Образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях в условиях введения ФГОС ДО

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Осокина Светлана Евгеньевна

Организация: ГБДОУ Детский сад № 21 Кировского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

15 ноября 2022 года состоялось широкое общественное обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования. Федеральная образовательная программа (Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Единая федеральная программа действительно необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.

Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным: все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто педагогами) и детскими психологами. Программы базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет. Так, среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец, а также «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.

Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, 2 сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы, в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.

Документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:

- с рождения до года (младенческий период);

- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);

- от 3 до 7 лет (дошкольный период).

Это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:

- создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;

- обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России;

- создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;

- воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге-воспитателе. Именно педагог, воспитатель является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Новым федеральным законом «Об образовании в РФ», дошкольное образование выделено в самостоятельный уровень общего образования. На этой основе был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одно мгновение, однако задачи выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов заключается в создании условий, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Таким детям легче учиться в начальной школе. Многим садам пришлось очень многое менять, а для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей — к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т. п.— наиболее детально прописаны в стандарте. В новом стандарте дошкольного образования в первую очередь рассматривается создание условий для социального развития дошкольника.

То есть система социализации, в которой непосредственное участие принимает как сам ребенок, так и окружающие его дети, воспитатели и другие взрослые. Если подобная среда положительно влияет на развитие личности ребенка — стандарт можно считать реализованным.

Основная работа по созданию условий для профессионального развития педагогов лежит на методической службе ДОУ. О. Н. Скоролупова называет методическую работу в ДОУ «целостной системой взаимосвязанных мер, основанной на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте, нацеленной на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала».

Методическую работу в детских садах может обеспечить заместитель заведующей по воспитательной работе или старший воспитатель. Цель методической работы в ДОУ, в условиях введения ФГОС ДО, может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО, через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

Специалист методической службы ДОУ должен использовать в своей работе систему мониторинга на диагностико-прогностической основе, направленную на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования. Результаты мониторинга позволят выявить уровень подготовки каждого педагога и вычленить профессиональные запросы и потребности педагогических работников.

Очень важно, чтобы педагог, воспитатель находящийся в режиме постоянного самосовершенствования, саморазвития, владел культурой рефлексии. Об этом, в свое время, говорили Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, А. Н. Леонтьев. Сейчас исследованием этого вопроса занимаются Б. А. Зейгарник, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова.

Поэтому каждый воспитатель должен заниматься самоанализом своей деятельности. У каждого воспитателя есть план самообразования, который должен быть плавно включен в педагогический процесс. Темы самообразования должны быть актуальными и учитывать возрастные особенности детей, с которыми работает воспитатель.

Таким образом, детские сады, в настоящее время, работая по ФГОС ДО, имеют уникальную индивидуальную образовательную систему, которая складывается из того какая программа легла в основу основной программы детского сада, какие были выбраны парциальные программы, какие специалисты работаю в детском саду, какие выбраны темы самообразования воспитателями, какую мотивацию имеют педагогические работники для осуществления своей деятельности.

Даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество.

Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования. Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт обеспечивает вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Стандарт обеспечивает равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Стандарт направлен на индивидуализацию развития ребенка, процессы обучения и воспитания объединены в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Жизнь в детском саду для ребенка должна стать одной большой игрой со своими нормами и правилами и воспитателю потребуется большое умение преподнести программный материал так, чтобы ребенок и не заметил, что его чему-то учат, а это он сам является открывателем и исследователем. Постоянное использование принципа партнерского взаимодействия довольно сложно и требует от педагога большого умения опыта общения с детьми.

Введение ФГОС повлечет за собой большую и очень трудоемкую работу, а именно:

- внесение изменений в образовательную программу, практически полное изменение её структуры;

- построение новых (может быть и не новых, но других) взаимоотношений с родителями, т. к. идет «непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс», но на практике это очень непростое дело;

- корректировка документации, планов, знакомство с обновленными программами, составление рабочих программ.

Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей. Поэтому воспитатель постоянно должен самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Речевое развитие является одним из актуальных направлений образовательной деятельности воспитанников дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя следующие компоненты: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Федеральным стандартом определены основные задачи речевого развития, которые отражены так же в образовательной программе дошкольной образовательной организации. Наибольшие затруднения традиционно вызывает у детей овладение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.

Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. С 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова замечают, что с 5-6 лет ребёнок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка.

Овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребёнка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. Важным для развития связной речи является формирование умения у дошкольников отбирать не только содержание, но и необходимую языковую форму для его выражения; лексическую работу (семантические сопоставления, оценка, отбор слов, использование ситуаций, письменной речи) ребенку диктует взрослый, который обеспечивает овладение сложными синтаксическими конструкциями; формирование звуковой стороны речи (интонаций, темпа, дикции); развитие разных типов речи (Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Кузина, Ф.А. Сохина, Е.М. Струнина, М.С. Лаврик, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, В.В. Гербова).

К моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием должна быть развита достаточно хорошо. Лишь комплексный подход к развитию связной речи воспитанников ДОО обеспечит достижение целевых ориентиров по образовательной области «Речевое развитие», успешность обучения детей в школе и развитие личности в целом.

Особое значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине. В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин. На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины

Сегодня уже недостаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. - М., 2012. - 380 с.

2. Виноградова, Н.А.; Микляева, Н.В.; Родионова, Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.

3. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова - Архангельск: АО ИППК РО, 2010. - 265 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - Москва, 2010. - 390 с.

5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В.Кузьмина, А.А. Реан. СПб. - Рыбинск, 1993. - 54 с.

6. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128с.

7. Микляева, Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие. - М.: Перспектива, 2010. - 229 с.

8. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград. 2011. - 156 с.

9. Никишина, И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. - Волгоград, 2009. - 288 с.

10. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: АРКТИ, 2011. - 262 с.

11. С. И. Огородник, О. И. Ситдикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 199-200.

12. Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО: методические рекомендации. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

13. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным 68 программам – образовательным программам дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014. 10.

14. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544.

15. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ://Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации – М.: ООО "Русское слово – учебник", 2014. – с. 6 - 229.

17. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 61.

18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2014.

19. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 2012.

20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2013.

Опубликовано: 25.02.2024