Формирование эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Филипенко Анастасия Николаевна

Организация: МАДОУ Д/с № 3

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Аннотация: В данной работе рассматривается (особенности) характеристики эмоционального развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте, а также важность создания положительного эмоционального фона для успешной адаптации ребенка к пространственной среде и формирования взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Анализируются формы работы воспитателя с эмоциональной составляющей личности ребенка в контексте дошкольного образования.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, младший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, особенности эмоционального развития

В настоящее время эмоциональному интеллекту уделяется большое внимание. В раннем возрасте формируется основа для развития эмоциональной сферы ребенка. У малыша уже заложена природная эмоциональность, и он способен испытывать широкий спектр чувств. В течение первых трех лет жизни ребенок начинает осознавать эмоции окружающих и использовать их для достижения своих целей, а также учится управлять своими эмоциями, влияя на чувства взрослых.

Эмоциональный интеллект представляет собой набор навыков и умений, включающих в себя распознавание эмоций, понимание мотивов как своих, так и окружающих. Это способность управлять как собственными, так и чужими эмоциями.

Ранний возраст — это удивительный и волшебный период. У детей проявляются чистые и искренние эмоции. Они открыты и искренни, и все, что происходит в их маленькой душе, сразу становится заметным. На этом этапе раннего развития важно заботиться не только о физическом, но и о эмоциональном интеллекте ребенка, который находится в процессе формирования [1, с.90].

В детстве ребенок начинает осваивать разнообразие чувств и эмоций, таких как радость, злость, гнев, сопереживание и другие. Он учится контролировать их. Этот процесс является длительным и трудоемким, и требует от взрослых терпения и поддержки.

В возрасте 2-3 лет речь ребенка еще не развита, и он общается с окружающими с помощью жестов и эмоций. Эти эмоции могут быть очень яркими и интенсивными. Негативные чувства часто возникают в период адаптации, когда малыш привыкает к новым условиям в детском саду и сталкивается с временным расставанием с близкими (мамой и папой). В одно мгновение можно наблюдать широкий спектр эмоций: от грусти и слез до радости и смеха, стоит лишь отвлечь внимание. В этот период особенно важно предотвращать отклонения в эмоциональном развитии ребенка, что можно сделать, устраняя эмоциональные зажимы. В этом помогут подвижные игры, танцы и физические упражнения [4, с.35].

Технологии, такие как игровая и арт-технология, играют важную роль в нашей работе. Игровая технология является основным и ведущим видом деятельности в раннем возрасте, а также самым доступным средством для развития малыша. Игра способствует формированию познавательного интереса и обучает детей общению. Дети от природы активны и любознательны, и любое предложение об игровой деятельности, особенно если оно подано с эмоциональным подъемом со стороны педагога, не оставит их равнодушными. Игры с элементами психогимнастики способствуют формированию дружелюбных отношений между детьми, развивают чувство общности, помогают снять эмоциональное напряжение и учат управлять своими эмоциями. Кроме того, такие игры не требуют значительной подготовки или специального оборудования и могут проводиться в любое время в течение дня.

Важно помнить, что внимание детей в игре бывает очень кратковременным и нестабильным. Кроме того, часто возникают конфликты и споры из-за игрушек. Общение с взрослым (индивидуальный подход) и эмоционально насыщенное взаимодействие помогут ребенку испытать положительные эмоции. Игры и упражнения, направленные на осознание собственных эмоций, развитие навыков их выражения и адекватной реакции на них, имеют большое значение. К таким играм можно отнести «Зеркало», стенд «Мое настроение», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», а также чтение и рассказывание стихов А. Барто, таких как «Зайка», «Мишка» и «Мячик» [2, с.44].

Эмоциональный интеллект представляет собой устойчивое психо-эмоциональное состояние ребенка, которое напрямую влияет на его физическое и гармоничное развитие. Поэтому важно уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям [5, с.28].

