Нейроигры и упражнения как эффективный способ развития речи детей с ТНР

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Баженова Екатерина Александровна

Организация: МБ ДОУ «Детский сад № 10»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Аннотация: в докладе раскрывается один из инновационных методов развития речи детей старшего дошкольного возраста через использование нейроигр и упражнений.

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с

ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для детей необходимо внедрять инновационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В последнее время особое внимание в педагогической практике уделяется таким формам работы, как нейроигры и упражнения, которые успешно применяются для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Ученые отмечают взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

Преимущества использования нейроигр в педагогической практике:

– эмоциональная привлекательность;

– игровая форма;

– многофункциональность;

– автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

– формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

– формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом, между детьми.

При выборе нейроигр для детей с речевыми нарушениями важно учитывать их возраст и индивидуальные особенности. Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Актуальность использования в работе с дошкольниками нейроигр обусловлена тем, что они являются доступным средством, они универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки к проведению.

Условно можно выделить 3 группы нейропсихологических игр и упражнений.

1. Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок-терапию, самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение.

2. Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу головного мозга. Один из вариантов: чередование рук с проговариванием звуков, слогов и слов. Например: упражнение «Ухо – нос».

3. Направленные на улучшение самоконтроля:

– «Зеркальное рисование» – когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи;

– использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками;

– игра «Кулак-ладонь» – когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.

Опубликовано: 13.11.2024