Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством проектной деятельности
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Кучер Надежда Александровна
Организация: МБДОУ детский сад № 126
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни.
Известно, что навыки здорового питания формируются с детства.
Первые детские годы - то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития ребенка. Вот почему с правилами рационального питания важно знакомить детей с самого раннего возраста.
Ведущей идеей является создание для детей всех условий в осуществлении активной и сознательной деятельности, основанной на использовании знаний о способах сохранения здоровья.
Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов.
Актуальность проблемы формирования у дошкольников знаний о ЗОЖ обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей осознанного отношения к своему здоровью, пониманию того, что привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Значимость формирования здорового образа жизни детей диктуется ростом нагрузок на организм современного человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и др. характера.
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста и развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладывает основы культуры питания.
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что в настоящее время она является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников.
Участие в проекте дает возможность реализации любознательности, наблюдательности, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Преимуществом проектов является формирование представлений о здоровом образе жизни с учетом уровня знаний, умений и сложившихся стойких привычек дошкольников.
Цель проекта: формирование у участников образовательного процесса устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, адекватных представлений о рациональном питании как составной части культуры здоровья и здоровьесбережения.
Задачи проекта:
- Формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- Формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья;
- Освоение детьми практических навыков рационального питания;
- Повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах рационального питания дошкольников;
- Разработка и внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями в практику преемственности организации питания детей в семье и ДОУ, формирование у родителей устойчивого интереса к безопасному и здоровому питанию детей.
Ожидаемый результат:
- у детей сформированы основы культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
- разработаны методические рекомендации, дидактический материал по вопросу рационального питания дошкольников для педагогов и родителей;
- пополнена развивающая предметно-пространственная среда в группе , создан центр "Здоровье".
Одним из направлений в реализации проекта является сотрудничество с семьей в вопросах рационального питания детей. Значимость поставленной работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка, через организацию рационального питания в семье.
Формы работы с родителями воспитанников:
информационные стенды для родителей: «Меню на сегодня», «Здоровье на тарелке», «Волшебная еда», «Полезная еда в кругу семьи»; папки-передвижки, консультации: «Правильное питание», «Полезные и вредные продукты, сборники стихов, загадок , поговорок о продуктах питания.
Поручения провести беседы дома с детьми «Мое любимое блюдо», «Правила поведения за столом», «Как встретить гостей», «Полезные напитки»
Практическая значимость проекта: В процессе реализации задач познавательного направления происходит обогащение детей и родителей знаниями в вопросах правильного питания.
- Взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей осуществляется через ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практической работой. Содержание консультаций, бесед, родительских собраний охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны организации питания дошкольников.
- У детей сформированы основы культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
- Разработаны методические рекомендации, дидактический материал по вопросу рационального питания дошкольников для педагогов и родителей.
- Пополнена развивающая предметно-пространственная среда в группе , создан центр "Здоровье", повышена компетентность воспитателя по вопросу применения здоровьсберегающих технологий в ДОУ.
Список используемой литературы:
1. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растём здоровыми. 2008г.М.А.Павлова, М.В. Лысогорская . Основы здорового образа жизни. 2004г.
2. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред Н.Е Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2019 г
3. Методическое пособие «Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни». 2013г.
4. Павлова М.А.,Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.