Познавательно-оздоровительный проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы 6-7 лет»

Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ

Автор: Горелова Екатерина Юрьевна

Организация: МБДОУ ДС № 17 «Елочка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кулебаки

1. Паспорт проекта

Тип проекта

Познавательно-оздоровительный

Продолжительность проекта

Среднесрочный

Дата реализации

03 -14 июня 2019

Участники проекта

Воспитанники, родители

Количество основных участников

16 человек

Возраст основных участников

6-7 лет

Форма проведения

Групповая

Характер контактов

Среди детей одной группы

Место проведения

Спортивная площадка и прогулочные участки на территории детского сада, групповое помещение

Образовательная область

Физическое развитие, познавательное развитие

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие; художественно - эстетическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие

 

2. Структура проекта

Актуальность темы. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладывание основных черт личности, формирование характера, отношения к себе и окружающим. Однако здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

Поэтому очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом еще в детском саду, развить представления о необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Проблема: Высокая заболеваемость детей, обусловленная следующими причинами:

  • некоторые дети являются часто болеющими;

  • частые пропуски детьми утренней гимнастики;

  • отказ некоторых детей от занятий физической культурой;

  • одежда детей не всегда соответствует температурному режиму;

  • малоэффективные формы работы с родителями.

Необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, приобщение родителей к активной работе по укреплению здоровья своих детей.

Цель проекта: создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы.

Гипотеза: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о здоровом образе жизни, положительное отношение к нему, начнут проявлять инициативу на занятиях физической культурой и спортом, отразят свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • расширить представление детей о здоровье, здоровом образе жизни;

  • сформировать у детей ответственность за свое здоровье;

  • способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать у детей умение избегать опасных для здоровья ситуаций;

  • развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения мероприятий

Воспитательные:

  • воспитывать позитивное отношение и привычку к здоровому образу жизни; целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Предполагаемый результат:

  • расширится представление детей об укреплении и сохранении здоровья, о гигиенической культуре;

  • у воспитанников сформируется мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей;

  • повысится уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления и укрепления организма детей.

3. Этапы реализации проекта:

 

Планово-диагностический

  • Системный анализ и оценка ситуации,
  • Выработка концептуальной основы проекта.

Организационно-исполнительский

  • Создание, внедрение и реализация физкультурно-оздоровительного компекса при тесном взаимодействии: педагоги-дети-родители.

Описательно итоговый

  • Оценка степени сформированности представлений о ЗОЖ, здоровье,
  • Итоги реализации проекта.

 

 

1 этап: Планово-диагностический

Цель: Выявить уровень представлений детей подготовительной к школе группы 6-7 лет о ЗОЖ, уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления и укрепления организма детей. 

Содержание:

  • выявление уровня знаний в области здорового образа жизни у детей через наблюдения, беседы, игры;

  • анкетирование родителей;

  • составление плана работы;

  • разработка содержания проекта (изучение методической литературы, подбор материала для работы с детьми, родителями и педагогами).

2 этап: Организационно – исполнительский

Формы работы с детьми: 

  • ООД (аппликация, лепка, рисование, ознакомление с окружающей действительностью, восприятие художественной литературы);

  • ОД в режиме дня (гимнастика (дыхательная, пальчиковая, для глаз и т.д.; «Тропа и дорожки здоровья»; прогулки на свежем воздухе; дидактические игры и упражнения; презентации; мультфильмы и т.д.);

  • самостоятельная деятельность (настольно-печатные, сюжетно- ролевые игры, раскрашивание раскрасок и т.д.);

  • совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, участие в турнире по индорхоккею, сотворчество).

Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, книжки-передвижки, памятки, рекомендации, листовки.

Методы и приемы: беседы, игровые приемы с элементами театрализации, использование ИКТ, индивидуально-дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций.

Средства обучения: картотеки, алгоритмы по режимным моментам, оборудование для закаливания, оздоровления в физкультурно-оздоровительном центре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры, лэпбук, ИКТ, литературный материал и т.д.

Работа с воспитанниками группы

Познавательное развитие

Беседы с детьми: «Что такое здоровье?», «Правила личной гигиены», «Береги здоровье смолоду», «Чистота  залог здоровья», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок», «Знакомимся со своим организмом», «Наши верные друзья», «Роль лекарств и витаминов», «Скелет – наша опора», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Витамины вокруг нас», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Секреты здоровья», «Как уберечься от инфекций», «Травма: как ее избежать?», «О вкусной и здоровой пище», «Чистота – залог здоровья», «Кто спортом занимается, здоровья прибавляется», «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке», «Микробы», «Правила поведения на прогулке», «Откуда берутся болезни», «Чтобы кожа была здоровой», и др.

