Развитие творческой активности детей посредством мультипликации

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Лепехова Наталья Ивановна

Организация: МБДОУ №20 «Теремок»

Населенный пункт: Московская область, г. Балашиха

Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей детей: предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход детей к выбору сложности выполнения задания. 

Многие психологи подтверждают, что мультипликация - это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.  Насколько мощным потенциалом обладают мультфильмы собственного производства.  Детям же это необычное занятие поможет почувствовать себя увереннее, определиться со своими будущими целями, понять вечные жизненные ценности.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Эксперимент по созданию мульфильма был проведён на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида №20 «Теремок» в 2015г.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

В процессе создания мультфильмов дети старшего дошкольного возраста получают определенные знания, умения и навыки:

  • Развитие мышления, воображения.

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.

  • Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.

  • Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности, которые участвовали в процессе создания мультипликации,  повысилась творческая активность. Работы детей стали более насыщенными, интересными, чаще стали изображать сюжет  (Приложение 16).

Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что создание мультфильмов в ДОУ способствует развитию творческой активности.

Система дополнительного образования детей на рубеже веков предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности и областях знаний.

Развитие творческой личности, готовой к реализации значимых социальных функций, к социально-преобразовательной деятельности, является одной из существенных задач современного общества.

Направленность дополнительного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности, определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию.

Выполненное исследование, а также изучение специальной литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что развитие творческой активности детей имеет теоретическое и практическое значение.

Несмотря на то, что значительное количество научных работ посвящено исследованию проблемы развития творческого потенциала личности, такие вопросы, как формирование творческой активности детей в системе дополнительного образования при наличии соответствующих педагогических условий, разработаны недостаточно и требовали дальнейшего изучения.

Настоящее исследование посвящено выявлению и обоснованию системы педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития творческой активности детей в системе дополнительного образования с ипользованием мультимедийных средств, с целью устранения соответствующего пробела в педагогической теории и практике.

Изучение психолого-педагогической литературы, проведенное исследование показали, что концепция творчества представляет собой плодотворную теоретическую основу для развития творческой активности детей в системе дополнительного образования путем реализации системы педагогических условий.

Анализ сформированности творческой активности детей в системе дополнительного образования позволяет констатировать, что все дети на том или ином уровне проявляют данное качество. Вместе с тем, результаты  эксперимента показывают, что творческая активность большинства детей в системе дополнительного образования характеризуется   средним уровнями ее сформированности, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества у испытуемых.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может послужить основой для дальнейшего изучения особенностей развития творческих способностей  и творческой активности детей на занятиях по изобразительной деятельности  для различных возрастных групп с использованием мультимедийных средств в системе дополнительного образования.

Результаты проведенного исследования по изучению влияния педагогических условий на развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования с использованием мультимедийных средств позволили решить поставленные задачи и доказать выдвинутую гипотезу.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

Творческая активность - это интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Структура творческой активности включает единство мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования происходит эффективно при реализации следующих педагогических условий: вариативность содержания образования, адекватный содержанию отбор форм и методов работы с детьми, использование мультимедийных технологий, творчество педагога дополнительного образования, позитивное отношение семьи к творчеству ребенка.

Однако нельзя считать, что поставленные задачи по развитию творческой активности детей решены с достаточной полнотой. Требуется дальнейший поиск эффективных методов, способов и средств развития творческой активности детей. В частности, заслуживает внимания дальнейшая более глубокая разработка системы педагогических условий развития творческой активности детей. Нуждается в особой разработке система подготовки будущих педагогов дополнительного образования, владеющих методикой развития творческой активности детей.

Опубликовано: 12.10.2020