Педагогический проект. Уроки безопасности: «Я огня не боюсь, как дружить с ним – научусь»
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Подручная Валентина Николаевна
Организация: Филиал МБДОУ «Детский сад 43»- «детский сад 33»
Населенный пункт: Алтайский край, г. Славгород
Автор: Шеллер Ирина Анатольевна
Организация: Филиал МБДОУ «Детский сад 43»- «детский сад 33»
Населенный пункт: Алтайский край, г. Славгород
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Уроки безопасности: «Я огня не боюсь, как дружить с ним – научусь». |
Адресация проекта |
Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. |
Участники проекта |
Дети старшей группы, педагоги, родители |
Цель проекта |
Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях. |
Задачи проекта |
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Практические
|
Сроки реализации проекта |
Средней продолжительности, сентябрь-ноябрь 2023 |
Вид проекта |
Творческий, информационно-практико-ориентированный, групповой. |
Ресурсы проекта |
• Аудио-, видеосистемы, компьютер, опорные карты, дидактические материалы, технологии и т.д. |
Предполагаемые продукты |
• Продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, консультации, конспекты НОД. • Продукты деятельности детей: рисунки, поделки. |
Авторы проекта |
Группа педагогов |
Актуальность проекта:
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Часто причиной пожара является детская шалость. Актуальность проекта связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку, свойственная взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, любопытство часто ставит ребёнка перед реальной опасностью пожара. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Для этого необходима целенаправленная работа над формированием у дошкольников культуры пожаробезопасного поведения.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Гипотеза:
Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в окружающей среде.
Принципы реализации проекта:
- системность и последовательность (любая новая ступень опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;
- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (использование иллюстративного материала);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемый результат:
- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
- формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного безопасного поведения;
- привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;
- профилактика панического страха перед огнём;
- изменение отношения родителей к данной проблеме;
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
- Провести опрос детей.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- Оформление папки – передвижки для родителей «Огонь -опасность!»;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
Цель: Реализация мероприятий проекта
1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:
- «Легенда о Прометее»;
- «Огонь – друг, огонь - враг»;
- «От чего происходят пожары»;
- «Спички детям не игрушка»;
- «Беседа о труде пожарных»;
- «Эти предметы таят опасность!»;
- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».
2. Ознакомление с художественной литературой:
- заучивание стихов, загадывание загадок по теме проекта;
- Б.Житков «Дым», «Пожар»
- Д.Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»
- С.Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»
- Л. Толстой «Пожарные собаки»;
- Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»
- П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»
- стихи О.Вациетис «Спички»
3. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций по теме проекта
4. Просмотр презентации «Знай и соблюдай правила пожарной безопасности».
5. Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы - Уроки осторожности – Огонь».
6. Продуктивная деятельность
- рисование «Пожарная машина», «Спички детям не игрушка»;
- лепка «Пожарный»;
- конструирование (конструктор, строительный материал) «Пожарный автомобиль», «Пожарная часть».
7. Игровая деятельность
Дидактические игры:
- «Огнеопасные предметы»;
-«Если возник пожар»;
-«Назови причины пожара»;
- «Доскажи словечко»;
- «Диалоги по телефону»;
- «Угадай профессию».
Моделирование опасных ситуаций на макете:
- «Пожароопасные места в квартире»,
«Твои первые действия при пожаре».
Сюжетно-ролевые игры :
- «Мы – пожарные!»
- «Пожар в городе»
- «Один дома»
Театрализованная игра
- драматизация сказки «Как Мишутка хотел стать пожарным»
Подвижные игры
- «Пожарные на учении»
- «Кто быстрее потушит пожар?»
- «Огонь в очаге»
- «Вода и огонь»
- «Хозяин озера»
8. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Что горит сильнее?»
- «Чем можно потушить огонь».
9. Досуговая деятельность:
- Развлечение. Эстафета «Юные пожарные»
- Познавательно – игровая программа «Огонь – друг, огонь – враг»;
- Викторина «Самый эрудированный»
10. Экскурсия по детскому саду
- знакомство с местом положения огнетушителей;
- знакомство с системой оповещения, планом эвакуации, эвакуационными путями;
- учебная эвакуация;
- экскурсия к пожарному щиту с песком.
11. Работа с родителями
- стендовая консультация «Что должны знать дошкольники о ППБ
- папка – передвижка «Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности»;
- конкурс семейных работ по теме проекта;
- информация в родительский уголок «Из истории пожарной службы»;
- буклет для родителей;
- памятка для родителей по ППБ
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков на тему «Пожарная безопасность»;
- Создание семейного плаката о пожарной безопасности;
- Осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм работы по направлению «Пожарная безопасность»
Заключение
Таким образом, формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирование полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит от того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.
Одна из задач педагога на этапе старшего дошкольного возраста - заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных жизненных ситуациях. Ведущим фактором познавательного развития ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действий с ним. Исходя из этого мы видим, что формирование основ безопасности жизнедеятельности лучше проводить в комплексе. Это благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т.д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке не только его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами (как вести себя в опасных ситуациях и другое), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
Список литературы
1. Потапова Т.В, « Беседы с дошкольниками о профессиях»// Т.В. Потапова Т.Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.
2. Волочкова В.Н., Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»// Н.В.Степанова – Воронеж «Учитель» - 2004-207
3.Кузина В.М. «Огонь – друг и огонь – враг»// отделом противопожарной службы М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.
4. Кузина В.М «огонь - наш друг, огонь – наш враг»// С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46
5. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»// Б.Жидков-М. Фламинго»-2000-50
6.Прохорова А.Ф. «Правила противопожарной безопасности.»// Прохорова А.Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г.-20 – 22,40-43, .
7.Л.А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом»//Л.А.Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12
8. Маршак С.Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», « Кошкин дом»//С.Я Маршак-М. « фламинго» -2000- 62.
9. Петина М.М. « О работе с детьми по предупреждению пожаров»// М.М. Петина, М.Н Салдеева. Оренбург- 2006-200
10. К.Ю Белая, В.Н, Зимоника « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96
11. Цветкова Т.В..Захарова Т.А. «Формирование у дошкольникав знаний по пожарной безопасности»/Т.А. Захарова// Управление ДОУ._2009 №2-С-19
12. Литвинова Е,Н, Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В. «ОБЖ ( основы безопасности жизнедеятельности)» Хочу всё знать автор статьи С.Н Зигуненко; - м. 2005 – 398 с.
В.В.Гербова, Т.И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е.В. Соловьёва, Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова, С.Г. Якобсон. Т.Н. Дронова, Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 5-6 лет в детском саду «радуга»// М. «Просвещение» 2003-с270
13. Чуковский К.И «Путаница».// Чуковский-М. «Самовар»-2003-с-50
14. Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.