Доклад «Читайте детям сказки»

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Фролова Ирина Михайловна

Организация: МБДОУ ДС №14 «Солнышко»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Автор: Селезнева Вера Евгеньевна

Организация: МБДОУ ДС №14 «Солнышко»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Сказки на Руси известны с давних пор. Их рассказывание — старый русский обычай. Темы сказок многообразны: в них маленький читатель знакомится с жизнью животных, волшебников, добрых и жестоких людей, их нравами и обычаями.

Сказки о животных. Возникнув в глубокой древности, такие сказки отразили наблюдения человека над различными животными. В них действуют дикие и домашние животные, птицы, рыбы. Сюжеты этих сказок, как правило, глубоко волнуют детей: лиса крадет рыбу из саней; золотая рыбка говорит голосом человеческим; петух с косой выгоняет лису из избушки; белочка грызет орешки и песенки поет; волк поет песню козлятам, пытаясь их обмануть. На сказочных героев переносятся человеческие качества: ум, доброта, хитрость, доверчивость, трусость (лиса — хитрая, волк — глупый, заяц — трусливый).

Образы животных являются средством морального поучения и социальной сатиры. В сказках высмеивается глупость, лень, хвастовство, трусость, жадность, обман, угнетение слабых. Основной смысловой аспект сказок о животных — моральный. Волшебные сказки пользуются большой популярностью в народе. Часто такие сказки начинаются присказками. Цель их привлечь внимание слушателей к тому, о чем дальше пойдет речь. За присказкой следует зачин, начинающий повествование. В сказках есть и концовка. Сюжеты волшебных сказок имеют жизненные важные основания. Они отражают особенности труда и быта людей, их отношение к природе, часто их бессилие перед ней. Жизненная основа сказок мечта о власти над природой. Повествование в волшебных сказках развивается последовательно, ситуации напряжены, нередко происходят страшные события, многое случается неожиданно. Персонажи в волшебных сказках носят определенные моральные качества. Положительно действующие лица всегда наделяются благородными нравственными качествами, отрицательные — резко негативными. Герои самых популярных волшебных сказок — это Иван-царевич, как народный герой, смелый, честный, трудолюбивый; Василиса Прекрасная, воплощающая в себе особенности русской женщины— она проста, красива, умна, трудолюбива, добра; Баба Яга всегда бывает злой, жестокой, мстительной — это колдунья она живет в темном лесу в избушке на курьих ножках; Змей - многоголовое чудище, воплощение злой силы; Кощей является носителем скупости, лицемерия. Кощей, Баба-Яга, Змей — враждебные силы, победа героя над ними знаменует торжество добра и справедливости.

В социально-бытовых сказках показан русский мужик — трудолюбивый, сообразительный, умный, знающий жизнь, честный. А барин — глупый, жестокий, лентяй и лицемер.

В этих сказках критикуется угнетатели, жизненные беспорядки. Человек труда всегда добивается победы и справедливости. Правдиво изображается жизненная обстановка, быт народа, его обычаи, лукавый, русский ум, изобретательность, находчивость и внутренняя красота в произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование личности ребенка. Сказки воспитывают любовь к родному краю и народу, дисциплину и культуру поведения. Формируют представления о Добре и зле, дружбе и взаимопомощи, доброжелательности и социальной справедливости утверждают ребенка в правильном отношений к миру, труду и   природе.

А это есть не что иное, как нравственное воспитание детей. Сказка-источник знаний о быте народа. Она дает ребенку первые уроки патриотизма: герои сказок — защитники родной земли, добра,   мира   и счастья людей.

Сказка учит ребенка трудиться, не только физически, но и умственно. Ребенок запоминает сказки, при этом совершенствуется зрительное и слуховое восприятие.

