Секреты проектной деятельности. Богатства, отданные людям. Профессия скульптор
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Торутанова Елена Евгеньевна
Организация: МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок»
Населенный пункт: Ульяновская область, р.п Цильна
Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Следовательно, наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является метод проектов.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей. В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является метод проектов.
В данный момент в нашей группе проходит проектная деятельность по теме «Богатства, отданные людям. Профессия Скульптор»
Актуальность проекта: Малая Родина - исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Нужно прививать у детей любовь к Родине, начиная с ближайшего окружения. А вокруг нас так много прекрасного. Чем больше дети будут знать о достопримечательностях своего поселка, города, знаменитых людях, тем больше они будут ими гордиться и любить.
Разрабатывая проект, составили таблицу по выявлению проблемы и постановке цели:
проблема |
цель |
У детей недостаточно представлений о профессии скульптор. Рядом с нами живут люди творческих профессий, которые своими волшебными руками делают наш край краше, интереснее, богаче, прославляют его. Но многие о них не знают. |
Познакомить с профессией скульптор Воспитание всесторонне развитой личности в контексте культуры родного поселка, города. Рассказать о творческих людях, прославивших наш рабочий поселок Цильна. |
|
|
Выявили причины: Не достаточно материалов, библиографических данных людей творческих профессий нашего поселка. Родители мало знают о них.
Поставили такие задачи:
- приобщать детей к совместному поиску информации о скульптурных достопримечательностях родного края (памятник солдату и крестьянке в р.п. Цильна, Б. Хитрово в г. Ульяновске и др.);
- развивать у детей практические навыки при использовании пластического конструктивного материала;
- формировать интерес к процессу создания коллективной творческой работы, развивать инициативу, эмоциональную отзывчивость и самостоятельность.
- Способствовать желанию больше узнать о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, прославивших родной край;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию города и страны.
На первом этапе при разработке проекта использовали методику трех вопросов:
Что мы знаем о скульпторах и скульптуре? |
Что мы хотим узнать |
С помощью чего узнаем |
Ответы детей: - Скульптуры – это такие памятники. - они бывают в парках. - дымковская игрушка тоже скульптура - я видел огромный памятник, когда ехал в поезде на море (говорит о монументе «Родина-мать» в Вогограде) |
1.Историю появления скульптуры?
|
Из интернета
|
2.Какие бывают скульптуры? |
Из энциклопедии |
|
3. Какие материалы используются при изготовлении скульптур? |
От мамы и папы
|
|
4. зачем нужны людям скульптуры? |
От воспитателя |
|
4.Свойства материалов |
При помощи экспериментов |
|
Какие скульптуры есть в нашем поселке |
Сходить на экскурсию |
|
5. Живут ли в Цильне люди с профессией скульптор? |
Спросить у специалиста (посетить школу искусств) |
|
|
|
После того как все дети высказались, был поставлен вопрос: «Что нам нужно узнать?», «Как нам найти ответы на все наши вопросы?». Дети подготовительной группы уже знают, где и как можно добыть информацию, поэтому обсуждение проходило бурно.
Второй этап работы над проектом – организационный. На этом этапе запланировали:
Педагогу |
С детьми |
С родителями |
-подготовить беседы , игры, загадки, литературу для чтения детям - конспекты НОД - альбомы с иллюстрациями -презентации - картотека имеющихся игр - провести эксперименты с глиной, гипсом. - Провести анкетирование родителей - Договориться с преподавателем Цильнинской школы искусств Щегольковой И.А о встрече. - Позвонить Щеголькову А.Л.- художнику-скульптору Санкт-Петербургского театра кукол |
-Участвуют в продуктивной деятельности - Разучивают стихи - разучивают игры - Участвуют в экспериментальной деятельности - играют в сюжетно-ролевые игры, - посещают экскурсии в музей ДОУ «Горница», - посещают с родителями экскурсии по поселку, в г. Ульяновск.
|
- заполняют анкеты - участвуют в проектной деятельности по сбору материалов, пособий для пополнения развивающей среды группы и музея ДОУ; - помощь при организации выставки скульптур малых форм - помощь при организации экскурсии по поселку - помощь при организации экскурсии в г.Ульяновск |
3 этап проекта – основной. В группе на доске выкладывали все накопленные материалы «Копилка»
На этом этапе составила перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в части раздела «Ознакомление с социальным миром» подраздел «Первичные представления о сферах человеческой деятельности ( знакомство с профессиями)»
Запланировали: НОД: ООХЭР Лепка. Тема: «Парковая скульптура»
Совместная работа педагога с детьми:
ООРР Тема: Составление описательного рассказа с использованием рисунков «Поселок, в котором я живу»
ООПР Беседы: Тема: «Профессия скульптор»,
- «Почему людям ставят памятники?» памятники знаменитым людям нашего края: Н. Карамзину, А Пластову, И. Ульянову, А Пушкину).
