Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Логинова Инна Геннадьевна

Организация: МБОУ СОШ № 34

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».  В. А.Сухомлинский

 

Тема «Развития мелкой моторики пальцев рук у детей  2-3 лет  через дидактические игры» остается одной из основных  и важных видов  деятельности педагога. Моторика является одной из основных структур  двигательной сферы ребенка. Также  наблюдения ученых и педагогов, показало, что дети, которые выполняют различные виды упражнений и заданий на развитие моторики пальцев рук, кистей,  имеют сформированный уровень развития психических процессов, которые положительно влияют на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Если кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость,  то исчезает скованность движений. Соответственно, все эти  важные моменты влияют на развитие памяти, мышления, координации движения.

Вся будущая и дальнейшая жизнь ребенка нуждается в использовании, аккуратных, точных взаимосвязанных движений пальцев и кистей, которые непременно нужны, чтобы выполнять огромное количество точных действий (одеваться и раздеваться, писать и рисовать и т.д.), и непременно, выполнять огромное количество всевозможных повседневных и образовательных действий. Вот поэтому, развитие пальчиков рук начинается  с  раннего возраста. Разнообразные сложные упражнения  и ежедневные действия, с которыми родители  и педагоги помогают справляться  малышу, напрямую влияют на то, сможет ли он  сохранить свою природную любознательность, сможет ли развивать и   повышать интеллектуальные способности, сможет ли твердо ощущать  себя в новых ситуациях. В данное время много говорится о сильной  зависимости между точным движением  пальцев и  развитием и формированием  речи ребенка.  Все эти важные моменты  многократно подчеркивались психологами и педагогами   в области дошкольного образования. Педагоги и психологи,  которые занимаются проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна. Итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори, успешно применяла ручные навыки в работе с детьми.  Говоря о раннем возрасте, Л. С. Выготский сделал вывод, что в этом возрасте  идет интенсивное развитие восприятия. Согласно исследованиям и выводам ученых и педагогов становится ясно, что если действия пальцев не станут свободными,  то достичь развития речи у детей не получится.  Речь у ребенка начнет сформировываться только тогда, когда движения и действия пальцев на кистях рук достигнет максимальной точности.

В ФГОС ДО  очень точно описано то,что ребенок должен развиваться в «формах, специфических для развития данной возрастной группы,  и прежде всего в форме игры».

Актуальным остается тема развития мелкой моторики в Алтайском крае. Активные тренажеры для развития мелкой моторики используют в реабилитационном центре «Родник»

Работа специалистов в данном направлении стала более эффективной – в практику вошли занятия за столом механотерапии.Комплекс упражнений подбирается педагогом для каждого ребенка в зависимости от индивидуальных особенностей, степени нарушения функций верхних конечностей. Акцент делается на развитии координации обеих рук, силы или точности движений

Только с помощью, различного вида, игр  у детей развивается мелкая моторика пальцев, восприятие, логическое мышление. Стоит отметить, что игра для ребенка - это основной  вид деятельности. Знакомство с  окружающим миром происходит

непосредственно через игру. А это  дает толчок к формированию психики, становлению личности и, конечно, влияет на  физическое развитие ребенка. Разного вида упражнения, всевозможные задания, которые влияют на улучшение мелкой моторики пальцев рук, в основе своей, построены на выполнении повторений небольших движений пальцами.  Если не сделать упражнения в виде игры, то ребенку быстро надоест делать такую работу. Вся игровая деятельность поднимает настроение, улучшает и развивает воображение, фантазию. Эти моменты являются важным элементом в развитии и воспитании ребенка.  Дома также нужно и необходимо применять игровые упражнения, выполнять задания  для развития мелкой моторики рук. Можно порекомендовать следующие приемы и упражнения:

-Массаж пальцев рук

-Пальчиковую гимнастику например( «Семья», «Капустка», «Пальчики» и многие другие)    

-Пальчиковые игры: со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр;

-Лепку из пластилина

-Аппликацию;

-Рисование красками различными способами: кистью, ладошкой, пальцем.

-Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, шнуровка)

-Рисование по трафаретам;

На своих занятиях с детьми, я слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка, умением правильно держать карандаш, кисточку. Стараюсь следить за точностью выполнения и переключения с одного действия на другое. В своей работе я использую:

-пальчиковую гимнастику, которая сопровождается прослушиванием стишков, песенок. Такие упражнения помогают развивать все пальцы.  Таким образом, происходит различное чередование разных движений и действий - это выпрямление, сжатие, расслабление, растяжение;

- игры с  различными предметами

Стараемся использовать:

-  трафареты, конструкторы с пуговицами, резинками, прищепками, пазлами и разнообразной  мозаикой. При работе с трафаретами учимся обводить по контуру. Работая с пазлами, дети учатся соединять части в целое, у них развивается зрительная память, внимание. Мозаика   развивает творческую фантазию, восприятие цвета;

- игрушки, состоящие из геометрических тел –  всевозможные вкладыши (разноцветные кубы, цилиндры, предназначенные для вкладывания, накладывания разной величины);

- игрушки для нанизывания (кольца, шары, кубы, пирамидки, имеющие сквозное отверстие);

- дидактические игры-липучки «Овощи и фрукты» и другие;

- рисование ладошками, пальчиками, раскрашивание, которое является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, а также укрепления двигательного аппарата пишущей руки;

-Бизиборд- позволяет тренировать моторику, поскольку сосредоточенные манипуляции развивают столь важные в жизни навыки сенсорной и моторной координации. Благодаря использованию бизиборда, движения пальцев рук становятся уверенными, четкими и точными;

Для более результативного развития мелкой моторики в  нашей группе размещены  различные дидактические игры, пособия:

«Пазлы»

«Шнуровки»

«Чудесные резиночки»

«Коврики»

«Веселые прищепки»

«Кубики»

«Собери бусы»

Хочется подчеркнуть, что все игры и упражнения, которые направлены на развитие мелкой  моторики должны учитывать  индивидуальное развитие и особенности  каждого ребенка - его настроение, желание и возможности. Особое внимание следует обратить  на регулярность проведения игр и  упражнений. Полученные навыки, в дальнейшем помогут детям правильно и твердо держать карандаш или  ручку, поспособствуют самостоятельно застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, создавать  предметы из различных мелких деталей конструктора, лепить из глины, теста и пластилина, рисовать и вырезать.

Целями и задачами  является:

-формирование условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через дидактические игры:

-разработка дидактических игр на  улучшение и развитие  мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста;

- Интерес родителей к данной теме;

-  улучшение и совершенствование предметно-пространственной среды группы;

 

 

Литература:

  1. Смирнова Е.А. « Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г.
  2. Светлова И.А. « Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» Олма пресс, 2001
  3. Диченскова А. М. « Страна пальчиковых игр. Идеи для развития мелкой моторики» Феникс, 2016
  4. Интернет-ресурс
Опубликовано: 01.04.2023