Мастер – класс «Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста, через дидактическую игру «Сортируем мусор - бережем природу»

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Базарова Евгения Сергеевна, Новикова Наталья Владимировна

Организация: МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Цель: Создание условий для формирования знаний у педагогов и повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике дидактической игры«Сортируем мусор – бережем природу» у детей дошкольного возраста, через экологическое воспитание.

2. Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов использования дидактической игры«Сортируем мусор – бережем природу» у детей дошкольного возраста, через экологическое воспитание.

3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Форма проведения:мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран,  игра «Сортируем мусор».

 

1 часть (теоретическая)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста, через дидактическую игру «Сортируем мусор — бережем природу».  Одной из главной и актуальной проблемы во всем мире, стала утилизация  и переработка мусора, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность. А создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной и  чистой. Внедряя в различные виды детской деятельности элементы бережливых технологий, педагоги формируют бережливое отношение  к окружающему миру, ресурсам и времени.

Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.Вещи служат нам очень недолго, а покупаем мы их всё больше. В результате всё больше становится и отходов. Каждый из нас отправляет на свалку 400 кг мусора в год. Мы посчитали, что если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, можно было построить башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны.

Каждый год в России территория под свалки увеличивается, а стоки с этих свалок попадают в подземные воды, а люди, живущие рядом с ними, чувствуют удушливый запах. К тому же отходы периодически горят и отравляют воздух. Сжигание мусора на специальных заводах приводит к росту большого числа онкологических заболеваний.

Современный метод решения этой проблемы — раздельный сбор отходов и их переработка. Сегодня это признано во всем мире. Некоторые страны уже перерабатывают до 70% отходов, а у нас в стране — меньше 5% отходов. Всё остальное идет на свалку или мусоросжигательный завод. Поэтому, я считаю, необходимо привлекать внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды  с раннего возраста.

Наша дидактическая игра адресована воспитателям дошкольных учреждений. Имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДО, так же помогает в игровой форме познакомить детей старшего возраста с правилами сортировки мусора.

Пособие направлено:

  • на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
  • развитие познавательного интереса, речи;
  • формирование экологических представлений;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие зрительного восприятия, самостоятельности.

Назначение: дидактическая игра «Сортируем мусор — бережем природу», предназначена для индивидуальной и подгрупповой самостоятельной работы детей; на занятиях имеет общеразвивающий эффект; дети знакомятся со свойствами предметов и правилами сортировки мусора.

- В заключение теоретической части хочется отметить, что на сегодняшний день технологии бережливого производства внедряются во все сферы жизни, помогая налаживать организацию рабочего процесса. Время, в котором мы живем, требует постоянного учения, совершенствования, а где, как не в образовании должны применяться новые, современные технологии.

2 часть (практическая)

- Уважаемые коллеги! Сегодня мы,представляем вам свою разработку.

Сначала давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем друг другу хорошего дня и настроения. Например: Я начинаю «Евгения Сергеевна я вам желаю хорошего настроения» (Участники выполняют действия).

-  Данная игра может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, игру можно использовать вовремя ООД, подгруппового занятия, в индивидуальной работы и в свободной деятельности.

Участники игры: воспитанники детского сада, педагог/родители.

Материал:три контейнера для мусора с названиями: пластик, бумага,  общие отходы, к ним прилагаются карточки с изображением мусора, макеты предметов по категориям (предметы из пластика, из бумаги и различные  бытовые отходы).

Описание:Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем или же найденный макет.

Цель: повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами, ознакомление детей с понятием "сортировка мусора".

Задачи:

  • формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
  • развивать умения классифицировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены;
  • развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность

Ход игры:

Детям предлагается экологическая ситуация:«Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик»   и «Общие отходы».

Например…. : ( Выступающий показывает картинку, педагог (по желанию) спрашивает, что за мусор и в какой контейнер поместить).

Задача обучающихся: определить материал, из чего он сделан предмет и рассортировать по категориям.

- А затем я создаю проблемную ситуацию, которую дети решают в игре.

Рефлексия:

Вопросы: Ребята, какая проблема у нас возникла? Как мы ее решили? Для чего сортируют мусор? Что же с ним будут делать? (перерабатывать)Какие вещи можно сделать из этих материалов?  А также высказываются свое личное мнение по работе (игре) с данной дидактической игрой.

Вопросы:Что вам понравилось? / Что не понравилось? Что нового вы услышали, увидели, узнали,  чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме?

 

3 часть (Заключение)

В заключение игры делаем вывод, к которому детей подводит применение данной педагогической технологии в ходе всей игры: Главное – любить и оберегать  природу  вокруг себя! А так же закрепить и запомнить, как экологическую привычку.

- Уважаемые Коллеги, желаю вам успехов в работе, бережливости,  повышайте свою квалификацию, делитесь друг с другом опытом.

Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

  1. Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368с.

  2. Дворецкая Ж.Г. ,Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость.- Витебск, 2010 г.

  3. Замятина, В. В. Воспитание бережливости / В. В. Замятина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019 г.

  4. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог».М.: Мозаика-Синтез, 2018.

  5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание  дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2014. - 96с.

  6. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

  7. (ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт

Опубликовано: 03.12.2021