Формирование гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством международного проекта «Посткроссинг»
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Тихонова Елена Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад № 101
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород
Вступительное слово: Данный проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культурами, общению с жителями разныхгородов. Участвуя в проекте "Посткроссинг" дети смогут не только усовершенствовать знания, но и собрать коллекцию марок и открыток из разных уголков нашей страны.
Актуальность темы: Россия - страна великой культуры, богатая историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов – важное достижение для всех россиян. В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любви к Родине, к «малой родине» преданности ей. В настоящее время идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирования толерантного отношения к сверстникам имеют большое значение в воспитании детей. Знакомство с культурами разных народов помогает детям понять, что все люди разные, но всех их объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и своей культуре.
В каждом городе есть свои традиции, обычаи и достопримечательности. И только те, кто в нем живет, смогут наиболее точно и полно рассказать о своем городе. Так возникла идея обмена открытками и письмами, которая получила название посткроссинг. Посткроссинг - это международный проект по обмену открытками. В нашем случае это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты.Обмен письмами, открытками, сувенирами в виде детских рисунков, поделок.
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2023г.-май 2024г.)
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая.
Цель проекта:знакомство детей дошкольного возраста с родной страной Россией и странами мира через участие в проекте «Посткроссинг», а так же поиск друзей по переписке.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширить представления детей о проекте «Посткроссинг»;
-способствовать развитию познавательных интересов детей, ознакомлению с социальным миром, формированию целостной картины мира;
- развить интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа и других народов России;
- закрепить отношение к своей «малой Родине», как к части большой и неделимой Родины – России;
- расширить знания детей о профессии почтальона и работе Почты России;
- закрепить знания детей о символах государства, городов - гербом, флагом, гимном;
- способствовать формированию понятия«география», «карта», «глобус», умениюиспользовать графические обозначения объектов на карте.
Развивающие:
- развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через творчество, игры народов мира;
- развивать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разных национальностей;
- способствовать обогащению словарного запаса, развитию связной речи, памяти и мышления, творческих способностей;
- познакомить детей с возможностями рукописного письма, общения детей посредством писем между другими дошкольными образовательными учреждениями.
Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ и свою национальность, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, району, городу;
- формировать представления о развитии национальной культуры; воспитывать чувство гордости, патриотизма за свою малую Родину;
- воспитывать чувство уважения к традициям и культуре других народов;
- воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этап 1 – подготовительный:
- информирование детей и родителей о предстоящем проекте;
- поиск и создание базы данных участников проекта среди детских садов в других городах России: оформление приглашения, отправка приглашения на электронные адреса детских садов в России;
- подбор открыток и покупка почтовых марок, конвертов, сувениров;
- выяснение уровеня знаний детей и родителей по патриотическому воспитанию;
- постановка целей, поиск формы реализации проекта, разработка содержания
Этап 2 – основной:
- организация совместных творческих и практических занятий с детьми;
- создание коллекции открыток, писем;
- просмотр презентаций и слайдов о городах, стране;
- беседа о городе, из которого пришло или куда отправляется письмо;
- обозначение города на карте России;
- изготовление сувениров и поделок для отправки друзьям;
- сбор материалов, отправка писем и посылок, экскурсии на почту;
- выставки детских работ, подводящие итоги проекта.
Этап 3 – заключительный:
- создание базы продуктов проектной деятельности:
- проведение комплексных мероприятий, выставок детских работ
«Наша Родина - Россия»; «Любимый город Нижний Новгород»,
«Наше Сормово»; «Наши друзья»
- пополнение центра патриотического воспитания;
- создание мини-музея, составление коллекциий сувениров,
полученных из разных регионов России;
- распространение опыта работы, публикация проделанной работы.
Ожидаемые результаты:
- толерантные, дружелюбные, общительные дошкольники, знающие культурные традиции своего родного края и народов других регионов;
- заинтересованность родительского сообщества в участии по патриотическому воспитанию дошкольников;
- обобщение и распространение опыта работы на городском, всероссийском, международном уровнях;
- благодаря проекту у детей расширяется – речь, кругозор,
- формируются представления о людях разных национальностей нашей страны и мира, их культуре, обычаях, достопримечательностях;
- формируется речь, пополняется словарный запас, дети познакомились с эпистолярным жанром общения;
- воспитанники стали лучше ориентироваться по карте, умеют находить города, страны;
- благодаря проекту дошкольники увлеклись коллекционированием;
- в ходе работы над проектом происходит экологическое воспитание дошкольников;
Реализация проекта в ходе образовательной деятельности.
