Формирование эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Филипенко Анастасия Николаевна
Организация: МАДОУ Д/с № 3
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Аннотация: В данной работе рассматривается (особенности) характеристики эмоционального развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте, а также важность создания положительного эмоционального фона для успешной адаптации ребенка к пространственной среде и формирования взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Анализируются формы работы воспитателя с эмоциональной составляющей личности ребенка в контексте дошкольного образования.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, младший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, особенности эмоционального развития
В настоящее время эмоциональному интеллекту уделяется большое внимание. В раннем возрасте формируется основа для развития эмоциональной сферы ребенка. У малыша уже заложена природная эмоциональность, и он способен испытывать широкий спектр чувств. В течение первых трех лет жизни ребенок начинает осознавать эмоции окружающих и использовать их для достижения своих целей, а также учится управлять своими эмоциями, влияя на чувства взрослых.
Эмоциональный интеллект представляет собой набор навыков и умений, включающих в себя распознавание эмоций, понимание мотивов как своих, так и окружающих. Это способность управлять как собственными, так и чужими эмоциями.
Ранний возраст — это удивительный и волшебный период. У детей проявляются чистые и искренние эмоции. Они открыты и искренни, и все, что происходит в их маленькой душе, сразу становится заметным. На этом этапе раннего развития важно заботиться не только о физическом, но и о эмоциональном интеллекте ребенка, который находится в процессе формирования [1, с.90].
В детстве ребенок начинает осваивать разнообразие чувств и эмоций, таких как радость, злость, гнев, сопереживание и другие. Он учится контролировать их. Этот процесс является длительным и трудоемким, и требует от взрослых терпения и поддержки.
В возрасте 2-3 лет речь ребенка еще не развита, и он общается с окружающими с помощью жестов и эмоций. Эти эмоции могут быть очень яркими и интенсивными. Негативные чувства часто возникают в период адаптации, когда малыш привыкает к новым условиям в детском саду и сталкивается с временным расставанием с близкими (мамой и папой). В одно мгновение можно наблюдать широкий спектр эмоций: от грусти и слез до радости и смеха, стоит лишь отвлечь внимание. В этот период особенно важно предотвращать отклонения в эмоциональном развитии ребенка, что можно сделать, устраняя эмоциональные зажимы. В этом помогут подвижные игры, танцы и физические упражнения [4, с.35].
Технологии, такие как игровая и арт-технология, играют важную роль в нашей работе. Игровая технология является основным и ведущим видом деятельности в раннем возрасте, а также самым доступным средством для развития малыша. Игра способствует формированию познавательного интереса и обучает детей общению. Дети от природы активны и любознательны, и любое предложение об игровой деятельности, особенно если оно подано с эмоциональным подъемом со стороны педагога, не оставит их равнодушными. Игры с элементами психогимнастики способствуют формированию дружелюбных отношений между детьми, развивают чувство общности, помогают снять эмоциональное напряжение и учат управлять своими эмоциями. Кроме того, такие игры не требуют значительной подготовки или специального оборудования и могут проводиться в любое время в течение дня.
Важно помнить, что внимание детей в игре бывает очень кратковременным и нестабильным. Кроме того, часто возникают конфликты и споры из-за игрушек. Общение с взрослым (индивидуальный подход) и эмоционально насыщенное взаимодействие помогут ребенку испытать положительные эмоции. Игры и упражнения, направленные на осознание собственных эмоций, развитие навыков их выражения и адекватной реакции на них, имеют большое значение. К таким играм можно отнести «Зеркало», стенд «Мое настроение», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», а также чтение и рассказывание стихов А. Барто, таких как «Зайка», «Мишка» и «Мячик» [2, с.44].
Эмоциональный интеллект представляет собой устойчивое психо-эмоциональное состояние ребенка, которое напрямую влияет на его физическое и гармоничное развитие. Поэтому важно уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям [5, с.28].
