Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Агафонова Елена Николаевна

Организация: МБДОУ №34 «Зоренька»

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

В условиях ФГОС ДО игра является неотъемлемой частью воспитательно-образовательно процесса. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В процессе сюжетно – ролевой  игры ребенок «переносится» в мир взрослых: примеряет на себя интересную роль, использует образы из памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.

В процессе самой игры педагог может выступать в роли внимательного наблюдателя и в случае необходимости оказать косвенную помощь по ходу сюжета игры или же являться активным полноправным участником игры, ни в коем случае не навязывая свое мнение.

В старшем дошкольном возрасте техника игровых действий условна, в игровых действиях отображаются отношения между людьми (подчинение, сотрудничество). До начала самой игры дети проговаривают замысел игры, распределяют роли. В процессе самой игры возможно расширение сюжетной линии.

В качестве примера предлагаю ознакомиться со сценарием сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Спасатели МЧС».

План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной к школе группе.

Тема: «Спасатели МЧС»

Цель: закрепление знаний о правилах противопожарной безопасности.

Задачи:

образовательные:

- закреплять знания детей о труде пожарных, работников скорой помощи, на основе которых дети смогут развить сюжетную творческую игру;

- активизировать словарь детей (пожарный рукав, ствол, огнетушитель, спасатель, служба спасения, рация, диспетчер, дежурный);

развивающие:

- развивать диалогическую речь, воображение, внимание, память, мышление;

- развивать интерес к игре, дружеское отношение друг к другу;

воспитывающие:

воспитывать уважительное отношение к труду пожарных, желание оказывать помощь другим.

Предварительная работа: создание и решение с детьми проблемных ситуаций  по правилам пожарной безопасности: «как бы ты поступил?», «что делать, если…» и др. Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами). Просмотр видеороликов о работе пожарных, а также м/ф «Кошкин дом», чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Путаница» К. Чуковского, «Пожарные собаки» Л. Толстой, рассматривание иллюстраций (ИКТ),

Оборудование:

Макеты пожарной машины и машины скорой помощи.

Спички, нарисованные языки пламени.

Атрибуты для пожарных, работников скорой помощи и диспетчера: спец. одежда для спасателей МЧС, рации, пожарный рукав, огнетушители, спец. одежда для медицинских работников, медицинская аптечка, 2 телефона, тетрадь – журнал, ручка, игрушечный щенок.

Для опыта: свеча, банка или стеклянный стакан.

Форма организации: подгрупповая.

 

Ход игры.

Воспитатель подзывает к себе детей и спрашивает, хотят ли они провести один небольшой эксперимент?

Эксперимент. «Свечка в стакане»

Задачи: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Материалы и оборудование: Свеча, банка.

 

Ход: Воспитатель предлагает детям погасить пламя свечи, не прикасаясь к ней, не задувая. Выслушиваются предположения детей. Дети вместе со взрослым накрывают горящую свечу стаканом и наблюдают как пламя постепенно затухает.

Воспитатель подводит детей к выводу, что пламя не может гореть без кислорода.

Воспитатель: Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). (Дети могут назвать и другой вариант тушения пламени — засыпать пламя землей или песком, тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).

- А кто помогает людям, если у них случилась беда, пожар? (Дети: пожарные, спасатели).

- Хотите поиграть в игру «Спасатели МСЧ?» (Дети: да!)

Воспитатель: Для начала давайте присядем и подумаем, как мы будем играть? С чего начнем? (Заслушиваются предложения детей, постепенно выстраивается модель будущей игры. Есть семья, у них случился пожар).

Воспитатель: А от чего может произойти пожар? (Дети: игра со спичками, удар молнии, разведение костров на улице без взрослых, неисправные розетки, зажигание свечей на ёлке, использование неисправных приборов).

Воспитатель: Чем можно потушить пожар? (Дети: огнетушителем, пеной, водой, песком, землёй, одеялом).

Воспитатель: Как вызвать пожарных? (Дети: позвонить по номеру 01 или 112, чётко назвать адрес и причину пожара)

Воспитатель: Как вы думаете, какие профессии нужны в этой игре?

(Дети: пожарные, врачи, диспетчер).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что делает

- диспетчер (отвечает на звонки пострадавших),

- командир пожарной части (принимает от диспетчера вызов и отдает приказ пожарным),

- пожарные (едут на вызов и тушат пожар),

- врачи скорой помощи (выезжают на место пожара и оказывают первую медицинскую помощь).

Воспитатель: Давайте распределим роли (воспитатель принимает участие в распределении).

Занимайте свои места, начинаем игру. (Дети расставляют машины, атрибуты к игре, одевают спец. одежду).

 

Вариант сценария игры:

Мама с детьми дома. Мама занята в комнате, гладит одежду. Дети играют в другой комнате со щенком. Вдруг один увидел спички.

1 ребёнок: Давай поиграем со спичками!

2 ребёнок: Нельзя, мама не разрешает играть со спичками!

1 ребёнок: Да мы только посмотрим. (зажигает спички).

(воспитатель раскладывает нарисованные языки пламени картинку с изображением огня)

Дети испуганно забегают к маме на кухню:

Мама: Что случилось?

Дети: Мы играли со спичками, и в доме начался пожар.

Мама бежит к телефону и набирает 01.

Диспетчер: Алло, пожарная часть слушает. Говорите, что случилось? Назовите адрес.

Мама: У нас в доме пожар. Приезжайте скорей, по адресу: город Калуга, улица Пухова, дом 1 квартира 2.

Диспетчер: ждите, сейчас приедем.

Диспетчер: (берет рацию, передает пожарным).

-Внимание! Пожарная команда №1 на выезд. Пожар на улице Пухова, дом 1 квартира 2

Командир пожарной части: Выезжаем! (Обращается к команде).

Пожарная команда стройся. Приготовиться выехать на пожар.

(пожарные собираются, занимают свои места и едут на пожар).

Диспетчер: (берет рацию, передает скорой помощи).

- Вызываю бригаду скорой помощи. Пожар на улице Пухова дом 1 квартира 2. Есть пострадавшие.

Врач: Вызов принят, выезжаем!

 (Пожарные тушат пожар, командир пожарной части выводит людей и подводит их к врачу. Врач осматривает людей, мерит давление, расспрашивает о самочувствии).

Вдруг заплакала девочка, к ней подходит командир пожарной части и спрашивает, почему она плачет. Девочка говорит, что в доме осталась еще собака. Командир пожарной части идет в дом и выносит собаку. Мама с детьми благодарят пожарных.

Командир отдаёт команду пожарным:

Пожар потушен, свернуть пожарные рукава навести порядок.

Командир по рации: Пожар потушен. Пострадавшим оказана помощь.

Диспетчер: Возвращаемся в часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы все замечательно справились со своими обязанностями и ролями. Теперь вы можете научить и своих друзей этой игре. И что бы вам было легче объяснить правила, что бы ничего не забыть, можно составить план-схему нашей игры «Спасатели МЧС».

(Далее дети совместно с воспитателем составляют план-схему игры).

По этой схеме вы сможете интересно играть со своими друзьями. На этом наша игра закончена. Все молодцы, всем спасибо!

 

 

Список использованной литературы

1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст]: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008.-128с.

2. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001.

4. Сеть интернет.

  • file0.docx.. 2,2 МБ
  • Опубликовано: 23.03.2022