Доклад на тему: «Формирование здоровья в процессе организации учебной деятельности»
Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ
Автор: Жарова Гульнур Ахтямзановна
Организация: МАДОУ «Детский сад № 340 комбинированного вида»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. По статистике 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональное отклонение в состоянии здоровья; 30 – 40% - неврологическое проявление; 30 – 40% отклонение со стороны опорно-двигательного аппарата; 20 - 25% со стороны носоглотки; 10 – 20% аллергические реакции; 10 – 25% со стороны сердечнососудистой системы и т.п. Только 10% приходит в школу абсолютно здоровыми.
Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «Нарушение функций организма опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения при ограничении двигательной активности».
Движения необходимы ребенку, т.к. способствуют развитию его физических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Исследования показывают, что дети испытывают «двигательный дефицит». Не секрет, что и в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора). Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры и ведет за собой нарушение осанки, искривлению позвоночника, плоскостопие, задержки координации движений, выносливости, гибкости и силы, что вызывает нарушение обменных веществ и избыточное отложение жира.
Основными задачами детского сада по физвоспитанию детей являются: охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.
Все это достигается не только в повседневной жизни, но и на учебных занятиях. В организации физкультурных занятий и подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям, на занятиях формируют элементарное представление о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены. Необходимо в учебной деятельности обеспечить оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий детей.
Физупражнения на свежем воздухе в различных формах: физические занятия, развлечения и т.д. способствуют работоспособности, совершенствованию детского организма.
Необходимо использовать разнообразные варианты проведения физ.занятий:
- занятия по традиционной схеме
- занятия, состоящие из набора подвижных игр
- занятия – тренировки
- ритмическая гимнастика
- занятия – соревнования
- занятия – зачеты
- самостоятельные занятия
- занятия серии «Здоровье».
Однако физ.занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальности ребенка, реализацию его склонностей, интересов и потребностей.
Необходимо проводить физ.минутки и на занятиях по развитию речи, математике.
Контроль за физ.воспитанием должен регулярно проводится медработниками.
Список используемой литературы:
-
«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» Издательство «Просвещение» 1986г.
-
«Растите малышей здоровыми» С.А. Пономарев (Физкультурная библиотечка родителей) Москва «Советский спорт» 1989г.
-
«Программа воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.