Арт-технологии оказывают значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта. Они включают в себя такие методы, как сказкотерапия и изотерапия. Сказкотерапия насыщена разнообразными эмоциями, позволяя ребенку увидеть себя со стороны и принять на себя роль различных персонажей, а также оценить сюжет. Театрализованные игры также вызывают у детей яркие эмоциональные реакции. В нашей группе представлен широкий выбор театров, включая матрешечный, театр резиновых игрушек, настольный, ложковый, теневой и другие.
Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, родители часто испытывают тревогу по поводу его адаптации к новым условиям детского сада. Психологический климат в семье и устойчивый эмоциональный настрой являются важными факторами, которые формируются в результате семейной коммуникации. Этот климат оказывает положительное влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является фиксированным и может меняться. Каждый член семьи вносит свой вклад в создание психологического климата, и от его качества зависит дальнейшее развитие эмоциональной сферы ребенка. Поэтому поддержание благоприятного климата в семье имеет большое значение, и важно развивать коммуникативные навыки ребенка. Психологический климат в семье, а также близость и дружба между ее членами влияют на эмоциональное развитие ребенка и на то, насколько легко ему будет адаптироваться. После разъяснений, бесед и консультаций о том, как помочь ребенку в интеграции в детский коллектив, родители становятся нашими союзниками. Благодаря тесному сотрудничеству с ними у нас появился уголок уединения и другие игровые материалы [3, с.156].
Безусловно, важную роль играет создание предметно-пространственной среды, так как она стимулирует интерес к игре и развивает эмоциональную отзывчивость, а также умение взаимодействовать друг с другом и находить способы дружеского общения.
Применяя все указанные технологии в комплексе, мы сможем поэтапно и систематически достичь желаемых результатов. Используя вышеперечисленные технологии, был создан перспективный план образовательной деятельности по развитию эмоций дошкольников с учетом особенностей проявления эмоциональной отзывчивости и межличностных взаимоотношений детей группы (Приложение).
Таким образом, младший дошкольный возраст представляет собой благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. В этом возрасте дети очень восприимчивы, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей и стремятся к признанию со стороны окружающих. У них четко проявляется связь между эмоциями и процессами восприятия, мышления и воображения.
Список литературы:
- Анисимова, Н.Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре - Текст: непосредственный //Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 9. – С.89 – 92.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М: Педагогика, 1984.
- Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей раннего возраста [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Т.С. Комарова. – М.: Дашков и К., 2008. – 156 с.
- Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М., 1975.
- Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1995.
Приложение
Перспективный план
Вид деятельности Дата. |
Название занятия
|
Цель занятия.
|
Предварительная работа.
|
Материалы и оборудование |
Сентябрь. |
Упражнение: «Подарим улыбку друг другу». |
Создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе. |
беседы с детьми о дружбе, взаимопомощи, чтение сказок на соответствующию тематику. |
ленты |
Сентябрь. |
Упражнение Удивительные эмоции (радость, грусть, веселье, удивление). «Гном Тимоша в гостях у детей». |
создание предпосылок для развития эмоционально-положительного, содержательного общения с окружающими. |
|
Фотографии, мулящи овощей |
Октябрь. |
Упражнение «Яблочное настроение». |
Знакомство с эмоциями грусть и радость. |
беседы |
Муляжи яблок |
Октябрь. |
1.Дидактическая игра «Что тебе нравится» Внести изображения «доброго и злого гнома» 2. Игра: «Настроение в сказке». |
создание у детей творческого воображения, обогащение и активизация словаря через театрализованную деятельность |
чтение русских народных сказок |
музыкальное сопровождение; зонтик, «речка», картонные дощечки; куклы дедушки и бабушки; изображение яйца, разрезанное на части; игрушка-зайчик; маски для сказки «Теремок»; теремок |
Ноябрь. |
Упражнение – игра: «У страха глаза велики...». |
