Формирование гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством международного проекта «Посткроссинг»

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Тихонова Елена Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 101

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Вступительное слово: Данный проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культурами, общению с жителями разныхгородов. Участвуя в проекте "Посткроссинг" дети смогут не только усовершенствовать знания, но и собрать коллекцию марок и открыток из разных уголков нашей страны.

Актуальность темы: Россия - страна великой культуры, богатая историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов – важное достижение для всех россиян. В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любви к Родине, к «малой родине» преданности ей. В настоящее время идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирования толерантного отношения к сверстникам имеют большое значение в воспитании детей. Знакомство с культурами разных народов помогает детям понять, что все люди разные, но всех их объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и своей культуре.

В каждом городе есть свои традиции, обычаи и достопримечательности. И только те, кто в нем живет, смогут наиболее точно и полно рассказать о своем городе. Так возникла идея обмена открытками и письмами, которая получила название посткроссинг. Посткроссинг - это международный проект по обмену открытками. В нашем случае это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты.Обмен письмами, открытками, сувенирами в виде детских рисунков, поделок.

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2023г.-май 2024г.)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая.

Цель проекта:знакомство детей дошкольного возраста с родной страной Россией и странами мира через участие в проекте «Посткроссинг»,   а так же  поиск друзей по переписке.

Задачи проекта:

Образовательные:

- расширить представления детей о проекте «Посткроссинг»;

-способствовать развитию познавательных интересов детей, ознакомлению с социальным миром, формированию целостной картины мира;

- развить интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа  и других народов России;

- закрепить отношение к своей «малой Родине»,  как к части большой и неделимой Родины – России;

- расширить знания детей о профессии почтальона и работе Почты России;

- закрепить знания  детей о символах государства, городов - гербом, флагом, гимном;

- способствовать формированию понятия«география», «карта», «глобус», умениюиспользовать  графические обозначения объектов на карте.

Развивающие:

- развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через творчество, игры народов мира;

- развивать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разных национальностей;

- способствовать обогащению словарного запаса, развитию связной речи,  памяти и мышления, творческих способностей;

- познакомить детей с возможностями рукописного письма, общения детей посредством писем между другими дошкольными образовательными учреждениями.

Воспитательные:

- воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ и свою национальность, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, району, городу;

- формировать представления о развитии национальной культуры; воспитывать чувство гордости, патриотизма за свою малую Родину;

- воспитывать чувство уважения к традициям и культуре других народов;

- воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этап 1 – подготовительный:

- информирование детей и родителей о предстоящем проекте;

- поиск и создание базы данных участников проекта среди детских садов в других городах России: оформление приглашения, отправка приглашения на электронные адреса детских садов в России;

- подбор открыток и покупка почтовых марок, конвертов, сувениров;

- выяснение уровеня знаний детей и родителей по патриотическому воспитанию;

- постановка целей, поиск формы реализации проекта, разработка содержания

Этап 2 – основной:

- организация совместных творческих и практических занятий с детьми;

- создание коллекции открыток, писем;

- просмотр презентаций и слайдов о городах, стране;

- беседа о городе, из которого пришло или куда отправляется письмо;

- обозначение города на карте России;

- изготовление сувениров и поделок для отправки друзьям;

- сбор материалов, отправка писем и посылок, экскурсии на почту;

- выставки детских работ, подводящие итоги проекта.

Этап 3 – заключительный:

- создание базы продуктов проектной деятельности:

- проведение комплексных мероприятий, выставок детских работ

«Наша Родина - Россия»; «Любимый город Нижний Новгород»,

«Наше Сормово»; «Наши друзья»

- пополнение  центра патриотического воспитания;

- создание мини-музея, составление коллекциий сувениров,

полученных из разных регионов России;

- распространение опыта работы, публикация проделанной работы.

Ожидаемые результаты:

- толерантные, дружелюбные, общительные дошкольники, знающие культурные традиции своего родного края и народов других регионов;

- заинтересованность родительского сообщества в участии по патриотическому воспитанию дошкольников;

- обобщение и распространение опыта работы на городском, всероссийском, международном уровнях;

- благодаря проекту у детей расширяется – речь, кругозор,

- формируются представления о людях разных национальностей нашей страны и мира, их культуре, обычаях, достопримечательностях;

- формируется речь, пополняется словарный запас, дети познакомились с эпистолярным жанром общения;

- воспитанники стали лучше ориентироваться по карте, умеют находить города, страны;

- благодаря проекту дошкольники увлеклись  коллекционированием;

- в ходе работы над проектом происходит экологическое воспитание дошкольников;

Реализация проекта в ходе образовательной деятельности.                                                                                                                                          

Познавательное развитие

Речевое развитие

ООД «Как появилась бумага», «Как работает почта», «История открытки»;

Экскурсия(интерактивная) на почту (здание, профессии, логотип и пр.)

