Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Логинова Инна Геннадьевна
Организация: МБОУ СОШ № 34
Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А.Сухомлинский
Тема «Развития мелкой моторики пальцев рук у детей 2-3 лет через дидактические игры» остается одной из основных и важных видов деятельности педагога. Моторика является одной из основных структур двигательной сферы ребенка. Также наблюдения ученых и педагогов, показало, что дети, которые выполняют различные виды упражнений и заданий на развитие моторики пальцев рук, кистей, имеют сформированный уровень развития психических процессов, которые положительно влияют на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Если кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, то исчезает скованность движений. Соответственно, все эти важные моменты влияют на развитие памяти, мышления, координации движения.
Вся будущая и дальнейшая жизнь ребенка нуждается в использовании, аккуратных, точных взаимосвязанных движений пальцев и кистей, которые непременно нужны, чтобы выполнять огромное количество точных действий (одеваться и раздеваться, писать и рисовать и т.д.), и непременно, выполнять огромное количество всевозможных повседневных и образовательных действий. Вот поэтому, развитие пальчиков рук начинается с раннего возраста. Разнообразные сложные упражнения и ежедневные действия, с которыми родители и педагоги помогают справляться малышу, напрямую влияют на то, сможет ли он сохранить свою природную любознательность, сможет ли развивать и повышать интеллектуальные способности, сможет ли твердо ощущать себя в новых ситуациях. В данное время много говорится о сильной зависимости между точным движением пальцев и развитием и формированием речи ребенка. Все эти важные моменты многократно подчеркивались психологами и педагогами в области дошкольного образования. Педагоги и психологи, которые занимаются проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна. Итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори, успешно применяла ручные навыки в работе с детьми. Говоря о раннем возрасте, Л. С. Выготский сделал вывод, что в этом возрасте идет интенсивное развитие восприятия. Согласно исследованиям и выводам ученых и педагогов становится ясно, что если действия пальцев не станут свободными, то достичь развития речи у детей не получится. Речь у ребенка начнет сформировываться только тогда, когда движения и действия пальцев на кистях рук достигнет максимальной точности.
В ФГОС ДО очень точно описано то,что ребенок должен развиваться в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, и прежде всего в форме игры».
Актуальным остается тема развития мелкой моторики в Алтайском крае. Активные тренажеры для развития мелкой моторики используют в реабилитационном центре «Родник»
Работа специалистов в данном направлении стала более эффективной – в практику вошли занятия за столом механотерапии.Комплекс упражнений подбирается педагогом для каждого ребенка в зависимости от индивидуальных особенностей, степени нарушения функций верхних конечностей. Акцент делается на развитии координации обеих рук, силы или точности движений
Только с помощью, различного вида, игр у детей развивается мелкая моторика пальцев, восприятие, логическое мышление. Стоит отметить, что игра для ребенка - это основной вид деятельности. Знакомство с окружающим миром происходит
непосредственно через игру. А это дает толчок к формированию психики, становлению личности и, конечно, влияет на физическое развитие ребенка. Разного вида упражнения, всевозможные задания, которые влияют на улучшение мелкой моторики пальцев рук, в основе своей, построены на выполнении повторений небольших движений пальцами. Если не сделать упражнения в виде игры, то ребенку быстро надоест делать такую работу. Вся игровая деятельность поднимает настроение, улучшает и развивает воображение, фантазию. Эти моменты являются важным элементом в развитии и воспитании ребенка. Дома также нужно и необходимо применять игровые упражнения, выполнять задания для развития мелкой моторики рук. Можно порекомендовать следующие приемы и упражнения:
-Массаж пальцев рук
-Пальчиковую гимнастику например( «Семья», «Капустка», «Пальчики» и многие другие)
-Пальчиковые игры: со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр;
-Лепку из пластилина
-Аппликацию;
-Рисование красками различными способами: кистью, ладошкой, пальцем.
-Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, шнуровка)
-Рисование по трафаретам;
На своих занятиях с детьми, я слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка, умением правильно держать карандаш, кисточку. Стараюсь следить за точностью выполнения и переключения с одного действия на другое. В своей работе я использую:
-пальчиковую гимнастику, которая сопровождается прослушиванием стишков, песенок. Такие упражнения помогают развивать все пальцы. Таким образом, происходит различное чередование разных движений и действий - это выпрямление, сжатие, расслабление, растяжение;
- игры с различными предметами
Стараемся использовать:
- трафареты, конструкторы с пуговицами, резинками, прищепками, пазлами и разнообразной мозаикой. При работе с трафаретами учимся обводить по контуру. Работая с пазлами, дети учатся соединять части в целое, у них развивается зрительная память, внимание. Мозаика развивает творческую фантазию, восприятие цвета;
- игрушки, состоящие из геометрических тел – всевозможные вкладыши (разноцветные кубы, цилиндры, предназначенные для вкладывания, накладывания разной величины);
- игрушки для нанизывания (кольца, шары, кубы, пирамидки, имеющие сквозное отверстие);
- дидактические игры-липучки «Овощи и фрукты» и другие;
- рисование ладошками, пальчиками, раскрашивание, которое является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, а также укрепления двигательного аппарата пишущей руки;
-Бизиборд- позволяет тренировать моторику, поскольку сосредоточенные манипуляции развивают столь важные в жизни навыки сенсорной и моторной координации. Благодаря использованию бизиборда, движения пальцев рук становятся уверенными, четкими и точными;
Для более результативного развития мелкой моторики в нашей группе размещены различные дидактические игры, пособия:
«Пазлы»
«Шнуровки»
«Чудесные резиночки»
«Коврики»
«Веселые прищепки»
«Кубики»
«Собери бусы»
Хочется подчеркнуть, что все игры и упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики должны учитывать индивидуальное развитие и особенности каждого ребенка - его настроение, желание и возможности. Особое внимание следует обратить на регулярность проведения игр и упражнений. Полученные навыки, в дальнейшем помогут детям правильно и твердо держать карандаш или ручку, поспособствуют самостоятельно застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, создавать предметы из различных мелких деталей конструктора, лепить из глины, теста и пластилина, рисовать и вырезать.
Целями и задачами является:
-формирование условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через дидактические игры:
-разработка дидактических игр на улучшение и развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста;
- Интерес родителей к данной теме;
- улучшение и совершенствование предметно-пространственной среды группы;
Литература:
- Смирнова Е.А. « Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г.
- Светлова И.А. « Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» Олма пресс, 2001
- Диченскова А. М. « Страна пальчиковых игр. Идеи для развития мелкой моторики» Феникс, 2016
- Интернет-ресурс