил оценку серьезных барьеров, препятствующих ДОУ вести деятельность с целью улучшать, формировать и модернизировать развивающую предметно-пространственную среду. Данное обстоятельство неуклонно повышает актуальность и на сегодняшний день нуждается в оперативном решении. Причины видим в том, что начал действовать новый ФГОС ДО, выдвигающий требования к дошкольному образованию, регламентирующий структуру основной образовательной программы этого уровня [5].

Как следует из ФГОС ДО, на стадии построении программы нужно учесть такие принципиальные моменты:

1) интегрировать образовательные области;

2) учесть потенциал воспитанников: возраст, индивидуальность, специфику.

Подыскивая варианты точных ответов к поставленным программным образовательным задачам, ДОУ следует прийти к тому, чтобы дошкольники и взрослые действовали в партнерстве, совместно, в сотрудничестве, но дети могли предпринимать действия самостоятельно, а также не отклонялись от требований режима. Подбор компонентов развивающей предметно-пространственной среды происходит так, чтобы образовательные области интегрировали. И оборудование, и материалы, востребованные определенной образовательной областью, должны применяться так, чтобы не мешать реализоваться области другого плана.

Итак, вне зависимости от возрастной группы дошкольников, работая над развивающей предметно-пространственной средой в ДОУ в современных условиях на стадии создания, подразумевается, что в основу ложится психология как зеркало конструктивности взаимодействия всех лиц, участвующих в воспитательно-образовательном процессе. Грамотность использования подобных установок приведет к тому, что в ДОУ не нарушается дизайн и эргономика помещений, территории, не ухудшаются параметры оборудования, регулярно сменяемого на современное, не допуская устаревания. Еще одним фактором станет знание того, что именно возраст создает целый ряд психологических особенностей, фактически предопределяет, насколько адекватно результат соотносится с использованием среды.

Трудности развивающей предметно-пространственной среды разнообразны, о чём свидетельствует практика сегодняшних дошкольных учреждений, но самым серьезным полагаем доминанту стандартности в оформительских решениях, формирование однотипного интерьера и стиля, в котором оборудуются группы детей всех дошкольных возрастов [2].

Перечислим отправные моменты предложений для оптимизации функций развивающей предметно-пространственной среды, высказанные известным психологом Артуром Владимировичем Петровским, исследовавшим дошкольную психологию такие периоды развития науки как советский и российский.

Ученый конкретизировал следующее:

  • обеспечить взаимодействие при сохранении дистанции;

  • создать условия для активности, самостоятельных и креативных действий дошкольника;

  • соблюсти динамичность при условии стабильности;

  • обеспечить комплексность и гибкость, по-разному разбивать на зоны;

  • привнести в среду эмоциогенность;

  • индивидуализировать пространство так, чтобы и дошкольники, и взрослые, не испытывали дискомфорта, эмоционального стресса в течение всего времени пребывания;

  • компоновать, организуя среду, элементы стандартные и неординарные;

  • обеспечить открытость, но не исключать закрытости среды ДОУ от внешних факторов;

  • принимать во внимание, что средой будут пользоваться дети не одинакового возраста и пола [6].

ФГОС ДО являются документальной основой для работы ДОУ в современных условиях, если детский сад организует развивающую предметно-пространственную среду. Ключевой постулат состоит в том, чтобы ребёнок не испытывал стеснения, когда начался рост индивидуальности, свободно стали проявляться интересы и склонности, возросла активность. Важным организационным моментом относительно развивающей предметно-пространственной среды является тот факт, что именно здесь нужно дать ребёнку возможность увлечься интересным делом. Размещая оборудование по секционному принципу, обустраивая центры развития, педагог закладывает условие того, что дети группируются, если их объединяет общий интерес: вместе начнут конструировать, рисовать, заниматься ручным трудом, экспериментировать или станут участниками театрально игровой деятельности.

Как обязательные предметы нужно внести в среду материалы, обладающие активизирующим потенциалом и мотивирующие познавать мир. В частности, нужно создать комплект развивающих игр, обеспечить наличие технических моделей, механических игрушек, макетов.

Опытно поисковая работа также требует предметной базы, а группу дошкольников нужно обеспечить магнитами, лупами, пружинами, мерными емкостями и весами. Возраст старшего дошкольника уникален тем, что детям впервые становится интересно изучать естественные объекты, ставить эксперименты, коллекционировать.

