Проектная деятельность в работе по культурно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Тутаева Лилия Васильевна

Организация: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №60»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В работе мы используем разнообразные методы и приемы воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

В нашей работе широко используется метод проектной деятельности. Такая деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию способствует, развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Мы ставим перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки.

Педагоги знакомят детей с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

Одной из ведущих тем  является тема патриотизма, показанная на примере Великой Отечественной войны. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. В работу включены рассказы о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, приходят поклониться миллионы людей. Встреча с героями тех времен помогают детям более чутко прочувствовать проблему войны.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось, укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и сверстников.

 

 

Список литературы

  1. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – Управление дошкольным образовательным учреждением: №1, 2005.

  2. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания в детей. Свет Руси. – М. : Аркти, 2004.

  3. Закон Российской Федерации об образовании. – М.: Сфера, 2012.

  4. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской-народной культуры. – С.-П., Детство-Пресс, 2004.

  5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. // Управление ДОУ: №1, 2005.

  6. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания.// Управление ДОУ: №1, 2005.

  7. Пугачева Н.В., Есаулов Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

  8. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология. Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : 2012.

Опубликовано: 23.10.2020