Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Власенкова Юлия Николаевна
Организация: ГБОУ Школа № 1353
Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград
Нашу жизнь уже невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Современные дети – это дети нового цифрового поколения, они уже с раннего возраста знакомы с гаджетами. В настоящее время ДОУ строит свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, поэтому информационно-коммуникационных технологии являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.
ИКТ технологии помогают детям изучать и познавать окружающий мир, развивают у них интеллектуальную деятельность, логическое мышление, воспитывает самостоятельность, повышается интерес к занятиям. Для педагогов современные технологии дают большие возможности в воспитательно-образовательном процессе детского сада, помогают повысить его эффективность, расширяет творческие способности. С ними проще привлечь и удерживать активное внимание.
ИКТ включают в себя: компьютер и интернет, телевизор, видеокамера и фотоаппарат, мобильные телефоны, интерактивные доски.
Образовательный комплекс состоит из трех частей в соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования.
1. Работа с детьми
Содержание должно быть сформировано с учетом возрастных особенностей и предпочтений детей. При работе можно использовать: мультимедийные презентации, обучающие фильмы, дидактические игры, викторины, проекты, развлечения, праздники, беседы.
2. Работа с педагогами.
Здесь у педагога появляется возможность внедрять в практику свои разработки, делится своим опытом в интернет-сообществах, проводить мастер-классы в онлайн режиме, общаться с педагогами и специалистами.
3. Работа с родителями
Наличие собственного сайта в сети Интернет позволяет родителям получать информацию о жизни группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Использование ИКТ в работе:
- Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов). Ведение документации в электронном виде облегчает работу воспитателя, есть возможность оперативно вносить изменения, дополнения.
- Подбор иллюстративного и познавательного материала к занятиям, создание презентаций для детей и родителей. Здесь ИКТ помогает вовлечь в работу пассивных детей, образовательная деятельность становится разнообразней, интересней. Есть возможность показать то, что сложно или невозможно увидеть (появление бабочки, как спит медведь зимой…)
- Интерактивная доска.
Интерактивная доска используется для организации практически всех видов непосредственно-образовательной деятельности: ФЭМП, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, обучение грамоте.
Использование этого оборудования помогает вовлечь в работу всех детей, она расширяет возможности предъявления информации, формирует мотивацию у воспитанников. Педагогу не приходится изготавливать к занятию пособия, а можно использовать готовую базу картинок, иллюстраций.
Возможности интерактивной доски:
-Классифицировать, расставлять изображения в определенном порядке, сортировать картинки по определенному признаку;
-Составлять картинку по образцу, продолжать последовательность;
-Ориентироваться в пространстве;
-Соединять точки, рисовать, проводить дорожки, писать;
-Дети могут двигать фигуры пальцами, обводить маркерами, раскрашивать;
-Решать ребусы, лабиринты, загадки;
-Устраивать видео-экскурсии;
-Физкультминутки. Дети очень их любят!
-А также использовать разные дидактические игры: «Что лишнее?», «Четвертый лишний», «Что забыл нарисовать художник», «Кто как говорит», «Считай дальше»; «Вставь букву», «Запомни и назови» и много других.
Также хочется обратить внимание на функцию «Волшебное перо». Эта функция имеет способность исчезать через 10 секунд: любые пометки, знаки, нарисованные «Волшебным пером» исчезают. Такую функцию данного инструмента удобно использовать при: - выполнении одного и того же задания несколькими детьми.
Решение заданий на интерактивной доске развивает мыслительную деятельность, развивает творческую самостоятельность, логику, фантазию, познавательную активность.
Но обязательно следует учесть, что на одном занятии дети могут работать на доске не более 10 минут.
Педагог, работающий с интерактивной доской, может сам создавать разработки с помощью программного обеспечения. Но есть возможность использовать уже готовые ресурсы, доступные в интернете.
Например:
http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек
http://www.detkiuch.ru - «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества.
Таким образом, при использовании в работе ИКТ у детей повышается мотивация к познанию, расширяется кругозор, развивается непроизвольное внимание. Ребенок испытывает радостные и положительные эмоции, что обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. А значит все это повышает эффективность образовательного процесса.