Новинкой для ДОУ в современных условиях стало предложение конструировать различные модели\ и не останавливаться на однотипных материалах. Увлекая детей в строительно-конструктивную игру, нужно скрупулезно организовать среду для такой игровой деятельности. Воспитатель обязательно подбирает материал, не противоречащий тем задачам, на которые нацелено обучение, развивая у ребёнка умение осуществлять конструкторскую деятельность.

Конструкторы рекомендуется комбинировать в самых различных вариантах: для использования на полу или столе, из пластмассы или металла, различных размеров, с возможностью свободно собрать модель или только следовать инструкции. Не менее важно, чтобы конструктор привлекал дошкольников оформлением, не противоречил возможностям конкретного ребёнка, отвечал условию гигиеничности и механической прочности.

Развивающая предметно-пространственная среда подразумевает, что в группе царит доброжелательность, а подобная атмосфера распространяется на всех дошкольников, повышает общительность, поощряет к проявлению любознательности и инициативы, учит душевной доброте, вовлекает в самостоятельную деятельность и творчество. Дошкольники нуждаются в определенных видах оборудования, среди которых самым важным будет материал, стимулирующий широту социальных интересов и активизирующий интерес детей к новому знанию. Такими материалами будут энциклопедии, специально ориентированные на детский возраст, альманахи и фотоальбомы, наглядно знакомящие дошкольников с флорой и фауной, подшивки детских журналов, брошюры и плакаты, а также рассказы, циклы рисунков, мультфильмы о том, чем как живут люди на разных континентах планеты.

Насытив развивающую предметно-пространственную среду материалами, педагог ДОУ повышает её образовательный потенциал, а затем сможет успешно организовать развитие ребёнка, сделать его содержательным, развить дошкольников в разнообразных направлениях.

В современных условиях ДОУ за развивающей предметно-пространственной средой однозначно просматривается роль важнейшего инструмента, формирующего в дошкольнике личность, несущего знания и социальный опыт. Организуя пространство ДОУ, следует придерживаться концепции о том, что между помещениями обязательно нужно создать взаимосвязь. Такое проектирование облегчает клубные часы, где присутствуют дети и родители, поддерживает любознательность детей, приносит уверенность в освоение обстановки: за хорошо знакомым следует непривычное пространство. Если интегрировать наиболее результативные варианты, строя развивающее пространство, есть возможность прийти к конструкту развивающего дома, где ребенок существует в особой обстановке, усиливающей желание общаться, открывать интересное [3].

Нельзя оспорить того факта, что сегодняшние реалии выдвигают педагогам ясные и понятные запросы, настаивая, чтобы в предметно-пространственной среде ДОУ функции и содержание согласовалось с указаниями ФГОС ДО. Так, прежде всего, в обязательном порядке должны быть соблюдены зоны, выделенные для активной игры, работы, отдыха [4].

Данная точка зрения предрасполагает к тому, чтобы построить развивающую предметно-пространственную среду, преодолев актуальные на трудности и формулируя определение самого эффективного подхода.

Приведем рассуждения О.В. Дыбиной, Л.А. Пеньковой и Н.П. Рахмановой о том, как построить по современным подходам и требованиям ФГОС ДО развивающую предметно-пространственную среду:

1) проектировать среду, а затем перейти к её построению, ориентируясь на комплексность и тематику, которым должен отвечать образовательный процесс;

2) заложить в среду условие успешности образовательной деятельности, различные типы которой будет организовать воспитатель;

3) сформировать среду, где решаются программные образовательные задачи, а взрослый с ребёнком будут действовать совместно, ведя образовательную деятельность, а также реализуют деятельность самостоятельную и творческую при условии, что ребенок будет источником инициативы и построить дальнейший сценарий реализации замысла;

4) заложить условие свободной интеграции нескольких видов деятельности дошкольников.

Исходя из базовых подходов, согласно которым строится развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в современных условиях, существует несколько вариантов, по которым таковую рекомендуется наполнять содержательно:

1) в зависимости от вида деятельности, куда вовлекаются дети;

2) ориентиром служит образовательная область;

3) вариант объединяет первое и второе направления.

