Организация игровой среды для развития обоняния и вкусовых ощущений у детей раннего возраста

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Щербина Ирина Сергеевна

Организация: ГБОУ Школа №2 026

Населенный пункт: г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена раннему возрасту и активному познанию окружающего мира посредством органов чувств в этот период. Рассмотрены сенсорные способности (умение дифференцировать вкус и запах), которые необходимо развивать в процессе дидактических игр и занятий.

Ключевые слова: ранний возраст, сенсорное развитие, обоняние, вкусовые ощущения

Научно доказано, что раннее детство - особый период становления органов и систем, а прежде всего функции мозга. Любой новорожденный (без патологий) способен слышать, видеть, чувствовать холод или тепло окружающей среды, благодаря органам чувств, которыми являются глаза, уши, язык, нос, рот, поверхность тела. В свою очередь каждый орган получает специфический для него вид информации или иными словами, наделен сенсорной (чувствующей) системой, т.е. способен ощущать и воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. В предметном мире каждый продукт обладает определенным свойством (видом информации): цвет, форма, вкус, запах и т.д.

Важнейшим аспектом личностного развития ребенка в раннем детстве является развитие сенсорной сферы, т.е. формирование первых представлений о свойствах предметов, окружающих малыша с рождения. Ребенок начинает знакомиться с предметами, которые его окружают в домашней остановке, а затем на улице. С восприятия ребенком окружающих предметов начинается изучение формы, цвета, вкуса, запаха, величины исследуемого предмета или явления - познание мира, которое является фундаментом общего развития.

В чем заключается роль взрослого, находящегося вблизи малыша? Какую методику лучше выбрать для правильного и своевременного развития?

Как мы отметили, каждый малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям, еще не умея  выделять основные признаки и свойства. Правильная ориентировка ребенка раннего возраста в окружающем мире может быть достигнута лишь при специфических действиях по обследованию, восприятию предмета или явления.

По словам Л.С. Выготского, «… все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия… ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». В первые три года мозг ребенка находится в фазе активного роста и формирования. Развитие сенсорной сферы ребенка в раннем детстве – познавательный процесс. Восприятие является более сложным познавательным процессом, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Остановимся подробнее на части сенсорного воспитания – целенаправленном развитии обонятельных ощущений и восприятий вкуса.

Известно, что уже с первых дней жизни младенец распознает своих родителей по характерному запаху за счёт функций анализаторов центральной мозговой части упражняет свои органы чувств, т.е. учится видеть, слушать, обонять, осязать, учатся различать вкусы. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накоплений представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств.

В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Среда, в которой находится ребенок, будь то в образовательной организации или дома, не просто набор тематических зон (уголков).

По мнению Выготского, в играх с использованием наглядно-действенного мышления, которые требуют непосредственной связи с восприятием, в период раннего возраста происходит формирование всех функций сознания.

Взрослые, окружающие ребенка раннего возраста, как в образовательной организации, так и за ее пределами, могут и должны создавать условия для того, чтобы природные способности, потребности актуального и ближайшего развития, своевременно и в достаточной мере формировались, впитывались для адаптации индивидуальности к тому миру, с которым предстоит долгое знакомство.

Забытая в педагогической практике, но особенная часть сенсорного воспитания – обоняние: учеными и медиками всего мира доказано, что для новорожденного это первый из перцептивных и важнейший способ восприятия мира, направленный на то, чтобы научиться наиболее полно и точно воспринимать предметы и их разнообразие свойств. Умение воспринимать само не образуется и из этого следует, что действиям восприятия детей необходимо учить. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет познание мира с помощью чувственного опыта и поэтому необходимо делать акцент в работе с детьми на игровую форму деятельности.

Существуют различные методики развития восприятия у младенцев с первых дней жизни, каждая из которых включает игры с элементами новизны или неожиданности.   

Педагог-новатор М. Монтессори была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией.

Монтессори писала, что лучшим способом тренировки всех органов чувств является вкусный обед. Кроме вдыхания запахов с закрытыми глазами, никаких определённых упражнений она не предлагала, а те, что существуют сейчас, не классические материалы, но созданные по их подобию.  

