Семейный экологический проект «Живи, Земля, живи!»
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Кузнецова Елена Витальевна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 231»
Населенный пункт: Самарская область, г. Самара
Наша обязанность, как опекунов планеты,
относиться ко всем созданиям с добротой,
любовью и состраданием…
Ричард Гир
Краткая аннотация проекта
Проект «Живи, Земля, живи!» представляет опыт работы с ребенком, посещающего старшую группу ОНР, в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родителями, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.
Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.
Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад – первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений.
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом:
«Живи, Земля, живи!».
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
Постановка проблемы
В начале учебного года в ДОУ при прогулке на своём участке я стала замечать, что Андрей Ситков стал ломать деревья, рвать цветы, разбрасывать мусор.
При беседе с ним была выявлена одна из основных проблем, что у ребёнка не сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, а также эмоциональная сторона: восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам. Именно поэтому было принято решение создать проект по экологическому воспитанию для последующей реализации в данной семье.
Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Таким образом, важнейшее условие для успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером будут демонстрировать детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с ребёнком будут участвовать в природоохранной деятельности.
Цель проекта:
- формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины» у детей и родителей через природоохранные акции;
- вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках проблемы экологического воспитания детей.
Задачи проекта:
- пробудить в ребёнке позитивное, осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
- способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, умение отражать это в разных видах деятельности;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка.
Реализация проекта будет проводиться через: тщательное планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта.
Участники проекта: воспитатель, ребёнок, родители ребёнка.
Тип проекта: практико – ориентированный, индивидуальный.
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара.
Ожидаемые результаты проекта:
- позитивное и осознанно - правильное отношение к природе, желание ребёнка предпринимать определенные действия по ее сохранению;
- повышение уровня развития познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, умению отражать это в разных видах деятельности;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка.
План реализации проекта
1 этап (подготовительный)
Задачи |
Мероприятия |
Ответствен-ные |
Срок проведения |
1.Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет. |
1.Разработка анкеты «Экологическое образование в семье», анкетирование родителей. (Приложение 1) |
Воспитатель
|
Сентябрь 2016 г. |
2.Определить формы, методы совместной работы педагога с родителями по экологическому образованию ребёнка.
|
2. Анализ результатов анкетирования Подбор и анализ методической литературы по теме. Совместно с родителями и ребёнком собрать информацию, материал по проекту. Разработка консультаций для родителей. |
Воспитатель, родители |
Сентябрь, 2016г. |
3.Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи. |
3.Разработка серий экологических акций |
Воспитатель |
Сентябрь, 2016г. |
Этап 2. Основной
Задачи |
Мероприятия |
Ответственные |
Срок проведения |
1.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять. |
Ежемесячное проведение консультаций для родителей. (Приложение 2) |
Воспитатель |
В течении реализации проекта |
2. Способствовать формированию представлений у ребёнка о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. |
Акция по охране водных ресурсов «Берегите воду!». (Приложение 3) |
Воспитатель, родители |
Сентябрь, 2016г.
|
3. Подвести ребёнка к пониманию значения леса в жизни человека. - Показать родителям пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений вызывающих положительные эмоции и ощущения. |
Акция по охране растительного мира «Зелёный наряд». (Приложение 4)
|
Воспитатель, родители |
Сентябрь-октябрь, 2016г. |
4.Показать ребёнку и родителям, что людям для жизни, здоровья, хорошего самочувствия нужны хорошие условия, хорошие условия, хороший «дом» (таким «домом» является квартира, двор возле дома, группа, участок детского сада, ближайший парк, лес). |
Акция по благоустройству территорий « Сделаем наш город чище». (Приложение 5)
|
Воспитатель, родители |
Октябрь-ноябрь, 2016 г. |
5.Расширять знания детей и родителей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. |
Акция по борьбе с отходами «Мусор Земле не к лицу!». (Приложение 6) |
Воспитатель, родители |
Ноябрь, 2016г. |
6.Воспитывать чуткое отношение к птицам, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. -Заинтересовать родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её. |
Акция по охране животного мира «Поможем пернатым». (Приложение 7) |
Воспитатель, родители |
Декабрь- февраль, 2016-2017г.г. |
Этап 3. Заключительный этап
Задачи |
Мероприятия |
Ответствен-ные |
Срок проведения |
1.Провести качественный анализ проделанной работы.
|
2. Повторное анкетирование родителей. 3.Анализ результатов проделанной работы. 4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете. |
Воспитатель, родители |
Февраль, 2017 г. |
Продукт реализации проекта:
- Выставка «Огородная фантазия».
- Домашняя презентация на тему «Каждой пичужке по кормушке».
- Художественная выставка плакатов «Живи, Земля, живи!».
- Совместное с родителями и детьми экологическое спортивное развлечение «Живи, Земля, живи!».
Вывод:
В результате реализации проекта мы убедились, что позитивное и осознанно - правильное отношение к природе, желание ребёнка предпринимать определенные действия по ее сохранению способствует повышению уровня развития познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, умению отражать это в разных видах деятельности. Мы пришли к выводу, что первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. В ходе экологических акций дошкольник получил природоведческие знания, сформировались навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Ребёнок видит отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Список используемой литературы:
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
- Николаева С.Н.. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
- Рыжова Н.А."Наш дом - природа" М.: Карапуз, 2005.