Рассматривая случай, когда организатор построения развивающей предметно-пространственной среды ориентируется на деятельность, в выполнение которой вовлечены дошкольники, нужно обратиться к ФГОС ДО, где перечислены ключевые виды деятельности дошкольников:

  • игровая – реализуется в сюжетно-ролевых играх, а также в играх по правилам;

  • коммуникативная - реализуется коммуникация, а также сотрудничество дошкольника и с детьми, и со взрослыми;

  • познавательно-исследовательская - дошкольник станет исследователем лежащих в окружающем мире объектов, проведет эксперименты;

  • знакомство с фольклорным и литературным наследием;

  • самообслуживающая, а также вовлечение в самый элементарный труд в быту, осуществляемый не только как работа по дому, но и различные мероприятия во дворе, в саду, в огороде;

  • конструирующая - дошкольники работают с такими материалами как конструкторы, бумага и картон, модульные объекты, природные материалы;

  • изобразительная - дети рисуют, лепят, делают аппликации;

  • музыкальная – дошкольники воспринимают и осознают, какой смысл лежит в музыкальных произведениях, разучивают песни, осваивают движения, музыку и ритмику, учатся исполнять произведения на детских музыкальных инструментах;

  • двигательная - изучают основные движения до овладения согласно возрастным нормам.

В современных условиях ДОУ развивающую предметно пространственную среду обязательно по содержанию соотносят с образовательной областью, построив которую педагог ожидает от дошкольника адекватности развития.

На данный момент сложилось представление о ключевых образовательных областях развития ребёнка:

1) в плане социальных коммуникаций;

2) с целью познавательной;

3) для совершенствования речи;

4) для становления художественно-эстетического восприятия;

5) с целью своевременного развития физических качеств.

Признаем, что перечисленным подходам свойственно условие соотнесения. При этом каждый демонстрирует, что в деятельности дошкольника, вне зависимости от того, проявляет ли ребёнок индивидуальную или коллективную активность, предметная среда обладает особыми условиями, в которых реализуется целый ряд задач, самым прямым образом касающиеся любой образовательной области:

1) ребёнок получает стимулы, побуждающие познавать мир, свойства существующих в нем объектов, закономерности их связей;

2) дошкольник интересуется постижением эстетики и этики;

3) научит дошкольника взаимодействовать с детьми и взрослым контингентом;

4) позволяет привнести в физическое развитие здоровье-сохраняющие компоненты.

Полагаем, что сложно выделить среди подходов вариант, не имеющий преимуществ. Но решение приступить к построению развивающей пространственной среды в ДОУ в современных условиях, руководствуясь интегрированным подходом, должно быть однозначно оптимальным, так как ребёнок самым полноценным образом погрузится в пространство, стимулирующее быть самостоятельным, инициативным и креативным. Данный подход разрешает игру ребёнка в самом комфортном месте, а не указанном воспитателем.

Задача педагога состоит в том, чтобы:

  • определить, во что играют дети, а затем правильно компоновать в пространстве оборудование и игрушки;

  • оптимизировать уровень комфорта;

  • разделить дистанцией участки, зонировать территорию для двигательной активности, спокойного использования настольных игр, на сектор экспериментаторов или уединения.

При этом обязательно, чтобы учитывалась интересная детям деятельность, не был упущен ни один из ее видов, а также в каждой зоне включено востребованное оборудование и материалы. Значит, самое результативное наполнение развивающей среды производится по интегрированному подходу, а ход образовательной деятельности в области согласуется со всевозможными видами деятельности дошкольника [7].

На современном этапе развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ педагоги называют самой первостепенной предпосылкой, стимулирующей ребёнка быть творческим. При этом важно, чтобы креативная деятельность позволила ребёнку реализовать себя в творческом развитии, а педагог творчески относился к своей должности и поставленным ФГОС ДО задачам [8].

Резюмируем, что ФГОС ДО диктует дошкольным учреждениям особые требования к кадрам, настаивает устранить проблему низкой подготовленности, работать над обретением профессиональной компетенции, поскольку перечисленные качества еще недостаточно развиты у воспитателей, занятых построением предметно-развивающей среды ДОУ в современных условиях. Стаж работы педагога в данном случае играет роль негативного фактора из-за того, что у такого специалиста уже закрепились устаревшие стереотипы работы, а сейчас он должен воспринять себя в новом свете как организатор современного педагогического процесса, научиться использовать методы и технологии, чтобы работать с ребёнком с доминантой личностного подхода. Дошкольное учреждение в своем пространстве объединяет в одну систему множество видов педагогической деятельности, чтобы воспитанники шли путем развития каждый по своей индивидуальной траектории. Так, существуют не только базисные моменты, но и дополнительные: все помещения ДОУ, площади с высокой функциональностью (коридор, музыкальный и спортивный зал, участок для прогулок).