Познание: «Путешествие в страну здоровья», «Полезные и вредные привычки», «Здоровый образ жизни», «Путешествие на воздушном шаре в страну Здоровья», «Путешествие в сад Здоровья», «Если хочешь быть здоров», «Береги свое здоровье», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы», «Мое тело», «Органы – помощники», «Лекарственные растения», «Микробы и вирусы». «Опасные предметы в нашем доме», «Ядовитые грибы и ягоды».

Опытно – экспериментальная деятельность: «Наши помощники – органы чувств», «Фруктовая лаборатория», дегустация витаминных напитков (шиповник, имбирный чай, лимонный напиток), дегустация отваров целебных трав (ромашка, чабрец, мелисса), приготовление витаминного салата.

Видеоролики и презентации: «ЗОЖ», «Виды спорта», «Олимпийские чемпионы», «Здоровый образ жизни» и др.

Мультсеансы: «Старые знакомые», «Все на матч», «Мойдодыр», «Айболит»; «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам: «Нет!», «Если хочешь быть здоров»; «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус» и т.д.

Речевое развитие

Составление рассказов на тему «Чтобы быть здоровым…», «Как моя семья выезжала на отдых».

Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В.П. Катаев «Грибы»; К.И. Чуковский «Айболит», «Федорино горе», Р. Бианки «Репортаж со стадиона «Жукамо»,  Г. Остер «Про Петьку – микроба», Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалкова «Прививка», «Не спать», «Грипп»; и т. д.

Пословицы и поговорки, потешки о здоровье.

Загадывание и разгадывание загадок по теме, придумывание своих загадок.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование: «Здоровое питание», «Фруктовый мир», «Я дружу со спортом», «В нашем саду растут витамины», «Микробы на ладошках», «Лекарственные травы».

Лепка: «Полезная и вредная еда», «Чемоданчик доктора Айболита».

Аппликация: «Витаминная корзина», «Веселая зарядка».

Конструирование: «Спортивная площадка», «Каток», «Фрукты», «Огород».

Физическое развитие:

Оздоровительные упражнения: «Дирижёр», «Птичка», «Подсвечник», «Посмотри на часы», «Кто сумеет», «Ноги за голову», «Ножницы», «Собирание предметов», «Марионетка», «Собачка такса», «Ласточка», «Аист» и т.д.

Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация.

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.

Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой): «Ладошки», «Погончики», «Насос» и др.

Пальчиковая гимнастика: «Я хочу построить дом», «Наши друзья».

Массаж и самомассаж (массаж активных точек, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажными мячиками, су – джок и др).

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры: «Игрушки на приеме у врача», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Детский сад», «Мы – спортсмены», «Магазин», «Семья», «Аптека», «Санаторий», «Оздоровительный центр».

Дидактические игры: «Азбука здоровья», «Полезно – вредно», «Поможем Мойдодыру», «Оденем куклу на прогулку», «Ты – моя частичка», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Угадай по звуку», «Что сначала, что потом», «Аскорбинка и ее друзья», «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Наши помощники», «Что любят наши зубки?» «Вылечи больной зуб», «Разложи полезные продукты», «Что было бы, если бы…», «Какого помощника не хватает?», «Так или не так», «Если кто-то заболел», «Если ты поранился», «Здоровый малыш», «Лабиринты здоровья», «Чудесный мешочек», «Назови правильно»; «Что у нас внутри?», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими», «Во саду ли, в огороде», «Таблетки на грядке» «Режим дня», «Спорт», «Правила личной гигиены», «Полезная и вредная еда».

Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).

Театрализованные игры: «Айболит», «Мойдодыр».

Подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Ловля обезьян», «Бездомный заяц», «Ручеек»; «Вышибалы», «Горячая картошка», «Ключи», «Тетера», «Салки», «У медведя во бору», «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Гори, гори ясно», Не оставайся на полу», «День и ночь», «Волк и зайцы», «Лиса и куры», «Медведи и пчелы» и т.д.

Работа с родителями воспитанников:

  • Папки-передвижки: «Личная гигиена дошкольника», «Закаливание день за днем», «Здоровый образ жизни семьи», «Здоровое питание детей».

  • Консультации: «Азбука здорового образа жизни», «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Режим дня», «Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Полезные привычки», «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер – плюсы и минусы», «Больше внимания осанке»; «Двигательные игры-разминки» и др.

  • Буклеты и памятки: «Сказка ложь – да в ней намёк» (терапевтическое значение сказок), «Комплекс зрительной гимнастики на каждый день», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия». «Соблюдаем режим дня – сохраняем здоровье!», «10 правил здорового образа жизни».

Работа с социальными партнерами:

  • Взаимодействие с инструктором по индорхоккею.

  • Организация выезда на турнир по индорхоккею.

