Обогащение словаря и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования ментальных карт
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Васильева Екатерина Владимировна
Организация: МБДОУ детский сад № 97
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Аннотация: Методическая разработка по использованию ментальных карт на занятиях по речевому развитию в ДОУ по теме «Космос» направлена на развитие связной речи посредством составления рассказов с помощью интеллектуальной карты у детей подготовительной группы.
Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и другие) давно показали значение речевой функции в психическом развитии ребенка, ее влияние на становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Полноценное речевое общение является необходимым условием социальных контактов ребенка, что, в свою очередь, расширяет его представления об окружающей жизни, способствуя его активной социализации.
Одним из эффективных методов, развивающих речевые способности детей, является использование ментальных, или как еще называют интеллектуальных \ карт. Отличительным свойством данного метода является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия.
Английский психолог Т. Бьюзен является основоположником метода использования интеллект-карт. Этот метод он рекомендовал использоваться в разных сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми. В данной методической разработке представлен результат использования интеллектуальных карт в работе с детьми дошкольного возраста, с целью обобщения всех знаний по определенным темам.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что использование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представления ребенка и пополнить эти представления. Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности. Она является ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильной интерактивной работе, которая позволяет организовать успешное взаимодействие детей, воспитателей, узких специалистов.
В своей педагогической практике, при развитии речи, я использую метод интеллект-карт:
-
при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);
-
при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);
-
при формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);
-
при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве основы высказывания, быть планом рассказа);
-
как представление результатов проектной деятельности;
-
составление мини-карты вместе с родителями.
Методическая разработка «Составление интеллектуальной карты «Космос».
Возраст: подготовительная к школе группа.
Виды деятельности: речевая, познавательная, игровая.
Цель: Развивать связную речь посредством составления рассказов с помощью интеллектуальной карты.
Задачи:
-
Развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
-
Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
-
Дать возможность детям высказаться, выслушать друг друга;
-
Организовать планирование детьми своей деятельности.
Действия воспитателя |
Ответы детей |
- Ребята, вам хотелось бы отправиться в путешествие в космос ? |
Ответы детей |
- Как вы думаете , что нужно для этого? |
- Ракета |
-Но вы же не умеете управлять ракетой! А достаточно ли одной ракеты для того чтобы отправиться в космическое пространство? - Что еще мы должны знать уметь? |
Тренироваться, иметь представление о космосе |
- Здорово! Конечно мы должны быть сильными выносливыми и умными |
|
- Скажите пожалуйста, что вы уже знаете о космосе? |
Ответы детей |
- Здорово! Вы столько всего знаете о космическом пространстве, столько интересного мне рассказали. Но еще много интересного нам предстоит узнать! |
|
- Ребята, скажите где мы можем взять информацию о космосе? |
Спросить у взрослых, в Интернете, в энциклопедиях |
Ребята, но у нас в группе есть дети которые сейчас болеют. Получается что они ничего про космос не узнаю? Как же быть? Как мы можем передать эту информацию другим детям? |
Составить план карту и повесить ее в группе |
Отличная идея! И в течение всей недели у нас будет возможность карту дополнить разнообразной информацией о космосе Что нам для этого понадобиться? |
Ватман, цветные маркеры, клей, картинки |
Готовим рабочее место. В центре нашей карты символ космоса теперь определимся с направлениями - это то, что мы уже знаем или хотели бы узнать. |
Дети вешают ватман на магнитную доску, достают все необходимое и становятся полукругом возле доски |
Итак : Космос- это............? Кто сказал первым, берёт картинку- символ «планеты», выбирает линию и наклеивает картинку. Замечательно! Все линии и направления мы заполнили. Продолжаем моделировать нашу карту. Обратите внимание: перед вами контейнер с разными картинками. Подойдите возьмите по одной картинке и рассмотрите ее и приклейте к соответствующей линии. Например: - Сережа, какая у тебя картинка? -Отлично! К какой линии ты ее приклеишь? Замечательно! - Маша, у тебя какая картинка? Замечательно! К какой линии ты ее приклеишь? Отлично! Вот в такой последовательности вы приклеиваете все остальные картинки. Дети подходят к контейнеру (или подносу) с картинками, выбирают по одной наклеивают к соответствующему ключевому слову. Воспитатель контролирует работу детей, задает соответствующие вопросы. Каждая ветвь моделируется, добавляются символы, рисунки, картинки. |
- Планеты, космические корабли, космонавты, созвездия, животные побывавшие в космосе.
- Планета Земля
- К красной линии с символом «Планеты» - Ракета
- К синей с символом «Космический транспорт» |
- Ребята посмотрите какая познавательная карта у нас получилась. По такой карте легко можно составить хороший рассказ. Или рассмотреть планеты, космический транспорт, созвездия и т.д. |
|
- Ребята, а зачем мы составили информационную карту? - А для чего она им нужна? |
Для ребят, которые сейчас болеют Для того, чтобы повесить ее в группе и дополнить информацией - Для составления рассказов по карте. |
- Что было для вас интересным в составлении карты? |
- Рассматривать картинки, выбирать направление |
Список литературы:
-
Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/2
-
Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
-
Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.
-
Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.