Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Иващенко Алина Сергеевна

Организация: МБДОУ д/с №100 «Рябинушка»

Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. С помощью рисунка ребенок может выразить не только свои впечатления, но и активно развивать свою речь. Влияние рисования на развитие речи научно доказано. Сенсорно-моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Поэтому, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать карандаш или ложку, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.

Для педагога одной из важнейших задач становится выявление у детей художественных способностей и грамотное их развитие. И решаться она должна с учетом возраста детей, их психологического уровня, условий воспитания и безусловного выбора тем и способов работы. Каждое изобразительное занятие сопровождается беседой и пальчиковой игрой — ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, воспитанники сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.

Темы для творческих занятий нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.

Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребенок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным?  Всегда – играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш, делая первые рисунки, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.

Итак, давайте рассмотрим самые популярные техники нетрадиционной изобразительной деятельности, которые понравятся малышам с разным уровнем художественных способностей.

Рисование пальчиками и ладошками

Техника работы пальчиками в ДОУ предусматривает, что дети дошкольного возраста будут работать ладошкой и кулачком. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей детишек. Они учатся передавать свои ощущения и впечатления. Знакомство со своей рукой как с предметом изобразительной деятельности, объяснение и наглядный показ вызывают у маленького ребенка интерес к рисованию, получение нового, необычного изображения. Взрослый на этом этапе сам обводит контур ладошки ребенка карандашом Малышам полезно и интересно изучать возможности своей руки. С помощью ладошки они могут получать большое количество самых разных отпечатков, и дополнить их собственной фантазией.

Штампование

Простая и интересная техника. Для реализации используются подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора. Во время занятий можно выучить новые слова, например, названия цветов или деревьев.

Паспорту

Техника, которая превратит любой рисунок в предмет искусства. Задача педагога — подготовить плотный лист однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или бабочку. На втором листе ребенок проявляет все свои творческие таланты и рисует все, что он хочет — ограничений быть не должно. В итоге, полученные узоры подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и креативная композиция, которую можно повесить на стену.

Рисование губкой

Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.

 

Пуантилизм

Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и внимательность. Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, точечно раскрашивают композицию.

Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга. Интересные творческие задачи помогут юным художникам раскрыть свои таланты, узнать о новых изобразительных материалах и получить яркие эмоции!

 

 

 

 

 

 

Список методической литературы:

1. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.

3. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

4. Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» наглядно-методическое пособие. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003Г.

5. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.

6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.

6.«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

Опубликовано: 22.12.2020