Модернизация российского образования в дошкольных образовательных учреждениях
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Копылова Лиана Анатольевна
Организация: МБДОУ «ДС «Журавушка»
Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объёмами сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.
Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям. Модернизация — это общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми, данный термин применительно к образованию должен означать преодоление, а также замену традиционных ценностей, препятствующих распространению новых технологий в образовании, генерирование новых форм и методов обучения. Другими словами, модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Следует отметить активную роль государства в сфере образования. Проводится глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика.
Первостепенная задача образовательной политики - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования, относятся:
♦ ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
♦ переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
♦ возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
♦ демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
♦ динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости.
Существенное влияние на российское образование оказали государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х гг. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества. Однако комплексное обновление системы образования не было осуществлено.
Произошедший в 90-х гг. общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные процессы. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе «государство - образование - общество». Впоследствии, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости.
С началом 2000-х гг. государственная политика в сфере образования начала постепенно меняться. В рамках проведения реформ введены федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней образования, в 2012 г. принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование, обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование, определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности, устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.
В настоящее время главное стратегическое направление образовательной политики России - это комплексная и глубокая модернизация системы образования. Образовательная система ЯНАО – это развитая сеть учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг различного уровня.
Качественное воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дает возможность подрастающему поколению более подготовленными перейти на новую ступень образования.
В рамках модернизации в округе организована работа по ликвидации очередности среди детей от 3 до 7 лет.
В дошкольных учреждениях проводится модернизация развивающей предметно-пространственной среды, приобретаются спортивные сооружения, игровое оборудование.
В системе образования создаются условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в школах создаются современные условия, проводится модернизация общеобразовательных учреждений, развивается современная инфраструктура образования. В основной школе реализуется предпрофильное обучение. В старшей школе ведется образовательный процесс в профильных классах и активная работа по выявлению и поддержке талантливых детей.