Педагогический проект. Уроки безопасности: «Я огня не боюсь, как дружить с ним – научусь»

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Подручная Валентина Николаевна

Организация: Филиал МБДОУ «Детский сад 43»- «детский сад 33»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Славгород

Автор: Шеллер Ирина Анатольевна

Организация: Филиал МБДОУ «Детский сад 43»- «детский сад 33»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Славгород

Паспорт проекта

Наименование проекта

Уроки безопасности:

«Я огня не боюсь, как дружить с ним –  научусь».

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители

   

Цель проекта

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта

Образовательные

  • Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
  • Формировать умение видеть и определять, когда огонь друг, а когда враг.
  • Познакомить детей со средствами пожаротушения

Развивающие

  • Развивать у детей способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.
  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  • Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Сроки реализации проекта

Средней продолжительности, сентябрь-ноябрь 2023

Вид проекта

Творческий, информационно-практико-ориентированный, групповой.

Ресурсы проекта

• Аудио-, видеосистемы, компью­тер, опорные карты,  дидактические материалы, технологии и т.д.

Пред­пола­гаемые продукты

• Продукты деятельности педагогов: методи­ческие рекомендации, консультации, конспекты НОД.

• Продукты деятельности детей: рисунки, поделки.

Авторы проекта

 Группа педагогов

 

Актуальность проекта:

Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Часто причиной пожара является детская шалость.  Актуальность проекта связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку, свойственная взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, любопытство часто ставит ребёнка перед реальной опасностью пожара. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Для этого необходима целенаправленная работа над формированием у дошкольников культуры пожаробезопасного поведения.

Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

 

Гипотеза:

Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в окружающей среде. 

Принципы реализации проекта:

- системность и последовательность (любая новая ступень опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;

- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (использование иллюстративного материала);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Ожидаемый результат:

-  повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;

- формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного      безопасного поведения;

-  привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;

-  профилактика панического страха перед огнём;

- изменение отношения родителей к данной проблеме;

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

- Провести опрос детей.

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;

- Подбор дидактических игр;

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

- Оформление папки – передвижки для родителей «Огонь -опасность!»;

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап:

Цель: Реализация мероприятий проекта

1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:

- «Легенда о Прометее»;

- «Огонь – друг, огонь - враг»;

- «От чего происходят пожары»;

- «Спички детям не игрушка»;  

- «Беседа о труде пожарных»;

- «Эти предметы таят опасность!»;

- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».

2. Ознакомление с художественной литературой:

 - заучивание стихов, загадывание загадок по теме проекта;

- Б.Житков «Дым», «Пожар»

- Д.Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»

- С.Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»

- Л. Толстой «Пожарные собаки»;

- Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»

- П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

- стихи О.Вациетис «Спички»

3. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций по теме проекта

4.  Просмотр презентации «Знай и соблюдай правила пожарной   безопасности».

5. Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы - Уроки осторожности – Огонь». 

6. Продуктивная деятельность

- рисование «Пожарная машина», «Спички детям не игрушка»;

- лепка «Пожарный»;

- конструирование (конструктор, строительный материал) «Пожарный автомобиль», «Пожарная часть».

7. Игровая деятельность

 Дидактические игры:

- «Огнеопасные предметы»;

-«Если возник пожар»;

-«Назови причины пожара»; 

- «Доскажи словечко»;

- «Диалоги по телефону»;

- «Угадай профессию».

Моделирование опасных ситуаций на макете:

- «Пожароопасные места в квартире»,

«Твои первые действия при пожаре».

  Сюжетно-ролевые игры :

 - «Мы – пожарные!»

- «Пожар в городе»

- «Один дома» 

 Театрализованная игра

- драматизация сказки «Как Мишутка хотел стать пожарным» 

 Подвижные игры

- «Пожарные на учении»

- «Кто быстрее потушит пожар?»

- «Огонь в очаге»

- «Вода и огонь»

- «Хозяин озера» 

8. Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Что горит сильнее?»

- «Чем можно потушить огонь».

9. Досуговая деятельность:

- Развлечение. Эстафета «Юные пожарные»

- Познавательно – игровая программа «Огонь – друг, огонь – враг»;

- Викторина «Самый эрудированный»

10. Экскурсия по детскому саду

 - знакомство с местом положения огнетушителей;

- знакомство с системой оповещения, планом эвакуации, эвакуационными путями;

- учебная эвакуация;

- экскурсия к пожарному щиту с песком. 

11. Работа с родителями

 - стендовая консультация «Что должны знать дошкольники о ППБ

- папка – передвижка «Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности»;

 - конкурс семейных работ по теме проекта;

 - информация в родительский уголок «Из истории пожарной службы»;

 - буклет для родителей;

- памятка для родителей по ППБ

Заключительный этап:

- Выставка детских рисунков на тему «Пожарная безопасность»;

- Создание семейного плаката о пожарной безопасности;

- Осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм работы по направлению «Пожарная безопасность»

Заключение

Таким образом, формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирование полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит от того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

Одна из задач педагога на этапе старшего дошкольного возраста - заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных жизненных ситуациях. Ведущим фактором познавательного развития ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действий с ним. Исходя из этого мы видим, что формирование основ безопасности жизнедеятельности лучше проводить в комплексе. Это благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т.д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке не только его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами (как вести себя в опасных ситуациях и другое), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.

 

 

Список литературы

1. Потапова Т.В, « Беседы с дошкольниками о профессиях»// Т.В. Потапова Т.Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.

2. Волочкова В.Н., Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»// Н.В.Степанова – Воронеж «Учитель» - 2004-207

3.Кузина В.М. «Огонь – друг и огонь – враг»// отделом противопожарной службы М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.

4. Кузина В.М «огонь - наш друг, огонь – наш враг»// С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46

5. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»// Б.Жидков-М. Фламинго»-2000-50

6.Прохорова А.Ф. «Правила противопожарной безопасности.»// Прохорова А.Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г.-20 – 22,40-43, .

7.Л.А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом»//Л.А.Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12

8. Маршак С.Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», « Кошкин дом»//С.Я Маршак-М. « фламинго» -2000- 62.

9. Петина М.М. « О работе с детьми по предупреждению пожаров»// М.М. Петина, М.Н Салдеева. Оренбург- 2006-200

10. К.Ю Белая, В.Н, Зимоника « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96

11. Цветкова Т.В..Захарова Т.А. «Формирование у дошкольникав знаний по пожарной безопасности»/Т.А. Захарова// Управление ДОУ._2009 №2-С-19

12. Литвинова Е,Н, Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В. «ОБЖ ( основы безопасности жизнедеятельности)» Хочу всё знать автор статьи С.Н Зигуненко; - м. 2005 – 398 с.

В.В.Гербова, Т.И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е.В. Соловьёва, Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова, С.Г. Якобсон. Т.Н. Дронова, Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 5-6 лет в детском саду «радуга»// М. «Просвещение» 2003-с270

13. Чуковский К.И «Путаница».// Чуковский-М. «Самовар»-2003-с-50

14. Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.

 

 

Полный текст статьи см. в приложении.

Опубликовано: 20.08.2024