Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности»

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Конакова Светлана Васильевна

Организация: МАДОУ «ЦРР – Д/С № 111»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Вся радость жизни в творчестве.

   Творить – значит убивать смерть.

                             Ромен Ролан

 

 

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все чаще появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставляют ребенку больше шансов для самовыражения.

Поэтому ребенка необходимо знакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Как узнать, что  происходит с каждым из окружающих ребенка предметов? Надо обследовать его с применением всех анализаторов, а все полученные данные заносить в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают  у ребенка при лишении возможности окружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живет и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что-то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают  детей и рассматривают их деятельность как бесцельную.

Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения в самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – широкое внедрение метода организованного контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

Поэтому, на занятиях по изобразительной деятельности мы предлагаем детям самим экспериментировать с разным изобразительным материалом, используя нетрадиционные техники. Ребенок на таких занятиях овладевает техникой изображения, разнообразными графическими средствами, нетрадиционными способами рисования.

Актуальность проблемы в том, что именно изобразительная  деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, экспериментированием с разнообразным материалом, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: « Люди  научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошел». В этом и заключается актуальность проблемы детского экспериментирования.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творческих способностей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Изобразительная деятельность создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками. Дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам изобразительными материалами.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Использовать в работе самые необычные средства изображения:  коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта, разные виды бумаги, ткани, разнообразные пластичные материалы. Экспериментируя с изобразительными материалами у детей развивается фантазия, воображение, творческие способности. Такое нестандартное решение снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий по изобразительной деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающем миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Работа с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста  идет в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник. Например, в технике размытого рисунка (рисование по сырому фону) можно попытаться использовать вместо бумаги ткань - тогда ребенку станут видны различия в оттенках и изображении, получаемом на различном материале.

Экспериментирование с водой, красками и материалами способствует рождению модифицированных приемов. Так, если сначала на лист плотной бумаги нанести рисунок красками, которым не свойственно быстрое высыхание, а затем промокнуть его посредством наложения поверх листа тканью, то изображение получается примерно таким же, как во время рисования по сырому фону.

Для рисования тушью пригоден как инструментальный метод: кисть, перо, заостренная спичка, зубочистка, так и безынструментальный - кляксы. Полученные при помощи туши рисунки по сырому фону отличаются расплывчатостью, пушистостью линий и отсутствием четких очертаний.

Знакомить старших дошкольников с графикой можно и при помощи техники "сухой иглы". Работы, выполненные этим способом, поражают тонкостью, изящностью очертаний, процарапанных острием иглы, и напоминают собой карандашные рисунки, особенно если рассматривать их на некотором расстоянии.     

Не менее интересен для ребят оказывается процесс получения цветного рисунка с помощью мучного раствора. Гуашево-мучной раствор позволяет получить до десятка различных рисунков. При желании одно изображение можно копировать несколько раз.

Разнообразить прием кляксографии позволяет раздувание капель по поверхности листа. Когда впервые обращаются к раздуванию как способу получения изображения, то довольно быстро устают как взрослые, так и дети. Поэтому "раздув" капель можно сочетать с наклоном листа поочередно в разные стороны. Каждый поворот капли при наклоне листа дает новое направление линии движения. С помощью этого приема можно получать оригинальные изображения деревьев, животных, сказочных и фантастических персонажей. Прием интересен тем, что позволяет получать совершенно не похожие друг на друга результаты, даже в том случае, когда один ребенок в одной и той же манере выполняет подряд несколько работ.

При всей внешней идентичности технологических моментов законченные рисунки, как листья деревьев, могут отличаться не только деталями, оттенками цвета, но и видовой (а по отношению к рисунку - тематической, содержательной) принадлежностью. Наибольший интерес раздувание вызывает при изображении пейзажей, натюрмортов, то есть когда необходимо получить ствол дерева, кустарника. Цветы и листья можно наклеить или нарисовать, используя любой знакомый прием - штамповку, пальцевую живопись и т. п. Помещенный в рамку, такой рисунок украсит интерьер любой квартиры. И, главное, маленькому художнику очень приятно, что его произведение удостоено внимания окружающих, а не выброшено за ненадобностью. Так у него все более набирает силу желание творить, а это и есть та цель, к которой мы, взрослые, стремимся.

Именно так активизируется детское экспериментирование. Своеобразным результатом подобного экспериментирования явилось использование в качестве изобразительного и декоративного материала манки, соли, дробленого риса и т. п. Принцип работы с этими материалами довольно прост и позволяет получать оригинальные рисунки.

Довольно интересный эффект получается при использовании соли различного помола. Наносить ее можно и на клейстер, и на не просохший рисунок. Соль имеет специфическое свойство впитывать в себя краску, за счет чего ее исходная насыщенность в местах соприкосновения с солью частично изменяется, создавая эффект паутинки.

Активное экспериментирование с различными материалами позволяет находить все более разнообразные средства изобразительной выразительности. Например, используя силикатный клей и различные типы красок (тушь, гуашь, акварель), но действуя ими по-разному, можно поучить самые неожиданные эффекты. Если сначала что-либо нарисовать, а затем весь рисунок равномерно покрыть слоем клея, то при высыхании бумага немного сворачивается. При ее выпрямлении после тщательной просушки клеевая корочка растрескивается, создавая эффект старения. Этот эффект может направить первоначальный композиционный замысел ребенка в совершенно новое, неожиданное русло.