Знакомство детей с новой сказкой «У страха глаза велики» |
Чтение Русских народных сказок |
Игрушка зайчик Книжка сказок |
Ноябрь. |
нетрадиционная техника рисования "Веселые шары". |
Обучение детей нетрадиционной технике рисования. |
Рассматривание воздушного шара |
шары, акварель, гуашь, салфетки, баночки с водой |
Декабрь. |
Игра - занятие: "Облачко настроения". |
развитие умения детей определять настроение музыкального произведения и выражать его мимикой. |
беседы |
карточки-облачки с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе |
Декабрь. |
Дидактическая игра «Кукле Кате грустно» «Кукла Катя идёт в детский сад. Игрушки» |
Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям |
Игры, рассматривание игрушек |
кукла, игрушки |
Январь. |
Упражнение «В мире эмоций». |
Развитие умения видеть и понимать эмоциональное состояние |
беседы |
Фотографии мальчиков и девочек, иллюстрации с эмоциями: злость, смех, обида, грусть, удивление, мягкая игрушка, воздушный шарик, иголка |
Январь. |
Инсценировка рассказа: «Почему плакал котёнок» |
Развитие у детей эмоционального отклика на переживания героя рассказа |
Наблюдение, беседы |
Настольный театригрушки – кот, котенок, петух, свинья. |
Февраль. Дидактическая игра. |
«Угостим матрёшку чаем». |
Привлечь внимание детей к самой популярной народной, деревянной игрушке-матрешке. Начинать формировать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрешкой. |
Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства в ДОУ. Игры с матрешками. |
Игрушки-матрешки. |
Февраль. Рисование. |
«Сарафан для матрешки». |
Продолжать привлекать внимание детей к народной игрушке, ее внешнему облику.Вызвать эмоциональную отзывчивость, чувство радости. Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии народной игрушки, развивать у детей ориентировку на плоскости бумаги, умение работать тычками. |
Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками. |
Образцы матрешек. Силуэт сарафана Варианты композиций |
Март. Лепка. |
«Чупа-чупсы для Матрёшки» |
Продолжать формировать у детей интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Продолжать вызывать интерес к действиямс пластическими материалами. Развивать чувство формы, мелкую моторику. |
Игры с матрешкой. Чтение стихотворения. |
Соленое тесто, салфетки, стека, доска. |
Март. Музыкально-игровое занятие |
«Музыкальные народные инструменты» |
Обогащать музыкальный опыт детей; приобщать к слушанию веселых и спокойных мелодий в различном исполнении; учить узнавать знакомые музыкальные инструменты по тембровому звучанию; вызывать желание слушать музыку в исполнении народных инструментов (бубен, балалайка, дудочка). |
Разучивание песни "Есть у киски глазки", «Петушок" знакомство с музыкальным приветствием» Здравствуйте, ладошки!". |
фортепиано, аудиозаписи, погремушки, игрушки кукольного театра - кошка, петушок, заяц, собака. |
Апрель. Рисование. |
«Дымковская птичка ». |
Продолжать формировать у детей интерес к народной игрушке. Учить детей оформлению дымковских силуэтов с помощью тычка, называть цвет краски которыми дети рисуют. |
Рассматривание дымковских игрушек: курочек и петушков. Игры-развлечения с народными игрушками |
Силуэты петушков и курочек, стаканчики с водой, тычки, гуашевые краски, салфетки. |
Апрель. Дидактическая игра |
Игра с косынками. |
Развитие памяти, внимания. |
|
Косынки |
Май. Дидактическая игра |
«Подбери петушку зернышко». |
Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. |
Рассматривание игрушки: петушок. Чтение сказок. Подвижные игры. |
Ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета. |
Май. Аппликация обрывная из салфеточной бумаги. |
«Морковка для заюшки». |
Продолжать формироватьу детей интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, познакомитьс овощами. Учить детей создавать образ морковки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски бумаги оранжевого цвета на кусочки и приклеиватьих мозаично на силуэт. Развивать чувство формы, мелкую моторику. |
Игры с богородской игрушкой «Заяц с морковкой». Рассматривание овощей. |
Силуэт моркови светло-жёлтого цвета, цветная бумага, кисти, клейстер, салфетки. |
Май. Развлечение. |
1.Развлечение: «Гномы в гостях у ребят». |
Вызывать эмоциональный отклик на зрелищное представление; вовлекать в ролевое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора; учить выражать доброжелательность к свертсникам. |
|
домик для большого гнома, листочки, мешочек. |