Многочисленные исследования педагогов и психологов позволяют нам утверждать, что внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, основано на наглядно-действенном мышлении. Для формирования обоняния и вкусовых ощущений, используется преимущественно естественный материал (продукты, цветы, ароматные предметы и пр.), т. е. в сенсорное воспитание детей включается ознакомление со свойствами реальных предметов.

Игровой метод получил широкое развитие в прошлом столетии и педагогические (дидактические) игры прочно воли в практику детских садов.

В одних случаях дидактические игры могут выступать своеобразной игровой формой занятия и проводиться со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – могут использоваться в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дети раннего возраста эмоционально реагируют на сюрпризные моменты, которые в свою очередь способствуют и сенсорному развитию, и развитию интеллекта. Многие из дидактических игр, применяемых педагогами в образовательной деятельности, связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков.

Анализ психолого-педагогической литературы и практика воспитания детей раннего возраста позволяют утверждать, что недостаточно развитые вкус и обоняние не мешают жизни, хотя и значительно обедняют ее.

При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность: расширение опыта действий с муляжами продуктов, предметами быта, используемых для приготовления различных блюд, сопровождаемых пояснениями воспитателя на этапе знакомства детей с вкусовыми характеристиками, вкусовыми и обонятельными ощущениями, которые чаще всего соседствуют.

Знакомство с часто встречающимися, характерными вкусами и запахами изначально проводится в повседневной жизни: дети запоминают и различают запах лука, лимона и апельсина, кофе и йогурта, цветов и прочих предметов. Учитывая, что окружающий ребенка мир пронизан различными запахами - заложенные инстинкты полагаются в первую очередь на обоняние в оценке неприятности или наоборот безопасности каких-либо из предметов.

На занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах: запах лука - сильный, горький; запах кофе - ароматный, приятный; запах лимона или апельсина - свежий, резкий.

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. При знакомстве с новой едой, внимание ребенка стоит обратить на привлекательный запах. Пример игр:

«Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» - детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений обозначить запах словом;

«Коробочки с запахами» - ребенок нюхает баночки с наполнителем, акцентируем внимание на ощущениях (для начала - приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас: ароматный, кислый, мятный, сладкий, резкий запах). Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, мыло, шампунь и т.д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки. На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник.

Вкусовые качества продуктов дети различают, пробуя их. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Воспитатель должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

Дидактические игры для развития вкусовых ощущений:

«Определи на вкус», «Вкусовые баночки» - ребенок кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету или мармелад, кислый лимон, горький лук, - обозначает словом свои вкусовые ощущения.

«Назови вкус продуктов», «Сладкое – не сладкое»,  - ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус.

Гармоничное развитие вкусового и обонятельного ощущений ребенка раннего возраста должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно, а дидактические игры детей раннего возраста выступают в качестве основного метода воспитания и обучения, при котором происходит передача сенсорного опыта.

Дидактические игры могут выполнять функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей и могут быть включены в любое занятие. А для того чтобы сделать жизнь ребенка более насыщенной и интересной, не обязательно выдумывать что-то очень сложное, достаточно почаще обращать его внимание на самые обычные каждодневные вещи, которые нас окружают. Именно благодаря дидактическим играм воспитатель может, используя индивидуальные способности и уровень имеющихся у ребенка знаний, вести его дальше к более глубокому и полному познанию окружающего мира.

Приобретаемые в ходе дидактической игры навыки - база для полноценного сенсорного развития ребенка раннего возраста.

Значение сенсорного развития ребенка в раннем возрасте выдвигает перед теорией и практикой, применяемыми воспитателями дошкольной организации, разработку наиболее современных и эффективных средств и методов для достижения высоких результатов по сенсорному воспитанию.

 

 

Список используемой литературы:

1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

2. Гадаборшева З.И. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития дошкольников через овладение продуктивной деятельностью // МНКО. - 2018. - №4 (71).

3. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 11 (41).

4. Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф.- Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 136-139.

5. Фурман В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. - 2015. - №22.4. - С. 52-59.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

Опубликовано: 11.05.2021