У детей формируется отношение к труду: трудолюбие, аккуратность, добросовестность в выполняемой работе, взаимопомощь, потребность в труде. Правильное семейное воспитание предполагает вовлечение ребенка в посильную трудовую деятельность через сказку. Это может быть работа по самообслуживанию, уходу за одеждой, обувью, игрушками, по выполнению поручений, по охране природы. Посильный домашний труд позволяет детям приобретать практические умения и навыки.

Нельзя недооценивать роль сказки в эстетическом воспитании ребенка, в развитии его физических сил. Ребенок через сказку учится понимать прекрасное, у него вырабатываются эстетические понятия и представления, формируется художественный вкус, связанный с восприятием прекрасного. Плавный, напевный народный язык учит ребенка понимать и любить, устное народное творчество. Сказка способствует обога­щению родного языка.

Родителям необходимо научить ребенка чувствовать красоту и прелесть сказки, этого подлинного народного произведения, приобщать детей к творчеству, а если есть у ребенка задатки к сочинительству— развивать их.

Сказка побуждает детей к игре, к изобразительной деятельности, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук. Сказка развивает психические процессы — память, мышление, воображение. В сказках много действия, движения, энергии, всего того, что присуще ребенку. В них много юмора. Это чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, радует, приводит в движение их душевные силы. Сказки наполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, блеском молний, громыханием ветра — всеми чертами окружающего нас  мира.

Читая сказку, мы учим ребенка слушать, воспринимать и понимать этот мир. От того, как родители прочтут ребенку сказку, зависит, как она будет воспринята. Но прежде, чем читать сказку, родители должны представить ее воспитательное воздействие, осознать основную мысль, понять факты, определить их соответствие уровню восприятия дошкольника. Если ребенку понятна сказка, он будет мысленно сопережи­вать с героями, переносить на себя действия, чувства, мысли персонажей. От непосредственного личного опыта ребенка зависит понимание сказки. Детям младшего дошкольного возраста следует читать сказки, которые совпадают с жизненными представлениями детей. Эти сказки осознаются легко и правильно. Сказка, * которую читают родители малышу 3—4 лет, должна быть иллюстрированной, если иллюстраций нет, то воображение малыша не включится в работу, а текст сказки ребенок просто не поймет. События в сказке должны следовать друг за другом. В центре внимания ребенка младшего возраста, как правило, один главный персонаж. Они с удовольствием слушают сказки «Колобок»,   «Репка» и др.

Ребенку 4—5 лет иллюстраций к каждому сюжету не требуется, т. к. у него жизненный опыт богаче. Но иллюстрации все же нужны, ибо они помогают правильно представить сказочных героев.

Отбор сказок играет огромную роль в формировании личности ребенка. Родителям нужно видеть, какую главную мысль преследует сказка, чему она учит ребенка, что перед ним раскрывает. Порой сказка дает ребенку урок на всю жизнь. Речь родителей должна быть выразительной, с интонацией, ритмичной, эмоциональной.

Родители как бы дают ребенку маленькое представление, где ребенок — слушатель. С детьми можно проводить беседы по прочитанному, выяснить отношение ребенка к героям сказок и их поступкам, предложить пересказать сказку. При этом нужно выслушать ребенка до конца, иначе будут нарушены ход его мыслей, связанность изложения. Иногда дети произносят неверно некоторые слова. После пересказа ребенком сказки необходимо поощрить его, указать на неточности рассказа и попросить его все сказанное повторить.

Огромную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к произведениям народного творчества играет домашняя библиотека — небольшой уголок книги, где сын или дочка могут самостоятельно выбрать по своему вкусу книгу, рассмотреть в ней иллюстрации, вспомнить, если известно, содержание. Ребенок учится самостоятельно обращаться с книгой.

Чтение сказок – это обязательное условие для развивающейся личности ребенка.

Читайте детям сказки.

 

 

 

Литература:

1. Бардикова Н. Б. «Художественная литература в семье». Белгород. Белгородский педагогический университет, 1995 г.

2. Винникова Г. И. «Развитие речи, художественная литература». М.: ТЦ Сфера, 2011г.

Опубликовано: 10.07.2017