Нетрадиционные техники рисования
Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования
Автор: Можаева Елена Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад № 21
Населенный пункт: Приморский край, г. Артем
Автор: Кальченко Светлана Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад № 21
Населенный пункт: Приморский край, г. Артем
«И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует….»
Валентин Берестов
Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания.
Нетрадиционные техники рисования - это важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное научить реализовывать свои замыслы.
- Применение нетрадиционных техник в изодеятельности.
- способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
- стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;
- дает возможность экспериментировать
- развивает тактильную чувствительность, цветоразличие
- способствует развитию зрительно-моторной координации;
- не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
- развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.
Актуальность
- Одна из важных задач педагогической теории и практики -формирование творческой личности. Разнообразие детской деятельности успешно влияет на разностороннее развитие ребенка.
- Рисование – это важное средство познание мира, развитие творческого, эстетического восприятия, оно связано с творческой, практической, самостоятельной деятельностью ребенка. В рисовании дети развивают определенные способности: умение ориентироваться в пространстве, зрительно оценивать формы, чувствовать цвет. Занятия рисованием доставляет детям радость, положительный настрой на окончательный результат в работе над рисунком. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует развитию инициативы, самостоятельности благоприятное отношение к деятельности. Результат в изобразительной деятельности увлекателен, завораживающий.
- Итог работы удивляет и радует детей, каждый рисунок, индивидуален и неповторим.
Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изодеятельности в простую и весёлую забаву. Не нужно вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы. Потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагогам в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. В нетрадиционном творчестве получаются красивые, замечательные картины, рисунки, поделки. Ребёнку понравятся занятия в нетрадиционной технике, и он потянется к искусству, когда почувствует что может творить красоту своими руками.
Нетрадиционные способы изображения в рисовании
Способы изображения
- Рисование штампом (тычковое рисование, оттиск
- Рисунок своими руками (пальцами, ладошкой)
- Монотопия
- Пластилинография
- Кляксография
- Рисование расчёской
- Рисование с помощью изоленты
- Граттаж
- Раздувание краски
- Рисование свечой
- И многое другое
Цель: развитие детского творчества посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада
Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского
- Рисование пальчиками
- Оттиск печатками из картофеля
- Рисование ватной палочкой
- Оттиск пробкой
Средняя группа (4-5 лет)
- оттиск поролоном
- оттиск печатками из ластика,
- листьев
- восковые мелки + акварель
- свеча +акварель
- рисование мятой бумагой
В старшем дошкольном Возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- - печать поролоном;
- - восковые мелки + акварель;
- - свеча + акварель;
- - отпечатки листьев;
- - рисунки из ладошки;
- - рисование ватными палочками;
- - с помощью ватных дисков;
- - кляксография с трубочкой.
- -рисование мыльными пузырями;
- -рисование мятой бумагой;
- -монотипия пейзажная;
- -печать по трафарету;
- -монотипия предметная;
- -пластилинография.
- -рисование на пищевой плёнке
- -рисование солью (манкой)
Ладошки –рисунок своими руками от 2х лет
В детском саду на занятии по изодеятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, трудно провести линию, круг…поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы – рисунки в технике рисования ладошками.
Оттиск поролоном- от 4х лет
Рисование поролоновой губкой удобно тем, что позволяет создать внятные изображения за кроткое время. При использовании вспомогательного приспособления дошкольник видит, что рисование – занятие не сложное, начинает чувствовать себя настоящим художником.
Отпечатки листьев от 5 лет
Такое выполнение работы всегда смотрится интересно и креативно, будь то ребенку 2 года или 7 лет, такое занятие всегда интересно и приносит массу удовольствия. Творческое занятие приносит массу удовольствия и может заинтересовать даже тех малышей, которые не любят рисовать принципе.
Тампонирование ватными палочками ОТ 2Х ЛЕТ
Рисование ватными палочками (пуантилизм) вызывает интерес не только у маленьких детей, но и у школьников, даже взрослых. Для малышей – это промежуточная стадия знакомства с изобразительными средствами (между пальчиком и кистью), для старших художников – оригинальная техника создания рисунков. Рисование косметическими палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику, помогает в изучении цветов, окружающих объектов.
Восковые мелки (свеча) + акварель ОТ 4Х ЛЕТ
Рисование восковыми мелками и акварелью — это смешанная техника живописи акварелью и воском. Она не требует особых умений и в то же время создает очень яркий эффект, благодаря чему получила большое распространение в детском творчестве. Однако ее можно использовать и в более сложных по уровню рисунках для декоративных целей или в качестве дополнения к своей картине.
Суть техники заключается в нанесении воском линий, поверх которых кладется акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счет чего создается эффект «свечения» рисунка. Хороша в этой технике подручность используемых материалов: восковые мелки можно взять из детского набора, а порой даже использовать свечной воск; акварель также можно взять самую простую.
Кляксография обычная ОТ 4Х ЛЕТ
Для детей дошкольного возраста крайне важно развивать воображение. В этом помогают сказки, игры, творческие задачки, а также изобразительное искусство. К нетрадиционным методам относится кляксография – техника рисования для детей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы
Кляксография с трубочкой
Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться
Рисование крупой (солью) от шести лет
Рисование солью – интересная и несложная техника изобразительного искусства, позволяющая создавать объемные, красиво переливающиеся изображения. При таком рисовании нет ограничений в проявлении фантазии. Занятие раскрывает творческие способности, формирует интерес к художественному труду. Нетрадиционная техника рисования солью предназначена для дошкольников 3-6 лет, ее могут использовать педагоги в детском саду и родители дома.
Граттаж (грунтованный лист) 5 ЛЕТ
"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название, и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".
Рисование по мокрому ОТ 5 ЛЕТ
Техника «Акварель по-сырому» имеет несколько схожих между собой названий. Такие понятия, как «Рисунок по-сырому», техника «мокрым-по-мокрому», или техника мокрой акварели. Эти термины относятся к одному понятию.
Речь идет об особой технике рисования, характерной исключительно для акварельных красок или для гуаши. Суть ее заключается в том, что перед нанесением слоя краски бумага обильно смачивается водой. Ребёнок должен быть точен в выборе цветов, иначе реальная картина будет искажена.
Рисование с помощью изоленты с 5 лет
Этот способ рисования позволит вам вместе с ребенком сделать замечательную картину, которой можно украсить любую комнату в вашем доме. Результат вашей совместной творческой деятельности будет соответствовать последним веяниям моды, потому что такие картины смотрятся очень стильно и красочно!
Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать абстрактные картины
Пластилинография.
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать.
Техника рисования на пищевой пленке.
Пищевую пленку натягивают между двух, трех стоек, ножек стола и разглаживают, рисуют на самой пленке красками (акварелью или гуашью) с использованием кисточек или губки. Это очень увлекает, забавляет детей т. к. дети рисуют стоя, а не сидя на стульчиках, не на обычных листах бумаги. Детям очень нравится такой способ рисования. Это развивает воображение, эстетический вкус, дети учатся сочетать и смешивать оттенки. А также эту технику рисования можно использовать на свежем воздухе (летом) на прогулке. Это становится для детей более интереснее, развивает воображение, дает полную свободу к самовыражению.
Рекомендации педагогам
- используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
- в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
- повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения