Развитие речи дошкольников с ЗПР

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Бытко Ксения Александровна

Организация: МОБУ СОШ Всеволожский ЦО

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Всеволожск

Педагоги дошкольных учреждений все больше сталкиваются с тем, что у детей старшего дошкольного возраста часто возникают нарушения речи, словарный запас очень беден, дети даже не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, а также выучить стихотворение, на основании этих проблем появляется все больше детей с ЗПР. Все больше педагоги сталкиваются с проблемами в развитии речи у дошкольников, поэтому применение синквейна в работе актуально в последнее время.

Л.С. Выготский отмечал “Без речи нет ни сознания, ни самосознания”.

Многие психологи и педагоги говорят о том, что благодаря синквейну можно регулировать проблемы в развитии речи дошкольников.

В последние годы педагоги используют в своей работе методики, которые помогают преодолевать трудности в развитии речи у детей с ЗПР.

Одним из интересных и популярных методов является синквейн, потому что он очень эффективен в активизации познавательной деятельности и способствует развитию речи.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами. [2].

Существует большое количество разновидностей синквейна, но я хочу отметить - дидактический синквейн.

Содержание педагогического исследования

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми ОНР, изучение и распространении технологии для педагогов.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с технологией синквейн.
  • Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • Познакомить родителей с рекомендациями по проведении технологии.          

Давайте, наконец-то разберем что такое синквейн.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.[2]

В первую очередь отметим эффективность и значимость синквейна:

1. Синквейн это совершенно новая технология, которая раскрывает творческие, интеллектуальные, а самое главное речевые возможности

2. Дидактический синквейн способствует обогащению и активизации словарного словаря.

3. Отдельное внимание  уделяется  лексико-грамматической стороне речи.

4. С помощью него педагоги оценивают уровень усвоения ребенком пройденного материала, подбирается диагностический инструмент.

5. Он развивает не только речь, но и память, внимание и мышление, тем самым работая в комплексе.

6. Имеет игровую направленность.

7. А самое главное, что он очень прост, но весьма эффективен.

На основании этого можно сделать вывод, что синквейн могут составить все.

 

Примерный план реализации работы по обучению дошкольников с ОНР составлению синквейна:

I этап – подготовительный

Работу нужно начинать с уточнения, расширения словаря, чтобы дошкольник в дальнейшем смог грамотно изложить свои мысли, идеи.

Начинаем подготовку с простых слов или знакомой темы. Например, подобрать слова к слову апельсин – оранжевый, кислый, сочный, ароматный.

Велосипед: едет, ломается, тормозит, спускается, стоит.

А теперь одушевленные предметы( девочка):

Плачет, хнычет, улыбается, сидит, стоит, играет, кричит, прыгает, смотрит.

Что на картинке: собака лает, кран течет.

Познакомим детей с понятиями “живой и неживой”, мы тем самым подготовили  платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Остановимся на графических схемах: они определяют  слов для детей, а также их раздельное написание. С помощью слов, которые обозначают признак предмета, мы учим дошкольников составлять предложения.

Строгое соблюдение правил при составлении синквейна не обязательно, тем самым он очень привлекателен для дошкольников.

Для родителей дошкольников необходимо провести консультацию “Методика проведения синквейна”, чтобы они помогали детям в составлении стихотворений.

Работу по составлению синквейна мы завершаем составлением нераспространенных и распространенных предложений, которые состоят из разных структур, опираясь на сюжетные картинки, схемы и вопросы. Не забудьте познакомить детей со словами-ассоциациями, они связаны по смыслу с описываемым предметом (иногда это слова-синонимы).

Многие педагоги отмечают, что метод синквейна оказывает огромную помощь в постановке правильности и осмысленности речи для детей с ОНР дошкольного возраста.

Многие задают вопрос, а можно ли сформировать умение составлять синквейн детей, которые не умеют читать? Давайте рассмотрим этот вопрос.

Во-первых, сразу отвечу, да можно, и вы в этом сейчас убедитесь. Во-вторых, составление синквейна можно назвать своего рода игрой, ведь это также весело, легко, а главное полезно.

Дети, не умеющие читать, составляют синквейны устно, при помощи вопросительных слов: О ком, О чем? Какие? Какая? Какое? Что делал? Что сделал?

