Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Носкова Нина Владимировна

Организация: МБДОУ Детский сад № 113

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья человека - глобальная проблема современности. На человека ежедневно действует большое количество вредных факторов, ухудшающих здоровье, как взрослого, так и детского населения, и приводящих к возникновению различных заболеваний. Так анализ показателей здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции - показатели значительно снизились. Причины болезненности детей серьезны: это и социальные условия жизни, экологическая обстановка, а также и психологический климат в семье.

Формирование здорового образа жизни – это приоритетное направление государственной политики ведущих стран мира и Россия в этом вопросе не исключение.

В целях оздоровления населения принята Президентская Программа «Здоровье нации», направленная на улучшение состояния физического и духовно-нравственного здоровья граждан России.

Выстраивание и реализация системы здоровьесбережения воспитанников занимает важное место в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Педагоги должны помочь ребенку, как можно раньше, понять ценность здоровья, здорового образа жизни, овладеть его элементарными нормами и правилами. Не последнюю роль здесь играет и семья, как основной социальный институт, который  главным образом определяет уровень здоровья ребенка.

 

Технология опыта

Обновление системы дошкольного образования, реализации социального заказа государства на воспитание у подрастающего поколения неприятия вредных привычек и привитие желания следовать нормам здорового образа жизни ставит перед педагогами задачу внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий.

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья (элементы детского фитнеса (черлидинг));
  • технологии обучения ЗОЖ (практический урок здоровья);
  • коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, сказказкотерапия, технология музыкального воздействия).

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии сохранения и стимулирования здоровья - способы и приемы, направленные на сохранения и укрепления здоровья детей

В образовательном процессе ДОУ активно используются:

  • динамические паузы,
  • гимнастика для глаз,
  • пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • гимнастика пробуждения,
  • подвижные игры гры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения).
  • релаксация (упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма).

Наиболее значимыми для сохранения и укрепления, стимулирования здоровья детей в детском саду является детский фитнес.

Детский фитнес - это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка (физического и психического здоровья, соответствующего возрасту),  его социальную адаптацию и интеграцию.

В последние годы спектр фитнес - технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился (занятия на тренажерах, степ-аэробика, черлидинг и др.).

Анализ современных здоровьесберегающих технологий, оценка уровня физического развития воспитанников, мониторинг заболеваемости детей определили необходимость использования в образовательном процессе ДОУ элементов фитнес - технологии - черлидинга.

Черлидинг (от англ. вести и лидировать) - разновидность гимнастики, система упражнений, которая дает бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы.

Яркий, эмоциональный черлидинг вызывает живой интерес и у взрослых, тем самым заостряя внимание на здоровом образе жизни, различных видах двигательной активности.

В связи с этим была разработана программа кружка «Черлидинг» (приложение № 1). Образовательная деятельность в рамках кружка направлена на укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОУ (старший дошкольный возраст) средствами современной фитнес - технологии (элементами черлидинга).

Использование элементов детского фитнеса в ДОУ в сочетании с традиционными формами позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности воспитанников, способствует формированию уверенности, чувства радости от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.

 

Технологии обучения ЗОЖ

Ребёнку сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, и что запас здоровья, имеющийся у него, ограничен. И только, когда маленький человек будет осведомлён о важности здорового образа жизни (ЗОЖ), он быстрее перенесёт переданный взрослыми опыт в самостоятельную деятельность, разумнее будет относиться к своей жизни и своему здоровью, здоровью близких людей. Следовательно, важно с раннего детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ, способствовать формированию понимания, что каждый человек - хозяин своего здоровья, научить разумно и бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Решению данных задач способствуют «Практические уроки здоровья».

 

«Практические уроки здоровья»,

как современная здоровьесберегающая технология

(технология обучения ЗОЖ)

Использование данной технологии в ДОУ направлено на:

  • формирование у детей в соответствии с возрастом знаний о здоровом образе жизни, путях формирования ЗОЖ и его составных частях (режим, питание, отдых, занятия физкультурой и спортом) как жизненной ценности человека;
  • профилактику вредных привычек и асоциального поведения детей и взрослых через моделирование опасных жизненных ситуаций для ребенка в социуме и показ альтернативного поведения в данных ситуациях (вредные и полезные привычки);
  • популяризацию занятий физкультурой (в условиях ДОУ, семьи и социального окружения) и спортом (в специально организованных спортивных секциях в городской инфраструктуре).

 

Методика проведения «Практического урока здоровья»

  • Взаимодействие с детьми должно строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия.
  • Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, практическое освоение элементарных навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.
  • Содержание «Практического урока здоровья» желательно наполнять сказочными сюжетами (путешествие в страну здоровья) и использовать сказочные, игровые персонажи ("страшный крокодил" из мультфильма "Птичка Тари", "Доктор Вода ", "Доктор Свежий воздух", "Заболейкин", "Незнайка ", "Мойдодыр" и т.д.).
  • Взаимодействие направлено на психическое здоровье детей, поддержание душевного равновесия, сбалансированности эмоций и жизнеутверждающего поведения. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером. Необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. С этой целью целесообразно использовать ритуалы приветствия (приложение 2), игры на сплочение детского коллектива (приложение 3).
  • Каждый урок здоровья должен приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости от общения и деятельности, пробуждать желание прийти на занятие снова.