Арт-технологии оказывают значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта. Они включают в себя такие методы, как сказкотерапия и изотерапия. Сказкотерапия насыщена разнообразными эмоциями, позволяя ребенку увидеть себя со стороны и принять на себя роль различных персонажей, а также оценить сюжет. Театрализованные игры также вызывают у детей яркие эмоциональные реакции. В нашей группе представлен широкий выбор театров, включая матрешечный, театр резиновых игрушек, настольный, ложковый, теневой и другие.

Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, родители часто испытывают тревогу по поводу его адаптации к новым условиям детского сада. Психологический климат в семье и устойчивый эмоциональный настрой являются важными факторами, которые формируются в результате семейной коммуникации. Этот климат оказывает положительное влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является фиксированным и может меняться. Каждый член семьи вносит свой вклад в создание психологического климата, и от его качества зависит дальнейшее развитие эмоциональной сферы ребенка. Поэтому поддержание благоприятного климата в семье имеет большое значение, и важно развивать коммуникативные навыки ребенка. Психологический климат в семье, а также близость и дружба между ее членами влияют на эмоциональное развитие ребенка и на то, насколько легко ему будет адаптироваться. После разъяснений, бесед и консультаций о том, как помочь ребенку в интеграции в детский коллектив, родители становятся нашими союзниками. Благодаря тесному сотрудничеству с ними у нас появился уголок уединения и другие игровые материалы [3, с.156].

Безусловно, важную роль играет создание предметно-пространственной среды, так как она стимулирует интерес к игре и развивает эмоциональную отзывчивость, а также умение взаимодействовать друг с другом и находить способы дружеского общения.

Применяя все указанные технологии в комплексе, мы сможем поэтапно и систематически достичь желаемых результатов. Используя вышеперечисленные технологии, был создан перспективный план образовательной деятельности по развитию эмоций дошкольников с учетом особенностей проявления эмоциональной отзывчивости и межличностных взаимоотношений детей группы (Приложение).

Таким образом, младший дошкольный возраст представляет собой благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. В этом возрасте дети очень восприимчивы, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей и стремятся к признанию со стороны окружающих. У них четко проявляется связь между эмоциями и процессами восприятия, мышления и воображения.

 

Список литературы:

  1. Анисимова, Н.Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре - Текст: непосредственный //Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 9. – С.89 – 92.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М: Педагогика, 1984.
  3. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей раннего возраста [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Т.С. Комарова. – М.: Дашков и К., 2008. – 156 с.
  4. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М., 1975.
  5. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1995.

 

 

Приложение

Перспективный план

Вид деятельности

Дата.

Название занятия

 

Цель занятия.

 

Предварительная работа.

 

Материалы и оборудование

Сентябрь.

Упражнение: «Подарим улыбку друг другу».

Создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе.

беседы с детьми о дружбе, взаимопомощи, чтение сказок на соответствующию тематику.

ленты

Сентябрь.

Упражнение

Удивительные эмоции (радость, грусть, веселье, удивление).

 «Гном Тимоша в гостях у детей».

создание предпосылок для развития эмоционально-положительного, содержательного общения с окружающими.

 

Фотографии, мулящи овощей

Октябрь.

Упражнение «Яблочное настроение».

Знакомство с эмоциями грусть и радость.

беседы

Муляжи яблок

Октябрь.

1.Дидактическая игра «Что тебе нравится» Внести изображения «доброго и злого гнома»

2. Игра: «Настроение в сказке».

создание у детей творческого воображения, обогащение и активизация словаря через театрализованную деятельность

чтение русских народных сказок

музыкальное сопровождение; зонтик, «речка», картонные дощечки; куклы дедушки и бабушки; изображение яйца, разрезанное на части; игрушка-зайчик; маски для сказки «Теремок»; теремок

Ноябрь.

Упражнение – игра: «У страха глаза велики...».

Знакомство  детей с новой сказкой «У страха глаза велики»

Чтение Русских народных сказок

Игрушка зайчик

Книжка сказок

Ноябрь.

нетрадиционная техника рисования "Веселые шары".

Обучение детей нетрадиционной технике рисования.

