Формирование творческих и культурных ценностей в условиях реализации ФГОС ДО
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Ляпушкина Ирина Анатольевна
Организация: ГБДОУ ДС №18 комбинированного вида Пушкинского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Я - счастливый человек!
Вам отвечу почему:
Сердце отдала навек
Я призванью своему.
Люблю детей, с ними играть
И вместе двигаться вперед.
И интерес в них пробуждать.
И удивлять из года в год!
Успеха формула проста:
Любовь к детишкам – вот гарант!
Работа в радость чтоб была,
Труд помножаем на талант!
Рада представить вашему вниманию опыт своей работы по теме «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь.
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Василий Александрович Сухомлинский. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума..»
Именно поэтому уделяю большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников и ставлю перед собой цель - гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-
Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру;
-
формировать элементарные представления о видах искусства;
-
реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.
Для получения ожидаемых результатов нами создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая соответствует следующим принципам:
Принцип эстетизации предметно-развивающей среды.
Мощным средством эстетического воспитания детей является правильно организованная развивающая среда. Микросреда группы функционально разбита на игровые центры, оснащенные большим количеством развивающих материалов. Среда выступает в роли естественного фона жизни ребенка, снимает утомляемость, положительно влияет на эмоциональное состояние; помогает ребенку индивидуально познавать окружающий мир; дает возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; Продукты деятельности дети используют в игровой и коммуникативной деятельности (сюжетно-ролевые и театрализованные игры)
Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной На совместной деятельности я учу детей восприятию, освоению произведений искусства как носителей художественной ценности . Мы с удовольствием посещаем Русскую избу, играем и занимаемся творчеством , сохраняя традиции, возвращаясь к исконно духовным ценностям.
Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:
1. Совместная деятельность педагога с детьми (занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение);
2. Cамостоятельная деятельность детей (создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе);
3. Взаимодействие с семьей (выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия).
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; В нашем саду есть сенсорная комната, дети с большим интересом ее посещают, формируя представления о предметах. Усваиваются знания об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине.
Принцип естественной радости
Мы с детьми учимся радоваться узнаванию окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым.
Средства реализации худ. – эстетического развития:
общение с искусством. Мы с детьми приобщаемся к музейной культуре, развивая эстетическое восприятие и художественный вкус. Посещая ГМЗ «Царское Село», ребенок видит подлинники шедевров мировой живописи и скульптуры.
организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм.
материальное обеспечение. Развивающая предметно - пространственная среда в группе насыщенна разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
учет индивидуальных особенностей ребенка. В нашей группе царит эмоциональное благополучие, создаются условия для свободного выбора деятельности участников совместной деятельности, материалов, поддерживается детская инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности.
бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Для творческого становления ребенка значим не только конечный результат, но и сам процесс творчества. Чтобы были достижения в области изобразительного искусства у детей, я создаю положительный эмоциональный настрой, хвалю детей, для него важна оценка педагога. Дети относятся к результату деятельности, как к маленькой победе. Мы вместе с детьми оформляем выставки.
организация атмосферы творчества и мотивация задания. Слово «творчество» происходит от слова «творить». Мы ищем, изобретаем и создаем нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном или общественном. Я творю вместе с детьми, не забывая про позитивный настрой. На совместной деятельности я даю детям поддержку, которая не расслабляет, а мотивирует на развитие и достижение результата.
доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности. В процессе совместной деятельности дети экспериментируют с материалами, формами, выразительными средствами, техниками, идеями.
активная педагогическая деятельность. Я веду систематическую комплексную работа с использованием новых методик, результатом которой является успешное развитие творческих способностей детей, их фантазии, воображения. Общаясь с детьми, раскрываю и развиваю потенциальные художественные способности, заложенные в них. Работаю в творческой группе детского сада, оформляю выставки, разрабатываю проекты, провожу мастер-классы, занимаюсь самообразованием.
Инновационные технологии
Направления работы моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:
- личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
- здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, и др.
- игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) использую для повышения эффективности образовательного процесса: . Работа с интерактивной приставкой МIMIO значительно расширяет возможности педагога. Создаю презентации для организации совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Результаты работы. Воспитанники моей группы являются активными участниками и призерами конкурсов Всероссийского уровня.
Взаимодействие с родителями.
Без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Основой успеха являются родители. Я использую такие формы педагогической поддержки, как семинары, выставки, мастер-классы, совместные тематические досуги, приглашение на праздники.
Родители являются участниками образовательного процесса, помогают и поддерживают ребенка и педагога в процессе работы над проектом. Мы активные участники конкурсов, выставок, проводимых в детской библиотеке, посещаем ГМЗ «Царское Село».
Развивая гармоничную личность, чуткую ко всему прекрасному, мы растим поколение художников, поэтов, актеров, творческих людей, желающих преобразовывать наш мир в лучшую сторону. Именно они будут беречь, и создавать культуру нашего общества, именно за них мы в ответе.
Я расту вместе с детьми и двигаюсь вперед, не останавливаясь на достигнутом.