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
ООД «Как появилась бумага», «Как работает почта», «История открытки»; Экскурсия(интерактивная) на почту (здание, профессии, логотип и пр.) Экскурсия(интерактивная) на Главпочтамт Эксперимент «Делаем бумагу сами» Знакомство с географическими картами, глобусом. Знакомство с Днем почты России -второе воскресенье июля; Знакомство с Всемирным днем почты-9 октября; Знакомство с понятием «коллекционер», «филателист» Знакомство с Днем филателиста, Днем почтовой марки 19 августа; Знакомство с Всемирным днем написания бумажного письма-11 ноября; Использование технологии «Умная прогулка или городская находилка»: дети в МБДОУ с воспитателем или в выходные дни с родителями выполняют поисковые задания, связанные с почтой; |
Чтение :С.Маршак «Почта», Б.Житков «Почта», Антуан де Сент-Экзюпери «Сказка о почтальоне», стихи о почте и почтальоне (интернет-ресурсы) Слушание аудио-сказки «Зайка-почтальон» Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка/сказка/мультик/игра» для дальнейшей записи и отправки в письме Составление рассказа «Как мы ходили на почту», «Как мы отправляли письмо бабушке» и др. Составление рассказа «Что интересного можно рассказать детям других садов про наш детский сад?» Заучивание С.Маршак «Почта» (отрывок) Заучивание стихов о почте и почтальонах ( интернет-ресурсы) Пальчиковая игра «Что принес нам почтальон?» |
Социально-коммуникативное развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Изготовление открыток к праздникам «День знаний, День дошкольного работника, День пожилого человека, Новый год, 8марта, 23 февраля и пр.) и вручение их детям и сотрудникам МБДОУ при помощи почтальона, в роли которого –дети; Волонтерская акцияко Дню Победы: изготовление поздравительных открыток и вручение их прохожим; Волонтерская акция «Фронтовое письмо» ко Дню Победы; Волонтерские акции по изготовлению открыток и плакатов и размещение их в ближайших к МБДОУ социальных объектах ( супер-маркет, аптека, поликлиники) ко Дню пожилого человека, 8 марта, 23 февраля и пр. Участие в акции «Внуки по переписке»в рамках нацпроекта «Демография» при участии общественной организации «Дети войны» Изготовление поздравительного плаката, запись поздравительного видео,и целевая (виртуальная ) прогулка на почту с целью поздравить работников в профессиональным праздником |
Рисование рисунков на свободную тему, оформление для отправки в письмах в качестве подарков Оригами «Конверт», «Треугольное письмо» Изготовление открыток в качестве подарков Рисование «Мы придумываем марки» Просмотр мультфильмов: «Снеговик-почтовик», «Почта», «Трое из Простоквашино», «Подарок для самого слабого»сериал «Три кота»-«Почта»,сериал «Смарта и чудо-сумка-«Почта»,сериал «Томас и друзья»-«Эдвард и почта», «Томас и почтовый поезд», сериал «Смешарики»-«Новогодняя почта», сериал «Котики, вперед!»-«Мяу-мяу-экспресс», сериал «Лунтик»-«Письмо Деде Морозу», сериал «Три котенка»-«Служит для почты ящик почтовый» , сериал «Ми-ми-мишки»-«Цыпа-почтальон», сериал «Почтальон Пэт»-«Служба срочной доставки» и др.
|
Физическое развитие |
Работа с родителями |
Разучивание игр народов России.
Целевые прогулки на почту и социальные объекты с использование элементов терренкура |
Рассказ на родительском собрании о начале проекта «Посткроссинг между детскими садами России» Привлечение родителей к пополнению базы сувениров, открыток, поделок, конвертов для оформления и отправки писем Привлечение родителей к отправке писем совместно с детьми Организация выставки открыток, сделанных своими руками (можно посвятить любому празднику) Викторина «Города России», «Животный мир России» и пр.(дети +родители) Участие родителей в развлечениях и праздниках, посвященных почте и всему, что с ней связано Организация акции «Письмо Деду Морозу» (дети и родители пишут письма дома, а затем во время целевой прогулки на почту дети опускают письма в почтовый ящик) Домашнее задание : «Умная прогулка или городская находилка» |
Вывод:Реализуя проект «Посткроссинг», мы понимаем насколько он важен и актуален сегодня. Ведь необходимо с детства закладывать основы гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении, необходимо учить их с любовью и уважением относиться друг к другу и своей стране. Гордиться тем, что мы живем в такой огромной и богатой традициями стране.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе, дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать ответственными людьми, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, ее истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящие свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Литература:
1. Богомягкова Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 19-23.
2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитаниедошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.-М.:АРКТИ, 2005.-144с
3. Курилова А.Н, Курамшина Ю.В Посткроссинг и букккросинг как особая форма коммуникации// Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т.11-С.3070.-URL concept.ru 2016.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112с.
5. Сайт «Постпроссинг для детей ДОУ» https://vk.com/clubposterossdou