- «Необычные памятники г. Ульяновска (памятник Колобку, букве Ё, симбирциту).
ООПР РПиД Исследование: развивающая игра «Сравнение памятников»
ООПР Экспериментальная деятельность с глиной.
ООПР исследовательская деятельность «Необычный гипс»
ООСКР подвижная игра: «Угадай скульптуру» (памятник).
ООСКР театрализованная игра «Мы экскурсоводы. Цель: знакомство детей со скульптурными достопримечательностями г. Ульяновска и развивать желание дорожить ими.
ООФР Подвижные игры: «Море волнуется», «Сделай фигуру»
Совместная работа родителей с детьми:
1. ООПР Организация совместной экскурсии в школу искусств р.п.Цильна.
2. ООПР. Сбор коллекции «Скульптуры малых форм из разных материалов»
3.Создание альбома: «Богатства, отданные людям» (о творческих людях нашего поселка)
4. Организация экскурсии в г. Ульяновск к памятникам Б. Хитрово, А. Пластову, В.И.Ульянову, А. Пушкину
5. Создание альбома: «Скульптуры и памятники г. Ульяновска»,
6. чтение художественной литературы: Н. Хмелевская «Сказка о скульпторе», миф «Пигмалион и Галатея»
7. Создание совместных творческих работ из различных пластичных материалов
Свободная творческая деятельность детей:
1. лепка из пластилина «Дед Мороз»
2. рассматривание иллюстраций энциклопедии «Все обо всем»
3. настольная игра - пазлы «Собери скульптуру»
4. сюжетно-ролевая игра «Поездка в город на экскурсию»
5. рисование эскизов к проекту «Парковая скульптура»
Совместная работа родителей и детей.
- собирают материалы, пособия для пополнения развивающей среды группы и музея ДОУ;
- организуют выставку скульптур малых форм
- организуют экскурсии по поселку
- организуют экскурсии в г.Ульяновск
- разучивают с детьми стихи.
С родителями провела анкетирование по теме: «Что Вы знаете о скульпторах и профессии скульптор», оформила папку-передвижку «Самые известные скульптуры мира».
Следующий этап – заключительный. Что мы ожидаем в результате проделанной работы? Подводим итоги проделанной работы по проекту. Проводим диагностику, заполняем карты, строим диаграмму.
Ожидаемый результат:
- дети знают о скульптурных достопримечательностях родного края (памятнике солдату и крестьянке в р.п. Цильна, Б. Хитрово в г. Ульяновске), у детей сформировано бережное отношение к ним;
- у детей сформированы практические навыки при использовании пластического конструктивного материала;
- проявляют интерес к процессу создания коллективной творческой работы, проявляют инициативу и самостоятельность.
- знают о людях творческих профессий р.п. Цильна, испытывают чувство гордости за своих земляков, прославивших родной край;
- бережно относятся к культурному наследию поселка, города и страны.
Продукт проекта:
- Создание коллективной работы «Парковые скульптуры» для пополнения предметно-развивающей среды музея ДОУ Горница». Выставка в музее ДОУ «Горница».
- Альбом «Богатства, отданные людям» (о творческих людях нашего поселка),
- альбом: «Скульптуры и памятники г. Ульяновска».
Презентация проекта. Защита проекта кем-нибудь из детей на конкурсе ДОО «Горизонты открытий».
Рефлексия. Детям заданы вопросы по проекту:
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
- Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?
- Какое из занятий понравилось вам больше всего? (Ответы записать)
Что бы хотели узнать еще?
В следующий раз мы узнаем, ….
По результатам диагностики можно судить, что проект прошел успешно, у детей пополнились, обогатились знания о замечательных людях творческих профессий- наших земляках. Дети испытывают чувство гордости за них, а также удовлетворение от того, что сами причастны к творческой затее «Наш парк в будущем» – созданию «Парковых скульптур» в Цильнинском парке.