Познавательно-исследовательская деятельность в раннем возрасте
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Шестернина Галина Анатольевна
Организация: МДОУ ЦРР д/с №72
Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
В раннем возрасте малыш изучает предметы, совершая с ними простые действия. Так он познает окружающий его мир. Даже самое маленькое открытие доставляет ребенку огромную радость.
Во время адаптации в детском саду малыш рассматривает, изучает предметы, но постепенно эффект новизны угасает и воспитатель выступает генератором исследовательских ситуаций. Ребенок открывает мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Дети раннего возраста не способны представлять и понимать словесный рассказ. Чтобы освоить знания, ребенок переживает практический опыт. Воспитатель должен управлять желанием ребенка познать окружающий его мир, а главное сделать его полезным для нравственного и эстетического развития. В этот период ребенок исследует различные свойства предметов: форму, величину, изучает характер движений этих предметов. Смысл действий открывает для ребенка взрослые.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
Обучающие
- формировать представление о предметном мире;
- формировать представление о мире животных и растений;
- формировать понятия о форме и величине;
- пополнение словарного запаса.
Развивающие
- развитие мелкой моторики;
- формирование умения работать с простыми инструментами;
- создание мотивации к исследовательской деятельности;
- побуждает к активной речи.
Воспитательные
- поощрение любознательности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Для того чтобы в группе успешно проходили игры – экспериментирования мы постарались создать соответствующую развивающую среду. Особое место в группе занимает центр «Вода – песок». Здесь имеются материалы, с помощью которых дети познают свойства песка и воды: разные ёмкости, лопатки, воронки, ситечки, тазики, камешки, кораблики, рыбки, удочки и т.д.
Дети очень любят играть – экспериментировать с водой и песком (лепить куличики, пересыпать и просеивать песок, переливать воду, пускать кораблики, опускать в воду различные предметы и т.д.). Это очень увлекательный и познавательный процесс.
В зимнее время мы проводим эксперименты со снегом и льдом, изучаем их свойства.
Исследовательскую деятельность стараемся проводить вовремя игр, на занятиях, на прогулке. Создаем проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно находить решение, делать какие-то выводы. Например, предлагаем слепить пирожки для угощения куклы, используя сухой песок. Неудача направляет на выявление свойств песка. Намочив песок, дети с радостью замечают, что у них всё получается.
Примерный перечень игр – экспериментов в раннем возрасте:
Объект исследования |
Тема |
Вода |
«Холодная – теплая» «Тонет - не тонет» «Окрашивание» |
Песок |
«Сухой – мокрый» |
Воздух |
«Ветер по морю гуляет» |
Свет |
«Солнечные зайчики» |
Крупа |
«Перебираем крупу» |
Снег, лед |
«Снежинки» «Таяние снега» «Цветные льдинки» |
Растения |
«Огород на окошке» |
Играя и экспериментируя дети становятся более самостоятельными, любопытными, появляется интерес к экспериментированию.
Список литературы:
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ».