Секреты проектной деятельности. Богатства, отданные людям. Профессия скульптор

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Торутанова Елена Евгеньевна

Организация: МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок»

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п Цильна

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Следовательно, наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является метод проектов.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей. В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является метод проектов.

В данный момент в нашей группе проходит проектная деятельность по теме «Богатства, отданные людям. Профессия Скульптор»

Актуальность проекта: Малая Родина - исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Нужно прививать у детей любовь к Родине, начиная с ближайшего окружения. А вокруг нас так много прекрасного. Чем больше дети будут знать о достопримечательностях своего поселка, города, знаменитых людях,  тем больше они будут ими гордиться  и любить. 

Разрабатывая проект, составили таблицу по выявлению проблемы и постановке цели:

проблема

цель

У детей недостаточно представлений о профессии скульптор. Рядом с нами живут люди творческих профессий, которые своими волшебными  руками делают наш край краше, интереснее, богаче, прославляют его. Но многие о них не знают.

Познакомить с профессией скульптор Воспитание всесторонне развитой личности в контексте культуры родного поселка, города. Рассказать о творческих людях, прославивших наш рабочий поселок Цильна.

 

 

Выявили причины:  Не достаточно материалов, библиографических данных людей творческих профессий нашего поселка. Родители мало знают о них.

Поставили такие задачи:

- приобщать детей к совместному поиску информации о скульптурных достопримечательностях родного края (памятник солдату и крестьянке в р.п. Цильна,  Б. Хитрово в г. Ульяновске и др.); 

- развивать у детей практические навыки при использовании пластического конструктивного материала;

- формировать интерес к процессу создания коллективной творческой работы, развивать инициативу, эмоциональную отзывчивость и самостоятельность.

- Способствовать желанию больше узнать  о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, прославивших родной край;

- воспитывать бережное отношение к культурному наследию города и страны.

На первом этапе при разработке проекта использовали методику трех вопросов:

Что мы знаем о скульпторах и скульптуре?

Что мы хотим узнать

С помощью чего узнаем

Ответы детей:

- Скульптуры – это такие памятники.

- они бывают в парках.

- дымковская игрушка тоже скульптура

- я видел огромный памятник, когда ехал в поезде на море (говорит о монументе «Родина-мать» в Вогограде)

1.Историю появления скульптуры?

 

Из интернета

 

 

2.Какие бывают скульптуры?

Из энциклопедии

3. Какие материалы используются при изготовлении скульптур?

От мамы и папы

 

4. зачем нужны людям скульптуры?

От воспитателя

      4.Свойства материалов

При помощи экспериментов

Какие скульптуры есть в нашем  поселке

Сходить на экскурсию

5. Живут ли в Цильне люди с профессией скульптор?

Спросить у специалиста (посетить школу искусств)

 

 

 

После того как все дети высказались, был поставлен вопрос: «Что нам нужно узнать?»,  «Как нам найти ответы на все наши вопросы?».  Дети подготовительной группы уже знают, где и как можно добыть информацию, поэтому обсуждение проходило бурно.

Второй этап работы над проектом – организационный. На этом этапе запланировали:

Педагогу

С детьми

С родителями

-подготовить беседы , игры, загадки, литературу для чтения детям

- конспекты НОД

- альбомы с иллюстрациями

-презентации

- картотека имеющихся игр

- провести эксперименты  с глиной, гипсом.

-  Провести анкетирование родителей

- Договориться с преподавателем Цильнинской школы искусств Щегольковой И.А о встрече.

- Позвонить Щеголькову А.Л.- художнику-скульптору Санкт-Петербургского театра кукол

-Участвуют в продуктивной деятельности

- Разучивают стихи

- разучивают игры

- Участвуют в экспериментальной деятельности

- играют в сюжетно-ролевые игры,

- посещают экскурсии  в музей ДОУ «Горница»,

 - посещают с родителями  экскурсии  по поселку, в г. Ульяновск.

