Учимся писать или готовим руку к письму
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Золотова Елена Владимировна
Организация: ГБОУ «Школа №2005»
Населенный пункт: г. Москва
Многие родители считают, что, заканчивая детский сад, ребенок должен уметь писать. Но мало кто из родителей знает, что неправильное обучение письму может стать причиной трудностей уже при обучении в школе.
У детей старшего дошкольного возраста еще не сформированы необходимые навыки для овладения письмом. У дошкольников недостаточно развита мелкая моторика, не до конца сформирована зрительно – моторная координация.
Для того, чтобы закрепить навык написания буквы, нужно каждый день уделять этому достаточно много времени, прописывая элементы и саму букву много раз, что для дошкольника очень сложно и даже невыполнимо. К тому же немногие родители знают, что у каждой буквы есть свои правила написания. Поэтому взрослый должен не только правильно объяснить и показать как писать букву, но и следить за правильным написанием как каждого элемента, так и всей буквы. Ребенок, который пишет буквы без присмотра взрослых, пишет их по своему усмотрению и зачастую неправильно. А ведь научившись писать их неправильно до школы, в школе ребенок столкнется с необходимостью переучиваться.
Поэтому в дошкольном возрасте важно ребенка не учить писать, а подготовить его руку к письму.
Для этого можно использовать следующие задания и упражнения.
-
Пальчиковая гимнастика развивает координацию, мелкую моторику,
улучшает внимание, память, способствует развитию речи, формированию правильного звукопроизношения.
-
Рисование
Рисование имеет много общего с письмом:
- поза и положение руки при рисовании и письме схожи, поэтому в дальнейшем ребенку будет легче овладевать навыком письма
- техника рисования похожа на письмо.
-
Штриховка.
Важно научить ребенка штриховать в разных направлениях (вертикально, горизонтально, наклонно).
-
Закрашивание
При закрашивании важно научить ребенка использовать лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо, в ритмичном повторении.
-
Лепка, аппликация.
-
Нанизывание бусинки, пуговки на нитки.
-
Вырезание ножницами.
-
Изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).
-
Конструирование из бумаги (оригами).
-
Рисование узоров по клеточкам в тетради. Графические диктанты.
Очень важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Часто взрослые не уделяют этому должного внимания и как следствие у ребенка закрепляется навык неправильного захвата пишущего предмета. А переучить ребенка, научившегося неправильно держать ручку или карандаш, очень сложно.
А как же правильно? Пишущий предмет кладут на верхнюю часть среднего пальца, прижимают его сверху большим пальчиком, а сбоку – указательным. Безымянный и мизинец должны находиться внутри ладони. Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно удерживал ручку или карандаш и в случае необходимости поправлять.
Все это поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Таким образом, оказывается, что учить ребенка дошкольного возраста писать совсем не нужно, это может только навредить. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, развитие навыков, необходимых для овладения столь сложным процессом письма.
Список литературы:
1. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю. Зайцева И.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. – СПб.: Детство - Пресс, 2010. – 112.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
3. Голубина Т.С. Чему научит клеточка: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 64.
4. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. Пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2007. – 47.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 96.
6. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.- 96.
7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 80.