Довольно необычный инструмент для рисования - свеча, с помощью которой возможно не только получить интересные результаты (особенно в комплексе с другими изобразительными приемами), но и познакомить детей с различными физическими, химическими, астрономическими и другиги явлениями и процессами. Техника работы со свечой носит специфическое название - фотокопия. Слово "фото" в названии техники указывает на ее причастность к фотографии и объясняется тем, что эффект, получаемый при использовании свечи, как бы в упрощенном виде воспроизводит процесс проявления фотопленки. Происходит удивительный фокус - изображение, сделанное свечой и не видимое на белой бумаге, проявляется прямо на глазах. Это и удивляет ребенка, и вызывает у него множество вопросов. В дальнейшем его от такого рисования бывает трудно отвлечь - он комбинирует, придумывает, экспериментирует, пытаясь найти ответы на возникающие вопросы. Взрослому остается лишь несколько направить поисковый интерес ребенка встречными вопросами: "Как ты думаешь, почему твой рисунок проявляется? Какая поверхность у свечи? А что еще бывает таким же, что не удерживает на себе краску?" Тематика работ может быть импровизированной, а может и придумываться заранее.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного творчества и его результатам. Одним из "волшебных" вариантов работы со свечой является техника граттажа. Слово "граттаж" образовано от французского скрести, царапать. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания заостренным инструментом (стекой, палочкой, стержнем и т. п.) бумаги или картона, покрытого парафином и залитого тушью. Техника граттажа - одна из обширнейших изобразительных техник, позволяющая активизировать детское экспериментирование. Кстати, этот способ - один из путей ознакомления детей с технологией изготовления гравюры, ксилографии, линогравюры. Внешний вид рисунка, выполненного без использования цветных красок, отличается резким контрастом белых линий и черного фона, что и делает его похожим на гравюру на дереве.

Познакомившись с техникой граттажа и уверенно действуя заостренными предметами, в том числе и иглой, ребенок оказывается вполне подготовленным к освоению приема тиснения на бумаге, то есть протыкания поверхности листа острым инструментом. Технология изготовления проста и не требует особых материалов и приспособлений. Этот способ удобен для создания подарочных сувениров, открыток, настенных панно и пр.

Еще один оригинальный и быстрый изобразительный прием - техника акватуши. Другим ее названием, часто встречающимся в литературе, служит название "акватипия". Частица "аква" образована от латинского вода и указывает на то, что для работы в этой технике, помимо изобразительных материалов, необходимо значительное количество воды. В этой технике можно выполнять самые разнообразные работы, но преимущество лучше отдать натюрмортам.

Печатание растениями - один из древнейших изобразительных приемов, до сих пор широко используемый при изготовлении коллажей и объемных рисунков. Приготовим несколько цветков лютика, фиалки,  изящные листья брусничника или папоротника. Для печати нет необходимости собирать редкие растения - их следует беречь.

Изображение цветка, травинки, веточки с листьями надолго остается запечатленным на рисунке. Для того чтобы получить композицию из цветов и трав, конечно же, потребуется больше терпения и времени. Но зато такой картиной, поместив ее в красивую рамку, можно украсить интерьер квартиры, а если это открытка, то подарить друзьям, родственникам, знакомым. Необходимо помнить, что качество работы зависит не от количества сорванных и отпечатанных растений, а от вкуса и аккуратности - именно в этом и будет заключаться наша помощь ребенку. На первых этапах знакомства с приемом печатания растениями ребенку проще составлять небольшие композиции, так как они не отнимут много времени и усилий. В дальнейшем выполнение натюрмортов можно усложнять за счет совмещения нескольких изобразительных приемов

Таким образом, не требует особых доказательств утверждение о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Мы часто недооцениваем значимость самостоятельной  исследовательской познавательной деятельности ребенка и, обучая детей конкретным навыкам, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Наблюдая за развитием детей в изобразительной деятельности, изучая научные разработки, отражающие её возможности для полноценного развития ребенка, мы пришли к выводу: недопустимо строить воспитание детей на основе механического освоения техники изображения; навязывать детям стереотипы и шаблоны, которые они легко усваивают, но это ни на шаг не продвигает их в художественном развитии; подгонять творчество детей, их манеру изображения под взрослые образцы; предполагать, что творческие и познавательные способности в процессе изобразительной деятельности разовьются сами собой.

Будем внимательны и сможем открыть множество тайн, окружающих нас и нашего ребенка! Ведь изобразительная деятельность лишь тогда оказывает полноценное влияние на развитие детей, когда рядом с ними находится умный взрослый, способный сделать деятельность личностно-значимой, мотивированной и уважающей право каждого на самостоятельность. Дети могут многое, если им интересно. Важно организовать обстановку, подвести ребенка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний.

Интерес и радость познания необходимы ребенку как воздух, как пища, необходимы для того, чтобы он был счастлив. А создание счастливого детства - самостоятельная и очень важная задача воспитания.

 

 

Список литературы:

1. Ендовицкая Т.О. «О развитии творческих способностей», Дошкольное воспитание, 2011г.

2. Анцифирова Н.Г. «Необыкновенное рисование», Дошкольная педагогика, 2011г.

3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

4. Иванова О.Л., Васильева И.И «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка», СПб, Речь, Сфера, 2009г.

Опубликовано: 23.03.2020