Использование здоровьесберегающих технологий во 2 младшей группе
Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ
Автор: Сапегина Елена Владимировна
Организация: МАДОУ «Гардарика»
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
* обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре;
* развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал;
* формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность;
*укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, создавать условия для формирования правильной осанки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности;
* закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя полезные привычки, приобщать к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
- Формирование необходимости заботиться о своем здоровье
1. Утренняя гимнастика, Физкультурные занятия
Каждый день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
2. Дыхательная гимнастика.
Существует множество вариантов дыхательной гимнастики для детей.
Эти упражнения помогут укрепить физиологическое дыхание, развить плавный, длительный выдох, сформировать дыхательный аппарат.
3. Гимнастика для глаз
Цель гимнастики для глаз: Общее оздоровление зрительного аппарата, укрепление глазных мышц, снятие общего напряжения, утомления.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
4. Пальчиковая гимнастика
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка
Пальчиковую гимнастику проводим ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто используем в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего.
5. Игровой массаж и самомассаж.
С детьми выполняются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, сжимание резиновых игрушек разной плотности
После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.
6. Су - Джок терапия
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
7. Гимнастика после сна.
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
8. Воспитание культурно-гигиенических навыков
Более сильным является закаливание водой. Умывание водой.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после игр, занятий, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.
9. Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
1) Центр двигательной активности детей
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки, мячи
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно,
-пластмассовые гантели,
-массажные мячи, ленточки,
- кольцеброс,
-кегли для сбивания мячиком,
-тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания,
- детский массажер из контейнеров от киндера – сюрприз
- массажные перчатки,
- мешочки для метания
- бильбоке
- массажеры
Также в группе имеются пособия для развития мелкой моторики рук разнообразные «шнуровки», сортер стаканчики
-картотеки по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,
В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т. д.
Перспектива
Продолжить работу по здоровьесберегающим технологиям, март посадка лука на зелень, оздоровление фруктами. Через работу с родителями.
Список литературы:
1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народной образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
5. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.
7. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
9. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
10. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сера, 2005.
11. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.