Особенности организации взаимодействия участников образовательного процесса в современном ДОУ

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Серова Ольга Евгеньевна, Якупова Елена Юрьевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №125»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Взаимодействие участников образовательного процесса просто необходимо.

Основная цель такого взаимодействия - это повышение качества образования и  создание благоприятных условий для сохранения физического и психологического здоровья детей. Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института воспитания ребенка.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание ведущей роли семьи в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что часть родителей интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Другая крайность, родители, постоянно дающие рекомендации и советы педагогам. Педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по разным причинам.

Следовательно, одной из основных задач современного детского сада  является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями,  пропаганды педагогических знаний.

Семья и детский сад, реализуя свои особые функции в процессе воспитания и развития ребенка, не могут заменить друг друга. Поэтому, для успешного воспитания детей дошкольного возраста так важно установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями воспитанников.

Выстраивание партнерских отношений возможно лишь в том случае, если детский сад станет открытой системой.

Существует определенные принципы, на которых строится успешное взаимодействие ДОУ и семьи.

Первый принцип: дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

Второй принцип: организации совместной  деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье, подход к родителям, как к активным субъектам образовательного процесса.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, педагогу требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.

Выделяют следующие  формы работы с родителями:

традиционные

коллективные - общие и групповые родительские собрания,  беседы, консультации, лекции, утренники, развлечения, дни  открытых дверей.

индивидуальные - консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей.

наглядные - памятки, тематические выставки, папки передвижки, папки раскладушки, информационные стенды.

нетрадиционные

Мастер-классы, круглые столы, квесты, творческие конкурсы, смотры - конкурсы,  выставки и другие.

Следует отметить, что для успешного взаимодействия участников образовательного процесса,  важными являются не только формы работы, но и  тот период, когда эта работа стала осуществляться.

На базе МАДОУ «Детский сад №125» г. Череповца в рамках системы работы по социальной адаптации всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, взаимодействие с родителями воспитанников начинается еще до поступления ребенка в детский сад.

В доадаптационный период работа с детьми и родителями рассматривается как общая работа с семьей.

 

Основными задачами работы с семьей в доадаптационный период являются:

1. Формирование положительного настроя родителей и детей на детский сад.

2. Снижение у родителей и детей эмоционального напряжения и тревоги.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка  к посещению детского сада.

Работа с семьей начинается за 2-3 месяца до поступления ребенка в детский сад.

Работа с педагогами в доадаптационный период направлена на решение следующих задач:

1. Актуализация  знаний педагогов о возрастных особенностях ребенка раннего возраста.

2. Развитие профессионально - личностных качеств, которые помогают построить эмоционально - доверительные отношения с воспитанниками.

После поступления ребенка в детский сад, работа с семьей сводится к поддержке всех участников образовательного процесса для минимизации потерь в психологическом и физическом здоровье детей. Это осуществляется через тренинги для педагогов и практические занятия с детьми и родителями.

Современным родителям зачастую не хватает времени на чтение практических пособий и методической литературы, раскрывающих возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста, как следствие, роль родителей в развитии ребенка снижается к минимуму. Помочь родителям найти оптимальный путь раскрытия и развития потенциала детей раннего дошкольного возраста может обучение их парно - игровому взаимодействию на совместных мероприятиях в ДОУ в постадаптационный период.

Данный компонент реализуется уже не только через проведение практических занятий, но и через музыкальные развлечения. Совместные досуги детей и родителей, являясь традиционно устоявшейся формой музыкального воспитания, используются с совершенно новыми задачами,  и выступают в качестве активной формы обучения взрослых.

Включенность родителей в развлечения в качестве непосредственных участников,  помогает педагогам ненавязчиво, не директивно, без чтения лекций и нотаций  учить взрослых игровому  взаимодействию и общению с детьми раннего возраста и развивать у родителей направленность на понимание и принятие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Центральными составляющими сюжета в данных мероприятиях выступают  игры (подвижные, дидактические,  музыкально-ритмические). Во время игр родителям предлагается помочь ребенку принять игровую роль, совместно что-то нарисовать, слепить, станцевать, спеть. Это помогает не только лучше узнать возможности своего ребенка, понять его индивидуальные особенности, но и освоить новые способы организации игр и занятий, востребованных в домашних условиях.

Данные совместные досуги рекомендуется предварять игровыми занятиями, где родители на другом содержании обучаются игровому взаимодействию. Это предлагается в связи с тем, что на  праздниках, особенно на первом, у родителей может  быть скованность, излишняя требовательность к ребенку, многие родители могут стесняться выполнять с ребенком игровые действия, что негативно отразится  на эмоциональном состоянии малыша.

 

Перспективный план  организации совместных досугов  детей раннего возраста с родителями

 

сроки проведения

наименование

содержание

 

 

октябрь

 

 

В гостях у сказки

Ход досуга выстроен в соответствии с сюжетом русско-народной сказки, герои сказки, появляясь поочередно, предлагают родителям и детям поддержать их в различных играх, хороводах и песнях.

 

 

декабрь

 

 

Снеговик в гостях у ребят

Дети и родители погружаются в сказочную атмосферу новогоднего волшебства, совместно с героями играют, танцуют, поют и рисуют. В конце мероприятия детей и родителей ждет встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой.

март

 

Встреча на весенней полянке

Родители и дети побывают на весенней полянке, вместе поиграют с первыми весенними цветами, забавными божьими коровками, совместно полепят из соленого теста цветы.

 

май

 

Магазин игрушек

Веселые клоуны предложат детям и их родителям посетить «магазин игрушек», где их будет ждать множество приятных сюрпризов.

 

 

Таким образом, начиная с раннего возраста, родителей наших воспитанников становятся полноценными участниками образовательного процесса.

Начиная со второй младшей группы, родители, дети и сотрудники детского сада активно взаимодействуют в подготовке и реализации таких мероприятий, как Тематические встречи. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

  • обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

  • помощи в разработке сценария;

  • разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

  • помощи в оформлении помещения;

  • пошиве праздничных костюмов;

  • подготовке отдельных номеров;

  • изготовлении сюрпризов и подарков;

  • подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,

детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.

Тем не менее, такие формы работы как тематический досуг и реализация проектов, стали уже традиционными. Современный детский сад всегда должен быть в процессе развития.  На данном этапе формами, вовлекающими всех участников образовательного процесса, для нас являются Тематические недели, наполненные различными мероприятиями и акциями. Детский сад и семья должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу.

 

 

Список используемой литературы:

1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей./Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

2. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. «Родитель-ребенок-педагог» - модели развития взаимоотношений / авт. сост. В.Е. Лампман, И.А. Желтикова. - Волгоград: Учитель, 2011.

Опубликовано: 10.04.2020