 

Структура «Практического урока здоровья»

  1. Ритуал приветствия.
  2. Мотивация к деятельности.
  3. Беседа по теме (просмотр презентаций, иллюстративного материала, дидактических пособий).
  4. Дидактические игры.
  5. Оздоровительные минутки, динамические паузы.
  6. Анализ ситуаций (игровых, реальных, сказочных).
  7. Опыты и эксперименты.
  8. Практические задания.
  9. Рефлексия.

 

«Практические уроки здоровья» организуются со всеми участниками образовательных отношений, что позволяет  детям и взрослым не только получить знания, но и сформировать элементарные практические навыки сохранения и укрепления здоровья, например, «Как правильно чистить зубы», «Как беречь свои глаза», «Гимнастика для глаз», «Как правильно ухаживать за кожей  рук» и др.

Предложенная форма взаимодействия дает возможность на практике показать приемы и способы обучения детей и взрослых подвижным играм, точечному массажу, зарядке, физическим упражнениям и мн. др.

 

Коррекционные технологии

 

В образовательном процессе ДОУ активно используются коррекционные технологии:

- артикуляционная гимнастика;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- и др.

Так для сохранения и укрепления психического здоровья детей, поддержание благоприятного эмоционального фона способствуют технология музыкального воздействия (используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий), а также «Сказкотерапия» (Цикл сказок «Будьте все здоровы» (приложение 4)).

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Взаимодействие с семьей - единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка, методы и приемы физкультурно-оздоровительной работы хорошо понятны всем участникам образовательных отношений.

Основные задачи работы с родителями (законными представителями) воспитанников:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • повысить компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни;
  • создать условия для трансляции лучшего опыта семейного воспитания, пропаганде здорового образа жизни.

В практике организации сотрудничества с семьями воспитанников используются разнообразные методы, позволяющие сделать образовательный процесс в ДОУ насыщенным, интересным, эффективным. Так взаимодействие с родителями осуществляется через:

  • анкетирование, беседы, консультации  (индивидуальные и групповые), родительские собрания;
  • предоставление информации на стендах (наглядная информация в виде стендов, тематических плакатов и различных уголков несет огромные возможности по освещению вопроса здоровьесбережения);
  • организацию обратной связи через родительскую почту (оформление почтового ящика);
  • создание и ведение собственных сайтов, профессиональных блогов педагогов, где размещается актуальная информация по вопросу здоровьесбережения, предоставляется возможность родителям вносить предложения и идеи;
  • и др.

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример окружающих его взрослых, порождает в детях искреннюю заинтересованность. Поэтому огромное внимание следует уделить трансляции лучших практик семейного воспитания. С этой целью организуются выставки – конкурсы семейных газет «Здоровье – это здорово!», «Активный семейный отдых», «Наши путешествия» и др. Семьи, транслирующие здоровый образ жизни, представляют свой опыт на собраниях, спортивных праздниках.

Ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников с современными  технологиями здоровьесбережения способствует пропаганде здорового образа жизни, активному участию родителей в жизни ДОУ, заострению внимания на поиске доступных и эффективных путей укрепления здоровья детей, что повышает результативность образовательного процесса.

 

Развивающая предметно-пространственная среда

Важной составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения является грамотно организованная  развивающая предметно-пространственная среда группы.

Валеологический центр «Познай себя» расположенный в пространстве групповой комнаты является одним из средств воспитания культуры здоровья воспитанников (приложение 5).

Подбор оборудования осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и включает следующие объекты: познавательные, поисково-экспериментальные, наглядный материал об организме человека, правилах гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов и т. д.).

 

 

 

Заключение

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования навыков ЗОЖ - одно из приоритетных направлений в образовательной деятельности ДОУ. Формирование здорового образа жизни - довольно непростое и ответственное дело. Полноценная и качественная жизнь человека зависит от того, насколько он уважительно относится к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ обеспечивает положительную динамику физического развития воспитанников, снижение уровня заболеваемости (приложение 6).

 

Практическая значимость опыта

Представлен информационный материал, позволяющий педагогам, родителям организовать работу по здоровьесбережению детей дошкольного возраста, выстраивая образовательный процесс с учетом современных здоровьесберегающих технологий.

 

Материал представлен на:

- официальном сайте ДОУ http://94kurgan.detkin-club.ru,

- страницах персонального блога http://www.maam.ru/users/Ketrisnina1987.

 

Новизна опыта

Разработаны сценарии уроков здоровья; представлена структура «практического урока здоровья», даны методические рекомендации к использованию «практических уроков здоровья» как здоровьесберегающей технологии,  разработана дополнительная общеразвивающая  программа «Черлидинг».

 

Перспектива дальнейшей работы

Трансляция опыта. Разработка сценариев физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием современных здоровьесберегающих технологий; оформление, пополнение  дидактическими пособиями центра «Познай себя»; использование активных форм  взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, разработка мероприятий для педагогов и родителей (мастер-классы, консультации и т.д.), расширение сотрудничества с социумом.

 

Литература (приложение 7).

 

Литература

  • https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-na-temu-zdorovesberegayuschie-tehnologi-v-obrazovatelnom-procese
Опубликовано: 10.02.2024