Рассматривание воздушного шара

шары, акварель, гуашь, салфетки, баночки с водой

Декабрь.

Игра - занятие: "Облачко настроения".

развитие умения детей определять настроение музыкального произведения и выражать его мимикой.

беседы

карточки-облачки с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе

Декабрь.

Дидактическая игра «Кукле Кате грустно»

«Кукла Катя идёт в детский сад. Игрушки»

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям

Игры, рассматривание игрушек

кукла, игрушки

Январь.

Упражнение «В мире эмоций».

Развитие умения видеть и понимать эмоциональное состояние

беседы

Фотографии мальчиков и девочек, иллюстрации с эмоциями: злость, смех, обида, грусть, удивление, мягкая игрушка, воздушный шарик, иголка

Январь.

Инсценировка рассказа: «Почему плакал котёнок»

Развитие у детей эмоционального отклика на переживания героя рассказа

Наблюдение, беседы

Настольный театригрушки – кот, котенок, петух, свинья.

Февраль.

Дидактическая игра.

«Угостим матрёшку чаем».

Привлечь внимание детей к самой популярной народной, деревянной игрушке-матрешке. Начинать формировать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрешкой.

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства в ДОУ. Игры с матрешками.

Игрушки-матрешки.

Февраль. Рисование.

«Сарафан для матрешки».

Продолжать привлекать внимание  детей к народной игрушке, ее внешнему облику.Вызвать эмоциональную отзывчивость, чувство радости. Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии народной игрушки, развивать у детей ориентировку на плоскости бумаги, умение работать тычками.

Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками.

Образцы матрешек. Силуэт сарафана Варианты композиций

Март.  Лепка.

«Чупа-чупсы для Матрёшки»

Продолжать формировать у детей интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Продолжать вызывать интерес к действиямс пластическими материалами. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Игры с матрешкой. Чтение стихотворения.

Соленое тесто, салфетки, стека, доска.

Март.

Музыкально-игровое занятие

«Музыкальные народные инструменты»

Обогащать музыкальный опыт детей; приобщать к слушанию веселых и спокойных мелодий в различном исполнении; учить узнавать знакомые музыкальные инструменты по тембровому звучанию; вызывать желание слушать музыку в исполнении народных инструментов (бубен, балалайка, дудочка).

Разучивание песни "Есть у киски глазки", «Петушок" знакомство с музыкальным приветствием» Здравствуйте, ладошки!".

фортепиано, аудиозаписи, погремушки, игрушки кукольного театра - кошка, петушок, заяц, собака.

Апрель. Рисование.

«Дымковская птичка ».

Продолжать формировать у  детей интерес к   народной игрушке. Учить детей  оформлению дымковских силуэтов с помощью тычка, называть цвет краски которыми дети рисуют.

Рассматривание дымковских игрушек: курочек и петушков. Игры-развлечения с народными игрушками

Силуэты петушков и курочек, стаканчики с водой, тычки, гуашевые краски, салфетки.

Апрель.

Дидактическая игра

Игра с косынками.

Развитие памяти, внимания.

 

Косынки

Май.

Дидактическая игра

«Подбери петушку зернышко».

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Рассматривание

игрушки: петушок.

Чтение сказок.

Подвижные игры.

Ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.

Май. Аппликация

обрывная из салфеточной бумаги.

«Морковка для заюшки».

Продолжать формироватьу детей интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, познакомитьс овощами. Учить детей создавать образ морковки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски бумаги оранжевого цвета на кусочки и приклеиватьих мозаично на силуэт. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Игры с богородской игрушкой «Заяц с морковкой». Рассматривание овощей.

Силуэт моркови светло-жёлтого цвета, цветная бумага, кисти, клейстер, салфетки.

Май.

Развлечение.

1.Развлечение: «Гномы в гостях у ребят».

Вызывать эмоциональный отклик на зрелищное представление; вовлекать в ролевое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора; учить выражать доброжелательность к свертсникам.

 

домик для большого гнома, листочки, мешочек.

 

Опубликовано: 12.09.2024