Обязательно, чтобы каждое слагаемое пространства строилось под определенный детский коллектив, где каждый из воспитанников имел возможность действовать творчески, подбирать решения и действия, руководствуясь индивидуальными интересами и действуя креативно. При построении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях всем прочим стадиям предшествует проект, а после наступает стадия созидания, вслед за чем воспитатель должен систематически вносить изменения, учитывая запросы и особенности своих дошкольников, использовать в работе самые актуальные и эффективные образовательные технологии.

Полагаем, что спектр востребованных с данной целью образовательных технологий представлен следующими:

1) исследовательская - её называют проблемно-поисковой - новое знание постигается в результате открытий;

2) коммуникативная - известна под синонимом дискуссионной - ведутся дискуссии, чтобы показать ту или иную точку зрения на проблему, сравнить мнения, в затем прийти к оптимальному ответу;

3) имитационное моделирование - также называют игровой технологией - образовательное пространство позволяет создать модель трудностей, с которыми дети сталкиваются в жизни, а после даётся решение того или иного варианта выхода из создавшейся проблемы;

4) рефлексивная - ребенок осознает, к какому результату приводит деятельность, сравнивает варианты выполнения, вспоминает трудности, способы преодоления, возникшие переживания, страхи или радость победы.

Из практики известно, что в педагогике дошкольное образование является особым направлением, специалисты которого умеют грамотно взаимодействовать с детьми, для чего применяют самые разнообразные методы. Однозначно, что развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в современных условиях и новые стандарты ФГОС друг с другом не согласуются, не удаётся применять в работе последние инновации.

Построение развивающей предметно-пространственной среды является особым вектором педагогов ДОУ в современных условиях. При этом нужно исключительно творчески планировать и зонировать территорию, выделив пространство для активности, предложить интересные проекты для производства под заказ авторского игрового оборудования, стимулировать детей к творчеству и исследовательской активности в соответствующих условиях.

 

 

Список источников

1. Бедарева Л. Ю., Семионова Е. А., Токарева Г. С. (2020) Прогноз развития экономики в сфере дошкольного образования на примере четырех федеральных округов России // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 2. С. 60-82.

2. Белкина Валентина Николаевна, Шакирова Елена Валерьевна Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада // Ярославский педагогический вестник. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-kak-sredstvo-sozdaniya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada (дата обращения: 16.09.2021).

3. Горшенина Татьяна Васильевна, Помазан Ольга Михайловна Создание развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста средствами современных игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-razvivayuschego-obrazovatelnogo-prostranstva-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-sovremennyh-igrovyh-tehnologiy-v (дата обращения: 16.09.2021).

4. Мохначевская Лия Антоновна, Николаева Алевтина Васильевна Мониторинг качества образовательной среды в группах раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kachestva-obrazovatelnoy-sredy-v-gruppah-rannego-vozrasta (дата обращения: 16.09.2021).

5. Пирская Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад, 2010. № 3.

6. Родионова Наталья Геннадьевна Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС до // Наука, образование и культура. 2016. №7 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-v-dou-po-fgos-do (дата обращения: 16.09.2021).

7. Шакирова Елена Валерьевна, Белкина Валентина Николаевна Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-detskogo-sada-soderzhanie-i-podhody-k-organizatsii (дата обращения: 16.09.2021).

8. Шакирова Елена Валерьевна Развивающая предметно- пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству // СДО. 2019. №5 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-detskogo-sada-kak-sredstvo-motivatsii-pedagoga-k-tvorchestvu (дата обращения: 16.09.2021).

9. Шиян Игорь Богданович, Ле-Ван Татьяна Николаевна, Шиян Ольга Александровна, Зададаев Сергей Алексеевич Ключевые проблемы реализации фгос дошкольного образования. Результаты всероссийского исследования качества дошкольного образования 2016-2017 гг. // Вопросы образования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-problemy-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-rezultaty-vserossiyskogo-issledovaniya-kachestva-doshkolnogo (дата обращения: 16.09.2021).

Опубликовано: 21.09.2021