Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Агафонова Елена Николаевна
Организация: МБДОУ №34 «Зоренька»
Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга
В условиях ФГОС ДО игра является неотъемлемой частью воспитательно-образовательно процесса. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В процессе сюжетно – ролевой игры ребенок «переносится» в мир взрослых: примеряет на себя интересную роль, использует образы из памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.
В процессе самой игры педагог может выступать в роли внимательного наблюдателя и в случае необходимости оказать косвенную помощь по ходу сюжета игры или же являться активным полноправным участником игры, ни в коем случае не навязывая свое мнение.
В старшем дошкольном возрасте техника игровых действий условна, в игровых действиях отображаются отношения между людьми (подчинение, сотрудничество). До начала самой игры дети проговаривают замысел игры, распределяют роли. В процессе самой игры возможно расширение сюжетной линии.
В качестве примера предлагаю ознакомиться со сценарием сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Спасатели МЧС».
План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной к школе группе.
Тема: «Спасатели МЧС»
Цель: закрепление знаний о правилах противопожарной безопасности.
Задачи:
образовательные:
- закреплять знания детей о труде пожарных, работников скорой помощи, на основе которых дети смогут развить сюжетную творческую игру;
- активизировать словарь детей (пожарный рукав, ствол, огнетушитель, спасатель, служба спасения, рация, диспетчер, дежурный);
развивающие:
- развивать диалогическую речь, воображение, внимание, память, мышление;
- развивать интерес к игре, дружеское отношение друг к другу;
воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к труду пожарных, желание оказывать помощь другим.
Предварительная работа: создание и решение с детьми проблемных ситуаций по правилам пожарной безопасности: «как бы ты поступил?», «что делать, если…» и др. Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами). Просмотр видеороликов о работе пожарных, а также м/ф «Кошкин дом», чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Путаница» К. Чуковского, «Пожарные собаки» Л. Толстой, рассматривание иллюстраций (ИКТ),
Оборудование:
Макеты пожарной машины и машины скорой помощи.
Спички, нарисованные языки пламени.
Атрибуты для пожарных, работников скорой помощи и диспетчера: спец. одежда для спасателей МЧС, рации, пожарный рукав, огнетушители, спец. одежда для медицинских работников, медицинская аптечка, 2 телефона, тетрадь – журнал, ручка, игрушечный щенок.
Для опыта: свеча, банка или стеклянный стакан.
Форма организации: подгрупповая.
Ход игры.
Воспитатель подзывает к себе детей и спрашивает, хотят ли они провести один небольшой эксперимент?
Эксперимент. «Свечка в стакане»
Задачи: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Материалы и оборудование: Свеча, банка.
Ход: Воспитатель предлагает детям погасить пламя свечи, не прикасаясь к ней, не задувая. Выслушиваются предположения детей. Дети вместе со взрослым накрывают горящую свечу стаканом и наблюдают как пламя постепенно затухает.
Воспитатель подводит детей к выводу, что пламя не может гореть без кислорода.
Воспитатель: Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). (Дети могут назвать и другой вариант тушения пламени — засыпать пламя землей или песком, тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).
- А кто помогает людям, если у них случилась беда, пожар? (Дети: пожарные, спасатели).
- Хотите поиграть в игру «Спасатели МСЧ?» (Дети: да!)
Воспитатель: Для начала давайте присядем и подумаем, как мы будем играть? С чего начнем? (Заслушиваются предложения детей, постепенно выстраивается модель будущей игры. Есть семья, у них случился пожар).
Воспитатель: А от чего может произойти пожар? (Дети: игра со спичками, удар молнии, разведение костров на улице без взрослых, неисправные розетки, зажигание свечей на ёлке, использование неисправных приборов).
Воспитатель: Чем можно потушить пожар? (Дети: огнетушителем, пеной, водой, песком, землёй, одеялом).
Воспитатель: Как вызвать пожарных? (Дети: позвонить по номеру 01 или 112, чётко назвать адрес и причину пожара)
Воспитатель: Как вы думаете, какие профессии нужны в этой игре?
(Дети: пожарные, врачи, диспетчер).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что делает
- диспетчер (отвечает на звонки пострадавших),
- командир пожарной части (принимает от диспетчера вызов и отдает приказ пожарным),
- пожарные (едут на вызов и тушат пожар),
- врачи скорой помощи (выезжают на место пожара и оказывают первую медицинскую помощь).
Воспитатель: Давайте распределим роли (воспитатель принимает участие в распределении).
Занимайте свои места, начинаем игру. (Дети расставляют машины, атрибуты к игре, одевают спец. одежду).
Вариант сценария игры:
Мама с детьми дома. Мама занята в комнате, гладит одежду. Дети играют в другой комнате со щенком. Вдруг один увидел спички.
1 ребёнок: Давай поиграем со спичками!
2 ребёнок: Нельзя, мама не разрешает играть со спичками!
1 ребёнок: Да мы только посмотрим. (зажигает спички).
(воспитатель раскладывает нарисованные языки пламени картинку с изображением огня)
Дети испуганно забегают к маме на кухню:
Мама: Что случилось?
Дети: Мы играли со спичками, и в доме начался пожар.
Мама бежит к телефону и набирает 01.
Диспетчер: Алло, пожарная часть слушает. Говорите, что случилось? Назовите адрес.
Мама: У нас в доме пожар. Приезжайте скорей, по адресу: город Калуга, улица Пухова, дом 1 квартира 2.
Диспетчер: ждите, сейчас приедем.
Диспетчер: (берет рацию, передает пожарным).
-Внимание! Пожарная команда №1 на выезд. Пожар на улице Пухова, дом 1 квартира 2
Командир пожарной части: Выезжаем! (Обращается к команде).
Пожарная команда стройся. Приготовиться выехать на пожар.
(пожарные собираются, занимают свои места и едут на пожар).
Диспетчер: (берет рацию, передает скорой помощи).
- Вызываю бригаду скорой помощи. Пожар на улице Пухова дом 1 квартира 2. Есть пострадавшие.
Врач: Вызов принят, выезжаем!
(Пожарные тушат пожар, командир пожарной части выводит людей и подводит их к врачу. Врач осматривает людей, мерит давление, расспрашивает о самочувствии).
Вдруг заплакала девочка, к ней подходит командир пожарной части и спрашивает, почему она плачет. Девочка говорит, что в доме осталась еще собака. Командир пожарной части идет в дом и выносит собаку. Мама с детьми благодарят пожарных.
Командир отдаёт команду пожарным:
Пожар потушен, свернуть пожарные рукава навести порядок.
Командир по рации: Пожар потушен. Пострадавшим оказана помощь.
Диспетчер: Возвращаемся в часть.
Воспитатель: Молодцы! Вы все замечательно справились со своими обязанностями и ролями. Теперь вы можете научить и своих друзей этой игре. И что бы вам было легче объяснить правила, что бы ничего не забыть, можно составить план-схему нашей игры «Спасатели МЧС».
(Далее дети совместно с воспитателем составляют план-схему игры).
По этой схеме вы сможете интересно играть со своими друзьями. На этом наша игра закончена. Все молодцы, всем спасибо!
Список использованной литературы
1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст]: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008.-128с.
2. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001.
4. Сеть интернет.