Экологическое образование

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Казакова Оксана Александровна

Организация: МАОУ СОШ СП «Детский сад»

Населенный пункт: Саратовская область, п. Новониколаевский

В январе 2020 года Президент Российской Федерации в своём обращении к Федеральному Собранию предложил внести в действующую российскую Конституцию ряд поправок. И они были внесены в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.

Принятые поправки, призванны скорректировать некоторые аспекты правового регулирования, определяющие стратегию дальнейшего развития России, также  обозначают вопросы социальной, политической и иных важных аспектов жизни российского общества, к числу которых, вне всякого сомнения, относятся проблемы в экологической сфере.

Эти проблемы предопределяют важность установления на конституционном уровне гарантий экологической безопасности, обусловленных уровнем экологической культуры, экологического воспитания, экологическим образования.

Для того чтобы «навести порядок в головах» людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения.

Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек – человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления.

Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина.

Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история – часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями – основа физического и духовного здоровья человека; труд – основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

Современное образование как социальный механизм формирования человека пока слабо связан с решением глобальных проблем, многие из которых не просто бросают вызов, но и прямо угрожают гибелью человечеству и разрушением биосферы. В настоящее время мировое образование представляет собой консервативный механизм передачи в основном устоявшихся знаний и опыта, неспособный эффективно содействовать решению глобальных и многих других проблем человечества, а во многих случаях даже способствующих углублению планетарного кризиса» .

Небрежное отношение к природе, может измениться только в результате государственной политики, направленной на формирование основ экологического воспитания. В период, когда происходит формирование знаний о природе, закладываются основы будущего отношения к окружающей среде, очень важно понимание сущности взаимоотношений живых организмов внутри природной системы, воспитывающее бережное отношение к природе. Одна из важнейших задач системы образования, семьи и иных институтов общества – это повышение экологической грамотности формирование навыков экономного, бережного использования природных ресурсов, активной гуманной позиции по отношению к природе, что и определяет экологическое воспитание, как процесс ознакомления с законами природы, основанный на экологическом подходе, когда поведение человека в природной среде опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

Именно такие цели стоят сегодня перед российским обществом. На это была  направлена работа по закреплению на конституционном уровне гарантий обеспечения прав и свобод в экологической сфере.

При этом, должно обеспечиваться единство и системность государственной политики, включающей «…охрану окружающей среды, организацию рационального природопользования и обеспечение экологической безопасности». Эта система также должна включать в себя вопросы формирования экологической культуры, что может быть обеспечено только созданием научно обоснованных моделей экологического воспитания и экологического образования.

 

 

Список литературы

 

  1. Агафонов В.Б. Экологическое право: учебник для бакалавров / В. Б. Агафонов [и др.]; отв. ред.: Н. Г. Жаворонкова, И. О. Краснова. - Москва : Проспект, 2016. – 376 с.

  2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2007. – № 1. – с.10-1

  3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2005. - С. 42-59.

  4. Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ/ Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду, – 201 – № 1. – С.48- 52.

  5. Бобылева Л.Д. Природа дарит нам здоровье// Начальная школа./ Л.Д. Бобылева, Бобылева О.В. – М.: Просвещение, 2014. –№ – с. 83-88

  6. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия. / Ю.А. Вакуленко. – М.: Учитель,  2019 – 157 с.

  7. Воробьева Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. – с. 197

  8. Вахрушев А.А. Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. / Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. / В 2 частях. / Ч. 1. - М.: Просвещение. – 2015 – 96 с.

Опубликовано: 23.06.2021