Lego-конструирование как средство развития творческой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Иванова Юлия Владимировна

Организация: МБДОУ ДС №106 «Кораблик» комбинированного вида

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Психологами и педагогами дошкольного образования доказано, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела. На фоне интерактивных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах. В нашем детском саду активно используется парциальная программа «От Фребеля до робота». Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы решили активно включиться в педагогический процесс по развитию у детей инженерно-технического творчества.

Работу мы начали с интеграции лексических тем с темами общеобразовательной программы.

 

Месяц/неделя

Лексическая тема (логопедическая)

Тема программы «От Фребеля до   роботы»

01.10-05.10

Ягоды-грибы

«Трактор»

08.10-12.10

Деревья осенью

«Лесозаготовка»

15.10-19.10

Осень. Природа, погода.

«Метеорологическая станция: дождемер, флюгер»

 

В предметной среде нашей группы есть Лего-центр, где представлены разные наборы, которые периодически дополняются.

Когда ребенок играет в данном центре, он – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Конструирование из Лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Конструктивная работа у нас проходила во вторую половину дня в свободное от логопедической работы время. С понедельника  с началом лексических тем мы знакомились с новыми понятиями, тем самым проходили первый этап. На данном этапе для запуска конструктивной деятельности, выбора объекта конструирования нам в основном помогали проблемные вопросы, проблемные ситуации: «Ребята, вы видели, как убирают урожай? С помощью какого транспорта можно доставить урожай до дома в сельской местности?», «На этой неделе мы с вами будем говорить о домах, квартирах. Кто хочет рассказать о своем доме не словами, а построить его? Представить в виде макета». Здесь же мы обсуждаем при необходимости материал, детали построек.

Правила безопасности мы обсуждали раньше каждый раз, сейчас уже если материал незнаком детям, то детально, если уже есть опыт работы – то дети автоматически обозначают его в матрице. Дети сами стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам.

Далее с помощью матрицы обозначаем части, материал, размер, рельеф, цвет и другие свойства будущего объекта – постройки.

Опыт показывает, что процесс постройки и его сложность зависят от соучастия воспитателя. У детей иногда пропадает интерес либо они сооружают слишком простую постройку – здесь важна роль педагога:  можно наводящими вопросами усомниться в крепости или функциональности продукта либо предложить вариант дополнения решения ребенка, как бы поделиться своим опытом. Следовательно, дети чувствуют интерес взрослого. Как рекомендуют авторы программы, коммуникативная практика на фоне конструктивно-модельной деятельности, требует словесного оформления замысла, его осознания, задает социальные критерии результативности.

Этап конструирования занимает от 1 до 3 дней. С каждым разом заметно, что дети начали дополнять свои постройки, чаще это групповые работы. Здесь отрадно, что дети самостоятельно моделируют будущий объект, меняют свое решение либо дополняют новыми идеями. В Лего-конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов. Например, по теме «Метеорологическая станция» мы устроили выставку семейных работ: флюгеров, термометров.

Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в Лего-конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

Инженерные книги в нашей группе оформляются в виде матрицы. Так сложилось, что матрица оформляется в течение процесса постройки, в конце дети только вносят    изменения.

Обсуждение построек в нашей группе принято проводить в виде презентации в вечернем кругу. Высказываются только желающие. После презентации наши постройки становятся полем для совместных ролевых игр. Хочется отметить, что в рамках реализации муниципального проекта «Театр глазами детей», в связи с зависимостью образовательной деятельности группы с ТНР от логопедической работы, от лексических тем, соответственно недостатком свободного времени, мы попробовали обыгрывать результаты конструктивной деятельности в театрализованной деятельности. Так, мы гармонично использовали в детском театре сделанные руками детей из разного бросового материала головные уборы, обувь, одежду в сказке «Заюшкина избушка». Есть взять лего-продукты, то в основном мы с детьми сочиняем мини-сказки и обыгрываем сразу несколько построек.

В дошкольном учреждении требования к Лего-конструированию достаточны просты. На первых порах мы учим детей создавать конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи всестороннего развития детей. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые, они, сами того не замечая, обучаются. Постепенно дети становятся более самостоятельными, более успешно применяют накопленный опыт в творческом конструировании, обыгрывании продуктов деятельности. Планомерно речь детей обогащается и активизируется употреблением техническими понятиями: конструкция, макет, схема, чертеж, технический объект, машиностроение, скрепление, крепеж, монтаж, модель. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что Лего-конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.

 

 

Литература: 

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» М.: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. 79 с.


 

Опубликовано: 20.07.2021