Нейроигры и упражнения как эффективный способ развития речи детей с ТНР
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Баженова Екатерина Александровна
Организация: МБ ДОУ «Детский сад № 10»
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Аннотация: в докладе раскрывается один из инновационных методов развития речи детей старшего дошкольного возраста через использование нейроигр и упражнений.
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с
ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для детей необходимо внедрять инновационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
В последнее время особое внимание в педагогической практике уделяется таким формам работы, как нейроигры и упражнения, которые успешно применяются для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Ученые отмечают взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Преимущества использования нейроигр в педагогической практике:
– эмоциональная привлекательность;
– игровая форма;
– многофункциональность;
– автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
– формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
– формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом, между детьми.
При выборе нейроигр для детей с речевыми нарушениями важно учитывать их возраст и индивидуальные особенности. Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Актуальность использования в работе с дошкольниками нейроигр обусловлена тем, что они являются доступным средством, они универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки к проведению.
Условно можно выделить 3 группы нейропсихологических игр и упражнений.
1. Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок-терапию, самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение.
2. Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу головного мозга. Один из вариантов: чередование рук с проговариванием звуков, слогов и слов. Например: упражнение «Ухо – нос».
3. Направленные на улучшение самоконтроля:
– «Зеркальное рисование» – когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи;
– использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками;
– игра «Кулак-ладонь» – когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.