Совершенствование предметно – пространственной среды:

  • Оборудование уголка здоровья.

  • Оформление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

  • Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы, вирусы, строение тела человека, полезные вредные продукты

3 этап: Описательно – итоговый

Цель: Оценка степени сформированности представлений детей о ЗОЖ, укреплении здоровья у детей.

Подведение итогов познавательно-оздоровительного проекта.

Форма подведения итогов:

  • Представление продуктов проекта для родительской и педагогической общественности;

  • Анкетирование родителей «ЗОЖ в семье»;

  • Интеллектуально-спортивная викторина для детей «Школа здорового образа жизни»;

  • Стенгазета «ЗОЖ – наш выбор»;

  • Итоговое мероприятие: квест-игра «В поисках ключа здоровья».

Результаты проекта:

  • Дети получили доступные знания о путях сохранения и укрепления своего здоровья.

  • Повысился уровень знаний родителей о формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

  • Создан лэпбук «Азбука здоровья», пополнились атрибуты для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа.

  • Пополнились картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте.

  • Расширился опыт работы с родителями воспитанников.

Методическое обеспечение проектной деятельности

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Изд-во: Мозаика-Синтез, 2014. 64 с.

  2. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоровье, 1983. 205 с.

  3. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Изд-во: Ростов на Дону, Феникс, 2011. 216 с.

  4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. – Волгоград, Изд-во: Учитель, 2016. 172 с.

  5. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Т. А. Данилина. – Изд-во: М.: АРКТИ, 2013.

  6. Ногина Е.А. Проектная деятельность как средство обучения детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 2017. 124 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Ресурсное обеспечение: ПК, проектор, фотоаппарат, видеофильмы, мультфильмы, интернет-ресурсы, фотоматериалы, аудиозаписи, художественная литература.

 

 

Приложения

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают заинтересованы ли родители проблемой здоровья семьи и готовы ли они взаимодействовать с детским садом в данном направлении.

Вопросы:

1. Часто ли болеет Ваш ребенок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка?

а) облегченная форма одежды на прогулке

б) облегченная одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?

а) да

б) частично

в) нет

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в деревне

г) другое ________________________________________________________________

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) гуляют во дворе

б) смотрят телевизор

в) другое _______________________________________________________________

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ____________________________________________________________

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да         б) частично       в) нет

 

Конспект по рисованию «Ваза с фруктами

для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет

Цель: знакомить детей с натюрмортом, учить детей рисовать с натуры различные фрукты подбирая нужные цвета, совершенствовать навыки работы гуашевыми красками, развивать самостоятельность и художественно - творческие способности. Продолжать формировать умение изображать овальные и круглые формы.  Дифференцировать представления «овощи» и «фрукты». Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя гимнастику для пальчиков, физминутку.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить детей рисовать с натуры различные фрукты;

  • учить подбирать нужные цвета для изображения фруктов;

  • учить располагать изображение на листе;

  • закрепить знания детей о фруктах;

  • закреплять и расширять словарь по теме «Фрукты»;

  • формировать умение детей употреблять в речи относительные прилагательные;

  • закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением;

  • развивать память, интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Развивающие:

  • развивать чувство ритма, эстетическое восприятие;

  • развивать навыки рисования с натуры;

  • закрашивать округлые предметы закруглёнными линиями;

  • самостоятельно рисовать черешки и листики;

  • развивать воображение, художественный вкус;

  • развивать чувство композиции;

  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки коллективной работы;

  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

  • беседа «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов»;

  • чтение сказки В. Г. Сутеева «Яблоко»;

  • сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи - фрукты»»;

  • рассказ воспитателя об овощах и фруктах;

  • рисование по трафарету и штриховка овощей и фруктов.

Оборудование: Репродукции картин И. Репина «Яблоки», Хруцкого «Цветы и плоды», бумага для рисования А4, гуашевые краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей, простой карандаш, муляжи овощей и фруктов, вазы разной формы, кувшины, тарелки, поднос.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, загадывание загадок, рассматривание картины, развивающая игра «Аналогии», дидактическая игра на внимание, мини-беседа о фруктах, показ и анализ образца, выставка, чтение стихотворения.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка.

Ход совместной деятельности:

Сюрпризный момент. Дети подходят к отдельно стоящему столу и видят накрытую внутри корзинку. 

Воспитатель: Что же в этой корзинке?  Предлагаю отгадать загадки (на каждую отгаданную загадку, выставляется картинка, или муляж фрукта)

Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко)

Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос – Сладок мягкий... (Абрикос)

Жарким солнышком согрет, в шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас толстокожий... (Ананас)

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь (Арбуз)

Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран в тропиках растет... (Банан)

На шнурочке – стебелёчке сладких ягод груда На большое блюдо. (Виноград)

Что за плод - шкатулочка с секретом! Семена - вкуснейшие на вид,

Все прозрачные, все розового цвета, потрясешь, как странно, не звенит. (Гранат)

Жёлтый шар, слегка горчит. летом жажду утолит. (Грейпфрут)

Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (Груша)

Круглобока, желтолица, может с солнышком сравниться.

