Реализация деятельностного подхода к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Рубан Ирина Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 4»

Населенный пункт: Пермский край, ЗАТО Звёздный

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес.  Они как юные ученые, изучают различные природные явления и объекты. Перед нами воспитателями стоит задача помочь ребенку дошкольнику раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.

Как отмечает Н. А. Рыжова, экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка.  Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребёнка. В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми. Изучая какую-либо проблему, мы  никогда не предлагаем детям  готовых решений, а добиваемся вместе с ними реализации  выработанных совместно целей и задач  в процессе деятельности. Это и  составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Одной из целей в работе с детьми дошкольного возраста является  воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и  любить окружающий мир, природу.

Эта цель реализуется с помощью следующих задач:

  • формирование экологических знаний, доступных пониманию дошкольника;
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • воспитание гуманного, бережного отношения к природе и окружающему миру;
  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами;
  • формирование умения и желания сохранять природу
  • использование социального партнерства как одного из факторов развития гармоничной личности дошкольника.

Наш детский сад находится в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Дети могут наблюдать лес, березовую рощу, луг, холм. Как доказано психологами у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Поэтому мы строим процесс обучения таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью мы создали в нашей группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, занимаются  экспериментированием. В процессе экспериментирования,  дети учатся выдвигать свои предположения и проверять их непосредственно в процессе совместной деятельности со взрослым. Они делают элементарные умозаключения. Так в результате нашей совместной деятельности мы с ребятами узнали, как сделать бумагу из макулатуры, сделали модель вулкана и узнали, как он ведёт себя в действии, выращивали кристаллы и сталактиты.

Экологическое образование реализуется также через  проектный метод. Сегодня жизнь требует от ребёнка умение принимать нестандартные решения. Познавательные способности детей дошкольного возраста направлены на развитие детского интеллекта.  Метод проектов позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Проектирование оказывает положительное влияние на дошкольника:

  • развиваются познавательные и коммуникативные способности;
  • проектирование положительно влияет на содержание игровой деятельности, игры становятся разнообразнее;
  • расширяются знания об окружающем мире;
  • укрепляются детско – родительские отношения.

В нашей группе мы разработали ряд мини-проектов. Так в рамках проекта «Хлеб – наш батюшка» дети узнали, как тяжело выращивать хлеб, как он попадает к нам на стол.  Мы с детьми освоили трудовые процессы по выпечки хлеба. С приближением зимы  встала проблема необходимо заготовить на зиму корм для птиц. Так у нас появился проект «Солнышко на тонкой ножке».  В результате работы над проектом мы с ребятами вырастили подсолнухи и семечками кормили птиц зимой.

Хочется отметить, что в результате нашей работы у детей вырос познавательный интерес к миру природы, они проявляют желание сохранять природу.  Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов.  

В процессе работы у детей развиваются такие важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личности. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта ребенка, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения,  что,  безусловно, приводит к развитию личности ребёнка.

Опубликовано: 02.10.2023