 

- заполняют анкеты

- участвуют в  проектной деятельности по сбору материалов, пособий для пополнения развивающей среды группы и музея ДОУ;

- помощь при организации выставки скульптур малых форм

- помощь при организации экскурсии по поселку

- помощь при организации экскурсии в г.Ульяновск

 

3 этап проекта – основной. В группе на доске выкладывали все накопленные материалы «Копилка»

На этом этапе составила перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»  в части раздела «Ознакомление с социальным миром» подраздел «Первичные представления о сферах человеческой деятельности ( знакомство с профессиями)»

Запланировали:  НОД:  ООХЭР Лепка. Тема:  «Парковая скульптура»

Совместная работа педагога с детьми:

ООРР  Тема: Составление описательного рассказа с использованием рисунков «Поселок, в котором я живу»

ООПР   Беседы:  Тема: «Профессия скульптор», 

- «Почему людям ставят памятники?» памятники знаменитым людям нашего края: Н. Карамзину, А Пластову, И. Ульянову, А Пушкину).

- «Необычные памятники г. Ульяновска (памятник Колобку, букве Ё, симбирциту).

ООПР РПиД  Исследование: развивающая игра «Сравнение памятников»

ООПР Экспериментальная деятельность с глиной.

ООПР исследовательская деятельность «Необычный гипс»

ООСКР подвижная игра: «Угадай  скульптуру» (памятник).

ООСКР театрализованная игра «Мы экскурсоводы. Цель: знакомство детей со скульптурными достопримечательностями г. Ульяновска и развивать желание дорожить ими.

ООФР  Подвижные игры: «Море волнуется», «Сделай фигуру»

Совместная работа родителей с детьми:

1. ООПР Организация совместной экскурсии в школу искусств р.п.Цильна.

2. ООПР. Сбор коллекции «Скульптуры малых форм из разных материалов»

3.Создание альбома: «Богатства, отданные людям» (о творческих людях нашего поселка)

4. Организация экскурсии в г. Ульяновск к памятникам Б. Хитрово, А. Пластову, В.И.Ульянову, А. Пушкину

5.  Создание альбома: «Скульптуры и памятники г. Ульяновска»,

6. чтение художественной литературы: Н. Хмелевская «Сказка о скульпторе», миф «Пигмалион и Галатея»

7. Создание совместных творческих работ из различных пластичных материалов

Свободная творческая деятельность детей:

1. лепка из пластилина «Дед Мороз»

2. рассматривание иллюстраций энциклопедии «Все обо всем»

3. настольная игра - пазлы «Собери скульптуру»

4. сюжетно-ролевая игра «Поездка в город на экскурсию»

5. рисование эскизов к проекту «Парковая скульптура»

Совместная работа родителей и детей.

- собирают  материалы, пособия для пополнения развивающей среды группы и музея ДОУ;

- организуют выставку скульптур малых форм

- организуют экскурсии по поселку

- организуют экскурсии в г.Ульяновск

- разучивают с детьми стихи.

С родителями провела анкетирование по теме: «Что Вы знаете о скульпторах и профессии скульптор», оформила папку-передвижку «Самые известные скульптуры мира».

Следующий этап – заключительный. Что мы ожидаем в результате проделанной работы? Подводим итоги проделанной работы по проекту. Проводим диагностику, заполняем карты, строим диаграмму.

Ожидаемый результат:

- дети знают о скульптурных достопримечательностях  родного края (памятнике солдату и крестьянке в р.п. Цильна,  Б. Хитрово в г. Ульяновске),  у детей сформировано бережное отношение к ним;

- у детей сформированы практические навыки при использовании пластического конструктивного материала;

- проявляют интерес к процессу создания коллективной творческой работы, проявляют инициативу и самостоятельность.

- знают о людях творческих профессий р.п. Цильна, испытывают чувство гордости за своих земляков, прославивших родной край;

- бережно относятся к культурному наследию поселка,  города и страны.

Продукт проекта:

- Создание коллективной работы «Парковые скульптуры» для  пополнения  предметно-развивающей среды музея ДОУ Горница».  Выставка в музее ДОУ «Горница».

- Альбом «Богатства, отданные людям» (о творческих людях нашего поселка),

- альбом: «Скульптуры и памятники г. Ульяновска».

Презентация проекта.  Защита проекта кем-нибудь из детей на конкурсе ДОО «Горизонты открытий».

Рефлексия. Детям заданы вопросы по проекту:

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего? (Ответы записать)

 Что бы хотели узнать еще?

В следующий раз мы узнаем, ….

По результатам диагностики можно судить, что проект прошел успешно, у детей пополнились, обогатились знания о замечательных людях творческих профессий- наших земляках. Дети испытывают чувство гордости за них, а также удовлетворение от того, что сами причастны к творческой затее «Наш парк в будущем» –  созданию «Парковых скульптур»  в Цильнинском  парке.

Опубликовано: 17.04.2020