А душистая какая, мякоть сладкая такая! Мы поклонники отныне королевы поля... (Дыни)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он, а зовут его... (Лимон)

Апельсина брат меньшой. Потому как небольшой. (Мандарин)

Плод этот сладкий и круглый, и гладкий.

Внутри он душистый снаружи пушистый. (Персик)

Синий мундир, белая подкладка, в середине - сладко. (Слива)

Отгадали! - молодцы! Теперь давайте внимательно рассмотрим, какие они по форме, цвету и размеру.  (Педагог с детьми достают из корзинки муляжи фруктов, обследуют их руками и повторяют их названия.) Как одним словом назвать яблоко, грушу, банан?… (Фрукты) Как вы думаете, откуда на столе эта корзинка? (предположения детей) Где можно собрать фрукты? (В саду)  На чем растут фрукты? (на деревьях и кустарниках) Где можно собрать овощи? (В огороде) Какие овощи вы знаете? (ответ детей)

 Развивающая игра «Аналогии» (развитие мыслительной операции по аналогии). Педагог предлагает детям продолжить предложения:

  • Абрикос маленький (желтый), а баклажан -…

  • Огурец овальный, (зеленый),  а помидор -…

  • Лимон кислый (желтый), а персик -…

  • Кабачок большой, а лук -…

  • Свекла - бордовая, (круглая), а груша -…

  • Морковь – суп  (сок), а  яблоко -…

Игра на внимание. Приготовьте ладоши, будем играть. Я буду говорить разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите названия фруктов. (парта, виноград, редис, репка, апельсин, ручка, огурец, ананас, помидор, шапка и т.д.). Молодцы!

Физминутка «Яблочко»

На носочки я встаю,                                Подняться на носки
Яблочко я достал                                       Руки вверх
С яблочком бегу домой,                           Бег на месте
Мамочке подарок мой!                             Хлопки в ладоши

Дальнейшая часть занятия проходит, сидя за столом.

Воспитатель: Ребята, подойдите к мольберту.  На наше сегодняшнее занятие я принесла репродукции картин разных художников. Вы помните, к какому жанру живописи они относятся?  Правильно, это натюрморты. То есть картины, на которых изображаются плоды: фрукты, овощи, ягоды, другие продукты питания.  Может быть нарисована посуда, книги, одежда и т. д. Давайте внимательно рассмотрим натюрморты. Представьте себя там, внутри этой картины. Расскажите все, что вы видите и чувствуете.

Воспитатель: Обратите внимание, на каком фоне изображены фрукты? На этом фоне все плоды хорошо видны. А как вы думаете, почему художник расположил холст горизонтально? Наверное, чтобы показать, какое изобилие плодов на столе. Он как бы расширил рамки картины, чтобы уместить все плоды.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру: «Составить натюрморт».  (Часть занятия проходит около отдельно стоящего стола) Я приготовила для него разные фрукты, посуду, красивый кувшин, вазу. (Дети по желанию составляют несколько натюрмортов.) Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и подготовить наши пальчики для дальнейшей работы.

Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»
Будем мы варить компот.                       Маршировать на месте.
Фруктов нужно много. Вот.                   Показать руками – «много».
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.                            Имитировать, как крошат, рубят,                                               отжимают, кладут, насыпают песок.
Варим, варим мы компот,                        Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ.                           Хлопать в ладоши.

(Дети садятся за столы)

Анализ образца: Воспитатель: Посмотрите, я нарисовала яблоки, грушу и виноград в вазе. (Показ образца). 

Частичный показ. Объяснение.

1.  Демонстрация расположения листа. (Горизонтально или вертикально.)

2.  Рисуем с лёгким нажимом карандаша (показ приёма).                     

3. Показ приёма закрашивания по форме и пояснение к нему: яблоко круглое и его закрашиваем полукруглыми линиями с одной и другой стороны. А груша овальная, её закрашиваем округлыми линиями.

Работа с красками

Напомнить технику закрашивания в зависимости от формы фрукта. Выбрать цвет краски для фрукта. Напомнить, чтобы краска за контур не выходила. Следить за осанкой. Оречевлять свои действия.

Воспитатель: А теперь начнем рисовать. Сначала вы должны решить, как вам расположить лист бумаги, чтобы на нем разместилась вся композиция и нарисовать предметы. Воспитатель в процессе рисования помогает детям советом.