В данной работе полезны наводящие вопросы, с помощью них у детей формируется умение выделять главную мысль в предложении, отвечать на вопросы по алгоритму, сочиняя нерифмованные устные стихи.

 В приложениии №1 обратите внимание на алгоритм составления синквейна для не читающих детей с ОНР.

Схему составления синквейна, выбираем №2, она более понятна. Синквейн за счет своей простоты составления подвластен всем детям. Он помогает детям самовыражаться, а также это очень интересное занятие. Синквейн проводится в форме свободного творчества, направлен на развитие умение находить в потоке информации главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, формулировать свои высказывания. Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Стихотворения, созданные детьми с помощью синквейна становятся вершиной в образовательной деятельности.  

II. Практическая часть.

Переходим к практике, и попробуем составить синквейн, тем самым почувствуете себя поэтом. Задания могут быть совершенно разные, давайте рассмотрим конкретный пример:

Слово “Яблоко”

  1. Яблоко.
  2. Круглое, зеленое.
  3. Зреет, висит, растет.
  4. Я люблю яблоки.
  5. Фрукт.

2 пример:

  1. Свекла.
  2. Красная, круглая.
  3. Зреет, висит, растет.
  4. Я не люблю свеклу.
  5. Овощ.

Следующий пример, рассмотрим по прочитанному произведению К.И. Чуковского:

  1. Федора.
  2. Неряха, грязнуля.
  3. Неприбирается, неумывается.
  4. Федора не любит мыть посуду.
  5. Женщина.

2 пример:

  1. Слон.
  2. Большой, сильный.
  3.  Кушает, занимается.
  4. Слон любит шоколад.
  5. Животное.

Еще один пример, составление по картинкам (игрушка):

  1. Машинка.
  2. Красивая, белая.
  3. Едит, сигналит, стоит.
  4. Моя машинка самая лучшая.
  5. Игрушка. 

2 пример:

  1. Юла.
  2. Цветная, красивая.
  3. Крутится, стоит.
  4. Моя юла самая красивая.
  5. Игрушка

Можно составить по пройденной теме: (Зима)

  1. Снег.
  2. Белый, холодный.
  3. Идет, осыпается, падает.
  4. Я очень люблю снег.
  5. Снежинки.

Тема: Лето.

  1. Солнце.
  2. Теплое, солнечное.
  3. Светит, крутится, заходит, выходит.
  4. Я очень люблю солнце.
  5. Луна

Синквейн может использоваться не только в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимных моментах, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуется родителям, в связи с этим обуславливается практическая значимость данной тематики.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота составления синквейна позволяет бывстро и без проблем получить результат. В любой деятельности с детьми, где используется синквейн, он воспринимается детьми как игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

Вопросы для размышления: Что дал вам синквейн?

Словарный запас обогащен?

Позволил почувствовать себя хоть на мгновение творцом. 

 А мыслительную деятельность активизировал?

Получилось у каждого?

У кого были проблемы в составлении?

Вот поэтому можно сказать, что эта технология ценна в педагогическом плане!

Результаты после использования технологии “синквейна”:

  1. Сформирован грамматический строй.
  2. Сформированы навыки обобщения и классификации.
  3. Сформирован навык оформления мыслей в предложение.
  4. Развитие творческих способностей детей.
  5. Развитие интереса к образовательной деятельности.
  6. Обогащение словарного запаса.

Обобщение, выводы.

По истечению работы заинтересованность родителей повысилась почти в два раза родителей – в четыре, педагогов в два раза. В дальнейшем интерес будет только повышаться.

Метод синквейна оказывает положительное влияние на развитие памяти, внимания, восприятия и познавательной активности детей с ОНР.

Данный опыт поможет педагогам в работе с детьми, у которых трудности в развитии речи, а также детям для формирования речемыслительной деятельности, освоению коммуникативных умений, выстраиванию полноценного включения в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности.

 

 

Список использованной литературы

1. Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи/ Л.В. Борисова // Синквейн как прием развития речевого творчества. – 2018. - №5.

2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками/ Н.Д. Душка // Журнал «Логопед» . – 2005. – С. 57 – 62.

Опубликовано: 09.10.2023