Особенности развития творческих способностей детей 4-5 лет с использованием нетрадиционных техник рисования

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Немцова Екатерина Михайловна

Организация: МАДОУ № 51 «Тополек»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Аннотация

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и не традиционной, педагог прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Используя различные нетрадиционные техники по обучению рисованию, можно целенаправленно развивать творческие способности, воображение и креативность у детей.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, художественно-творческие способности, изобразительная деятельность, знания, умения и навыки.

В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков часто приводит к негативному отношению ребенка к рисованию, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду свидетельствует о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию [Г.Н. Давыдова, 2007]. Использование на занятиях изобразительной деятельностью  нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, особенно среднего дошкольного возраста, т.к. в ней проявляются разные стороны развития ребенка, что и предопределяет актуальность исследования.

Цель – повысить уровень развития творческих способностей у детей 4-5 лет на основе разработанного перспективного плана по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Предполагалось, что процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования будет проходить более успешно, если:

  1. выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

  2. апробировать техники ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

  3. обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приемам нетрадиционного рисования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

  4. создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть понятие творческих способностей и условия их развития в дошкольном возрасте;

  2. выявить особенности проведения занятий рисованием с использованием нетрадиционных техник рисования;

  3. разработать программу перспективного планирования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

В работе были использованы методы:

а) анализ учебно-методической литературы;

б) сравнение, обобщение;

в) изучение продуктов творчества детей;

г) изучение передового педагогического опыта;

д) наблюдение.

На первом этапе исследования был проведен анализ учебной литературы, периодических изданий и методических источников, подбор материала.

На втором этапе исследования - подобраны творческие игры, составлен перспективный план.

На третьем этапе исследования проведен анализ и обобщение полученных результатов, составлены методические рекомендации для педагогов.

Опираясь на мнение ученных, таких как Н.П. Сакулина, А. Кокорин, Е.А. Флерина, В.С. Мухина и др., работавших над проблемой развития способностей детского творчества мы можем определить, что:

  1. Проблема развития способностей детей 4-5 лет в целом, является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей.

  2. Способности не могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности.

  3. Развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое противопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.

  4. Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

  5. Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции.

Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

- восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

- овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

- овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Сакулина [2002]выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.

Без овладения графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы).

Изучив историю вопроса, рассмотрев и определив особенности обучения детей нетрадиционному рисованию, мы пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник будет способствовать развитию художественных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Специальные мероприятия, на которых используются творческие игры и задания, направленные на формирование восприятия и творчества в области изобразительного искусства помогут пробудить творческую активность детей.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Благодаря нетрадиционным техникам рисования, изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребёнка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создаёт личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает её более высокую эффективность.

При проведении мероприятий эффективными будут следующие техники:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

  • коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

В работе педагогу необходимо придерживаться следующих техник:

  1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

  2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

  3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

  4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

При проведении занятий с использованием нетрадиционных техник необходимо учитывать следующее:

  • индивидуальные особенности и желания каждого ребёнка;

  • создавать в группе условия для творческой изобразительной деятельности;

  • формировать положительный настрой и желание выполнять данную работу;

  • проводить детские выставки после занятий;

  • просвещать родителей;

  • включать  родителей в работу по нетрадиционному рисованию;

  • воспитателю в совершенстве владеть методикой выполнения нетрадиционных техник.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Для этого мы предлагаем такие нетрадиционные техники как: разрисовка маленьких морских камушков, рисование методом наката, волшебные шарики, рисуем мастихином, техника эббу, фроттаж, штампики из пластилина, рисование мыльными пузырями др.

Для подтверждения исследования был разработан перспективный план. В соответствии с этим планом мы подобрали и частично апробировали комплекс игр, направленных на развитие творческих способностей, разработали консультацию для воспитателей, представили перспективное планирование для детей среднего дошкольного возраста на год, в которое включили занятия с использованием нетрадиционных техник. Содержание этих занятий нацелено:

  • на формирование и развитие творческих способностей

  • на знакомство детей с новыми техниками

  • на развитие цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Таким образом можно сделать вывод, что занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию художественно–творческих способностей, а также расширяют и совершенствуют: знания, умения, навыки не только в изобразительной деятельности.

ВЫВОДЫ

  1. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее с помощью нетрадиционных техник рисования. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

  2. Входе теоретических исследований выявлены: применение техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников; нетрадиционные для дошкольного образования художественной техники и доступность дошкольникам средств выразительности; преемственность и последовательность в обучении детей приемам нетрадиционного рисования с учетом их возрастных индивидуальных особенностей; педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

  3. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения действительности. При этом обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни; во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

  4. Программа перспективного планирования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник должна включать: распределение занятий и используемые средства изобразительной деятельности в течении учебного года; консультации для воспитателей, включающие комплекс дидактических игр на развитие творческих способностей детей.

 

 

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Очерки психологии/ Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2007.- 288 с.

  2. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способности/Т.И. Артемьева.- М.: Академия, 2007.-184 с.

  3. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство Скрипторий, 2007. - С.3-9.

  4. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей./Т. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 2007.- №12.- С. 73-75.

  5. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов/ Л.Б. Ермолаева-Томина.- М.: Академический проект, 2005.- 304 с.

  6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. - М.: Сфера, 2005.- С.43.

  7. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л. Прохорова//Дошкольное воспитание. – 2006.-№5. -С. 21-27.

  8. Рождественнская, Н.В. Психология художественного творчества/Н.В. Рождественская.- СПб.: Детство-пресс, 2007.- С. 161-181.

  9. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 2002. –С. 24-29.

Опубликовано: 14.01.2018