Итог:

Рисунки выставляются на стенд.  Воспитатель читает стихотворение:

Высокая ваза стоит на столе. Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин. И после обеда мы фрукты съедим! (Воспитатель отмечает те рисунки, где дети самостоятельно дорисовали к фруктам зелёные листочки)

  • Что мы сегодня делали, во что играли?

  • Понравилось ли вам сегодня наше занятие? (ответ)

  • Что не понравилось? (ответ);

  • Возникали ли у вас трудности при выполнении сегодняшнего задания?

  • Какое у вас сейчас настроение? (ответ);

  • Вы, ребята, сегодня, Молодцы! Все старались!

Уборка рабочего места.

 

Объемная аппликация «Фрукты» из цветной бумаги

для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет

Цель: Создание тарелки с фруктами в технике объемной аппликации.

Задачи:

1. Развивать навыки и умения создания объемной аппликации.

2. Развивать мелкую моторику ребенка.

3. Развивать творческие способности ребенка через создание аппликации.

4. Закрепить технические навыки вырезывания и приклеивания деталей.

5. Прививать навыки усидчивости, аккуратности

Ход выполнения:

Все дети и взрослые любят фрукты. Они не только вкусные, но и очень полезные. Дети читают стихи.

Как хорош он, летний сад, фруктами всегда богат.

Вишен стройных целый ряд – рубином ягоды горят.

Рядом здесь растёт и слива, плодами сочными красива.

Груш и яблок аромат, съесть одно бы каждый рад.

 

Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива.

Очень просит груша: «Съешь меня, Ванюша».

 

Яблочко родное, наше, наливное.

Вырастет у нас в саду, осенью за ним пойду.

 

Слива лиловая, наша – садовая, вкусная, нежная, очень полезная.

А еще из сливы спелой мы повидло можем сделать!

 

Виноград, виноград, много ягодок подряд

Выросло на ветке – объеденье, детки!

 

Сейчас мы сделаем красивую тарелку с фруктами.

Для этого нам понадобится: Цветная бумага; бумажная тарелка; клей; ножницы. Готовим шаблоны для яблока, груши, винограда, сливы и листочков к ним. Берем лист бумаги формата А5 и складываем его пополам и еще раз пополам. Обводим шаблоны фруктов. Если дети маленькие и еще не могут аккуратно обвести шаблон, то лучше сделать заготовки самим. Для каждого фрукта нам понадобится 4 детали Каждую деталь складываем пополам. Наносим клей на одну из половинок и склеиваем их так, чтобы вторые половинки остались свободными. Склеиваем 4 половинки груши. Также поступаем и со всеми остальными фруктами. Вырезаем детали. Складываем пополам. Склеиваем половинки. Разворачиваем все фрукты, делая их объемными. Вырезаем листочки из зеленой бумаги. Располагаем фрукты на тарелке, прикладывая зеленые листочки. Ставим на стол красивую тарелочку. Приятного аппетита.

Мы за столик сели, фартучки надели, Будем есть мы фрукты – вкусные продукты.

 

Спортивно-интеллектуальная викторина «Школа здорового образа жизни»

для детей подготовительной школе группы 6-7 лет

Цель: способствовать формированию у дошкольников здоровье сберегающего взаимодействия с миром.

Задачи:

  • Создавать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься спортом;

  • Закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье;

  • Обогащать словарный запас детей по спортивной тематике и ЗОЖ;

  • Формировать способности к импровизации и творчеству в двигательной деятельности;

  • Воспитывать целеустремленность, командные качества.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о необходимости делать зарядку, заниматься спортом; об истории возникновения олимпийских игр, о зимних и летних видах спорта, о значении спорта в жизни человека.

Оборудование: столы для команд, карточки с видами спорта, кеды, мешочки с песком для метания, кегли, мячи, обручи, скакалки, инвентарь для дорожки с препятствиями,

Предполагаемый результат: мотивация детей на здоровый образ жизни

Содержание:

Ведущий: Здоровья день, день красоты, Его все любят – я и ты.

И все вокруг твердят всегда: «Здоровым быть – вот это да!»

Ребята, я знаю, что вы любите играть в подвижные игры, спортивные соревнования, поэтому предлагаю вам принять участие в спортивной викторине, где вы сможете показать свои знания, умения и навыки. Ведь от того, насколько часто вы занимаетесь спортом, зависит, каким будет ваше здоровье.

В нашей викторине принимают участие две команды: команда «Звездочка» и команда «Искорка». Давайте поприветствуем друг друга.

А теперь нам необходимо выбрать капитанов команд и членов жюри.

1 конкурс «Спортивная викторина» (по десять вопросов каждой команде)

Пусть первым будет тот, Кто со спортом живет!

1. Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)

2. Как зовут спортсмена, катающегося на коньках под музыку? (фигурист)

3. Сколько команд играют в хоккей? (2 команды)

4. Сколько человек в футбольной команде? (11 человек)

5. Вид спорта на доске? (сноуборд)

6. Как называется спортивный снаряд, которым спортсмены играют клюшками? (шайба)

7. Дорожка лыжника? (лыжня)

8. Детский зимний транспорт? (санки)

9. Коньки на лето? (ролики)

10. Родина Олимпийских игр? (Греция)

11. В каком городе проводятся 22 зимние Олимпийские игры (Сочи)

12. Что собой представляет Олимпийская эмблема? (5 колец)

13. Что означают переплетённые олимпийские кольца (синий – Европа, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия. красный – Америка, чёрный – Африка)

14. Какие зимние виды спорта вы знаете (фигурное катание, хоккей, лыжный спорт и т. д

15. Как звучит девиз олимпийских игр (быстрее, выше, сильнее)

16. Назовите символ олимпийских игр (леопард, медведь и заяц)

17. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Во время Олимпийских игр прекращались все войны)

18. Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии (лавровый венок)

19. Какие спортсмены участвуют в Параолимпийских играх (инвалиды)

20. Символы Параолимпийских игр? (лучик и снежинка)

2 конкурс «Спортивная тренировка» (Команды выполняют игры со спортивным инвентарем)

Дружим с солнечным лучом С прыгалками и мячом,

Кеглями и обручами В чем вы убедитесь сами.

Потрудись на тренировке, поучаствуй в подготовке.

Сам увидишь, как сильнее станешь ты и здоровее.

Выполнение упражнений с мячом

Всех наших игр с мячом не счесть: Так много их на свете есть.

Ведь можно мяч бросать, катать, его рукою ударять.

В корзинку мяч и в воду брось, повсюду дело нам нашлось.

Задача: провести мяч, отбивая его одной рукой от земли, вокруг обруча и передать следующему игроку.

Выполнение упражнений со скакалкой

Я и прямо, я и боком, с поворотом и с прискоком,

И с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе.

Задача: добежать до места, где лежит скакалка, прыгнуть три раза, вернуться к следующему игроку.

3 конкурс «Правила не только знаю, но еще их соблюдаю»

Быть здоровыми хотим, и об этом говорим!

Команды по порядку отвечают на вопрос, который капитаны команд вытянули.

Вопросы:

1. Какие правила надо соблюдать, чтобы у вас всегда было хорошее зрение?

2. Как сохранить свою кожу и волосы молодыми и красивыми как можно дольше?

3. Какие правила нужно выполнять, чтобы у вас была красивая осанка?

4. Какие правила нужно выполнять, чтобы у вас были красивые и здоровые зубки?

4 конкурс «Посмотри и угадай!»

Ну-ка дети не ленитесь, Вы со спортом подружитесь.

Вызываются капитаны команд. Каждому капитану выдается иллюстрация с видом спорта. Надо показать движениями и жестами без слов, изображенный на иллюстрации вид спорта, своей команде. Команды по очереди отгадывают.

5 конкурс «Волшебный мешочек»

А сейчас вам надо доказать, что вы стройные, у вас правильная осанка. Для этого нужно разделиться на 2 команды, встать колоннами в затылок друг другу. Кладем мешочек на голову. Ваша задача – пронести мешочек на указанное расстояние, вернуться обратно и передать следующему игроку.

6 конкурс «В гости к Мойдодыру»

Задание участникам: продолжить строки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

1. У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса.

У тебя такие руки (Что сбежали даже брюки).

2. Одеяло убежало, улетела простыня (а подушка как лягушка, ускакала от меня).

3. Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой (выбегает умывальник и качает головой)

4. Надо, надо умываться по утрам и вечерам…. (а нечистым трубочистам стыд и срам).

5. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое (и зубной порошок и густой гребешок).

6. И в ванне, и в бане, всегда и везде… (вечная слава воде).

Физминутка «Повторяй движения и слова»

Задание: повторять быстро движения за ведущим и произносить слова.

Руки к пяткам и к ушам. На колени и к плечам,

В стороны, на пояс, вверх! А теперь веселый смех!

Все мальчишки: «Ха-ха-ха!» Все девчонки: «Хи-хи-хи!» А все вместе: «Хо-хо-хо!»

7 Конкурс «Кто быстрее»

Из каждой команды выбирается по участнику. Каждому выдаётся по одному кеду.

Задание: Как можно быстрее расшнуровать и зашнуровать кеды.

Пока жюри подводит итоги, все команды отгадывают кроссворд. Слова отгадываются по вертикали. По горизонтали получается слово «Здоровье».