Экскурсия(интерактивная) на Главпочтамт

Эксперимент «Делаем бумагу сами»

Знакомство с географическими картами, глобусом.

Знакомство с Днем почты России -второе воскресенье июля;

Знакомство с Всемирным днем почты-9 октября;

Знакомство с понятием «коллекционер», «филателист»

Знакомство с Днем филателиста, Днем почтовой марки 19 августа;

Знакомство с Всемирным днем написания бумажного письма-11 ноября;

Использование технологии «Умная прогулка или городская находилка»: дети в МБДОУ с воспитателем или в выходные дни с родителями выполняют поисковые задания, связанные с почтой;

Чтение :С.Маршак «Почта», Б.Житков «Почта», Антуан де Сент-Экзюпери «Сказка о почтальоне», стихи о почте и почтальоне (интернет-ресурсы)

Слушание аудио-сказки «Зайка-почтальон»

Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка/сказка/мультик/игра» для дальнейшей  записи и отправки в письме

Составление рассказа «Как мы ходили на почту», «Как мы отправляли письмо бабушке» и др.

Составление рассказа «Что интересного можно рассказать детям других садов про наш детский сад?»

Заучивание С.Маршак «Почта» (отрывок)

Заучивание стихов о почте и почтальонах ( интернет-ресурсы)

Пальчиковая игра «Что принес нам почтальон?»

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление открыток к праздникам «День знаний, День дошкольного работника, День пожилого человека, Новый год, 8марта, 23 февраля и пр.) и вручение их детям и сотрудникам МБДОУ при помощи почтальона, в роли которого –дети;

Волонтерская акцияко Дню Победы: изготовление поздравительных открыток и вручение их прохожим;

Волонтерская акция «Фронтовое письмо» ко Дню Победы;

Волонтерские акции по изготовлению открыток и плакатов и размещение их в ближайших к МБДОУ социальных объектах ( супер-маркет, аптека, поликлиники) ко Дню пожилого человека, 8 марта, 23 февраля и пр.

Участие в акции «Внуки по переписке»в рамках нацпроекта «Демография» при участии общественной организации «Дети войны»

Изготовление поздравительного плаката, запись поздравительного видео,и целевая (виртуальная ) прогулка на почту с целью поздравить работников в профессиональным праздником

Рисование рисунков на свободную тему, оформление для отправки в письмах в качестве подарков

Оригами «Конверт», «Треугольное письмо»

Изготовление открыток в качестве подарков

Рисование «Мы придумываем марки»

Просмотр мультфильмов:

«Снеговик-почтовик», «Почта», «Трое из Простоквашино», «Подарок для самого слабого»сериал «Три кота»-«Почта»,сериал «Смарта и чудо-сумка-«Почта»,сериал «Томас и друзья»-«Эдвард и почта», «Томас и почтовый поезд», сериал «Смешарики»-«Новогодняя почта», сериал «Котики, вперед!»-«Мяу-мяу-экспресс», сериал «Лунтик»-«Письмо Деде Морозу», сериал «Три котенка»-«Служит для почты ящик почтовый» , сериал «Ми-ми-мишки»-«Цыпа-почтальон», сериал «Почтальон Пэт»-«Служба срочной доставки» и др.

 

Физическое развитие

Работа с родителями

Разучивание игр народов России.

 

Целевые прогулки на почту и социальные объекты с использование элементов терренкура

Рассказ на родительском собрании о начале проекта «Посткроссинг между детскими садами России»

Привлечение родителей к пополнению базы сувениров, открыток, поделок, конвертов для оформления и отправки писем

Привлечение родителей к отправке писем совместно с детьми

Организация выставки открыток, сделанных своими руками (можно посвятить любому празднику)

Викторина «Города России», «Животный мир России» и пр.(дети +родители)

Участие родителей в развлечениях и праздниках, посвященных почте и всему, что с ней связано

Организация акции «Письмо Деду Морозу» (дети и родители пишут письма дома, а затем во время целевой прогулки на почту дети опускают письма в почтовый ящик)

Домашнее задание : «Умная прогулка или городская находилка»

 

Вывод:Реализуя проект «Посткроссинг», мы понимаем насколько он важен и актуален сегодня. Ведь необходимо с детства закладывать основы гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении, необходимо учить их с любовью и уважением относиться друг к другу и своей стране. Гордиться тем, что мы живем в такой огромной и богатой традициями стране.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе, дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать ответственными людьми, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, ее истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящие свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

 

 

Литература:

1. Богомягкова Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 19-23.

2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитаниедошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.-М.:АРКТИ, 2005.-144с

3. Курилова А.Н, Курамшина Ю.В Посткроссинг и букккросинг как особая форма коммуникации// Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т.11-С.3070.-URL concept.ru 2016.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112с.

5. Сайт «Постпроссинг для детей ДОУ» https://vk.com/clubposterossdou
 

Опубликовано: 29.08.2024