1. Я увидел свой портрет. Отошел – портрета нет. И сияет, и блестит, никому оно не льстит,-

А любому правду скажет, все как есть ему, покажет. (Зеркало)

2. Вот такой забавный случай! Поселилась в ванной – туча.

Дождик льется с потолка мне на спину и бока.

До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж. Все ребята любят ….(Душ)

3. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится! (Мыло)

4. Хожу, брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и у мышей. (Расческа)

5. Резинка – Акулинка, пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла, спинка розовая стала. (Мочалка)

6. Я не море и не речка, я не озеро, не пруд,

Но как утро или вечер – люди все ко мне бегут. (Ванна)

7. Серебряная труба, из тубы – вода, Вода бежит и льется в белизну колодца,

На трубе – два братца, сидят да веселятся. Один в кафтане красном, второй – в голубом,

Оба друга – брата заведуют водой. (Умывальник)

8. Костяная спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех,

За огонь соревнования, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощания. Будет краткой моя речь.

Говорю всем: «До свидания! До счастливых новых встреч!»

 

Подведение итогов викторины

 

Квест-игра «В поисках ключа здоровья»

для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет

Цель: Пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни через совместную деятельность.

Задачи: Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства. Уточнить и закрепить знания детей о навыках личной гигиены; о полезных и вредных продуктах питания, о видах спорта, о значении спорта и физкультуры для здорового образа жизни человека. Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, от соблюдения режима дня. Развивать самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам, во время игры, умение взаимодействовать, договариваться. Воспитывать волю к победе, любознательность, познавательную активность.

Оборудование: Макет ключа, план игры, обручи, картинки овощей, фруктов, неполезных продуктов, 2 контейнера, музыкальное сопровождение, орешки с пословицами, гимнастические палки.

Ход квест-игры

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Сегодня мы с вами поиграем в квест – игру, которая называется «В поисках ключа здоровья». А вы знаете, что означает слово «квест»? Квест – это непростая, но очень интересная игра, она потребует от вас силы, знаний и смекалки. Это - путешествие. Путешествие в страну под названием «Здоровье». Во время нашего путешествия вы узнаете и вспомните много интересного и удивительного про здоровье.

  • Кто из вас знает, почему при встрече люди здороваются и говорят: «Здравствуйте!»? (желают здоровья)

  • Что же такое здоровье и что значит быть здоровым? (ответы детей)

  • Здоровыми быть хотят все люди. Никому не хочется болеть, лежать в постели, пить горькие лекарства. Поэтому сегодня я приглашаю вас на поиски ключа здоровья. Когда мы найдем все составляющие части ключа здоровья, то сможем узнать секреты здоровья.

Вам нужно будет пройти по маршруту, указанному на карте, выполнить задания, и за правильное их выполнение вы будете получать по одной части, чтобы потом собрать их вместе, узнать эти секреты и сохранить свое здоровье.

Воспитатель: Ребята, вот наша первая подсказка, это первая часть от ключа здоровья. Посмотрим, что изображено на картинке? В чем же состоит секрет здоровья? (в выполнении утренней зарядки)

Воспитатель: Становитесь по порядку на веселую зарядку.

1. «Веселая зарядка»

Воспитатель: Вот мы с вами и отыскали первую часть ключа здоровья. Это зарядка. Посмотрим в каком направлении нам нужно двигаться дальше.

Ребята, как вы думаете, почему здесь нарисованы овощи и фрукты?

Что в них есть такого, что помогает нам быть здоровыми? (ответы детей)

Воспитатель: В фруктах и овощах содержится много витаминов и полезных веществ, которые укрепляют организм и помогают сохранить здоровье. А вот следующее задание для вас. Вы попали на поляну полезных и вредных продуктов. Вам нужно разобрать их.

2. Эстафета «Разбери полезные и вредные продукты питания»

На столе лежат картинки овощей, фруктов, неполезных продуктов. Один ребёнок переносит овощи, другой фрукты, а третий неполезные продукты. Родители помогают им.

Воспитатель: Молодцы, ребята! За правильное выполнение задания вы получаете еще одну часть ключа здоровья. Давайте назовем ее (правильное питание). Отправляемся за следующей частью ключа здоровья. Мы с вами попадаем на станцию Чистюлькино и здесь нас встречает Мойдодыр. Сейчас мы проверим, знаете ли вы правила Гигиены. Мы поиграем в игру, которая называется «Топ-хлоп». Если вы хотите сказать: «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

3. Игра «Топ-хлоп»

а) Мылом моют руки. (хлоп)

б) Во время умывания разбрызгивают воду. (топ)

в) Зубы чистить не надо. (топ)

г) Зубы чистят зубной пастой. (хлоп)

д) Волосы расчесывать не надо. (топ)

е) Перед мытьем рук нужно закатать рукава. (хлоп)

ж) Нельзя брать грязные пальцы в рот. (хлоп)

з) Нужно пользоваться носовым платком (хлоп)

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием, и я убедилась в том, что вы все знаете правила гигиены. А теперь я предлагаю вам показать, как вы принимаете душ.

Эстафета «Прими душ»

Ребенок бежит до обруча, надевает обруч на себя (принимает душ), передает эстафету следующему участнику.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, получайте ещё одну часть ключа здоровья. Смотрим дальше на карту. Кто это? Что он делает? Мы с вами попадаем в гости к Закаляйке. Есть такое выражение: «Солнце, воздух и вода – продолжите дальше (наши лучшие друзья)». Как вы думаете, почему именно они – друзья человека?

Дети: Люди должны дышать кислородом, который находится в воздухе. Если человек будет мало гулять, у него снижается аппетит, он чаще болеет. Солнце дает энергию. В воде можно плавать, обливать ноги, принимать душ – это полезно.

Воспитатель: Закаливание помогает нам укрепить свое здоровье, но закаливающие процедуры необходимо проводить каждый день. Я предлагаю вам принять солнечные ванны, но для этого вы должны выложить солнышко с лучиками.

4. Эстафета «Выложи солнышко»

Ребенок обегает контейнер, берет гимнастическую палку, добегает до обруча, кладет «лучик», бежит за следующим «лучиком».

Воспитатель: Чтоб простуды не бояться, физкультурой надо заниматься.

И полезны нам всегда «Солнце, воздух и вода!»

Подвижная игра: «Солнце, воздух и вода»

На слово «воздух», дети бегают под музыкальное сопровождение, на слово «солнце» остановиться, ручки поднять кверху, на слово «вода» - лечь на животик и выполнять движения пловца.

Воспитатель: Вы получаете следующую часть ключа здоровья. Это – закаливание. А мы двигаемся дальше по своему маршруту. Интересно, что это за задание. Сейчас вы должны ответить, что и когда нужно делать

5. Игра «Ответь на вопрос»

  • Что нужно делать, после пробуждения от сна? (умываться, чистить зубы)

  • Чем занимаются дети по утрам? (зарядкой)

  • Когда нужно мыть руки? (перед едой, после прогулки, по мере загрязнения)

  • Обязательно ли детям спать днем?

  • Можно ли детям поздно ложиться спать?

Воспитатель: Вы умницы! Правильно ответили на мои вопросы. Конечно, часть ключа здоровья – это соблюдение режима дня. За правильное выполнение задания вы получаете еще одну часть ключа здоровья. Давайте назовем ее: «Режим дня». А мы с вами продолжаем. И наш путь лежит на спортивную поляну. И первое задание выполняют родители. Вам нужно отгадать спортивные загадки

6. Загадки

1. Кто по снегу быстро мчится провалиться не боится? (Лыжник)

2. Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони, а блестящие ... (коньки).

3. Он лежать совсем не хочет, если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь, ну, конечно – это ... (мяч).

4. Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» – Там идёт игра ... (хоккей).

5. Десять плюс один кого-то мяч хотят загнать в ворота,

А одиннадцать других не пустить стремятся их. (Футбол)

Воспитатель: Мячик наш веселый не может так лежать.

Он просит ребятишек, с ним вместе поиграть.

Игра-эстафета «Передай мяч»

Первый ребенок передаёт мяч через голову назад себя следующему участнику и так до конца команды, последний с мячом бежит и встаёт впереди.

Воспитатель: Есть у меня орешки мудрости и в них сокрыт секрет…

Вы разбирайте их скорей, в одних пословицы – конец, В других – ее начало.

Воспитатель: Итак, мы с вами выполнили все задания и получаем еще часть ключа здоровья. На нашем плане остался последний пункт. Здесь нарисована улыбка. Как вы думаете, почему? А какое у вас сейчас настроение? Хорошее настроение – это тоже залог здоровья. А если в день человек будет обниматься хотя бы 4 раза, то он сможет нормально существовать на Земле, а вот если обниматься 12 раз в день и больше, то организм будет развиваться и оздоравливаться. И это не просто выдумка, все это доказано. Считается, что объятия: укрепляют иммунитет; снимают усталость; помогают поднять самооценку; улучшают ночной сон; предотвращают депрессию.

Игра «Обнималочка»

Девочки образуют малый (внутренний) круг, а мальчики – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребенок должен обнять того, кто оказался рядом.

Воспитатель: Мы нашли с вами все части ключа здоровья. Давайте вспомним из каких составляющих частей состоит ключ здоровья (зарядка, правильное питание, гигиена, спорт, закаливание, соблюдение режима дня, веселое настроение). Я очень надеюсь, что вы всегда будете помнить о всех составляющих ключа здоровья и соблюдать их.

Опубликовано: 28.08.2019