Нетрадиционные техники рисования

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Можаева Елена Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 21

Населенный пункт: Приморский край, г. Артем

Автор: Кальченко Светлана Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 21

Населенный пункт: Приморский край, г. Артем

«И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует….»

Валентин Берестов

 

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания.

 

Нетрадиционные техники рисования  - это важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.  А самое главное научить реализовывать свои замыслы.

 

  • Применение нетрадиционных техник в изодеятельности.
  • способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
  • стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;
  • дает возможность экспериментировать
  • развивает тактильную чувствительность, цветоразличие
  • способствует развитию зрительно-моторной координации;
  • не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
  • развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

 

Актуальность

 

  • Одна из важных задач педагогической теории и практики -формирование творческой личности. Разнообразие детской деятельности успешно влияет на разностороннее развитие ребенка.
  • Рисование – это важное средство познание мира, развитие творческого, эстетического восприятия, оно связано с творческой, практической, самостоятельной деятельностью ребенка. В рисовании дети развивают определенные способности: умение ориентироваться в пространстве, зрительно оценивать формы, чувствовать цвет. Занятия рисованием доставляет детям радость, положительный настрой на окончательный результат в работе над рисунком. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует развитию инициативы, самостоятельности благоприятное отношение к деятельности. Результат в изобразительной деятельности увлекателен, завораживающий.
  •  Итог работы удивляет и радует детей, каждый рисунок, индивидуален и неповторим.

 

Нетрадиционное рисование – это не значит  что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изодеятельности  в простую и весёлую забаву. Не нужно вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы. Потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагогам в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. В нетрадиционном творчестве получаются красивые, замечательные картины, рисунки, поделки. Ребёнку понравятся занятия в нетрадиционной технике, и он потянется к искусству, когда почувствует что может творить красоту своими руками.

 

Нетрадиционные способы изображения в рисовании

Способы изображения

  • Рисование штампом (тычковое рисование, оттиск
  • Рисунок своими руками (пальцами, ладошкой)
  • Монотопия
  • Пластилинография
  • Кляксография
  • Рисование расчёской
  • Рисование с помощью изоленты
  • Граттаж
  • Раздувание краски
  • Рисование свечой
  • И многое другое

 

Цель: развитие детского творчества посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

-расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада

 

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского

  • Рисование пальчиками
  • Оттиск печатками из картофеля                   
  •  Рисование ватной палочкой
  •  Оттиск пробкой

 

Средняя группа (4-5 лет)

  • оттиск поролоном
  • оттиск печатками из ластика,
  • листьев
  •  восковые мелки + акварель
  • свеча +акварель
  •  рисование мятой бумагой

 

В старшем дошкольном Возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • - печать поролоном;
  • - восковые мелки + акварель;
  • - свеча + акварель;
  • - отпечатки листьев;
  • - рисунки из ладошки;
  • - рисование ватными палочками;
  • - с помощью ватных дисков;
  • - кляксография с трубочкой.
  • -рисование мыльными пузырями;
  • -рисование мятой бумагой;
  • -монотипия пейзажная;
  • -печать по трафарету;
  • -монотипия предметная;
  • -пластилинография.
  • -рисование на пищевой плёнке
  • -рисование солью (манкой)

Ладошки –рисунок своими руками от 2х лет

В детском саду на занятии по изодеятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, трудно провести линию, круг…поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы – рисунки в технике рисования ладошками.

                      Оттиск поролоном- от 4х лет

Рисование поролоновой губкой удобно тем, что позволяет создать внятные изображения за кроткое время. При использовании вспомогательного приспособления дошкольник видит, что рисование – занятие не сложное, начинает чувствовать себя настоящим художником.

                       Отпечатки листьев от 5 лет

Такое выполнение работы всегда смотрится интересно и креативно, будь то ребенку 2 года или 7 лет, такое занятие всегда интересно и приносит массу удовольствия. Творческое занятие приносит массу удовольствия и может заинтересовать даже тех малышей, которые не любят рисовать принципе.
 

Тампонирование ватными палочками ОТ 2Х ЛЕТ

Рисование ватными палочками (пуантилизм) вызывает интерес не только у маленьких детей, но и у школьников, даже взрослых. Для малышей – это промежуточная стадия знакомства с изобразительными средствами (между пальчиком и кистью), для старших художников – оригинальная техника создания рисунков. Рисование косметическими палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику, помогает в изучении цветов, окружающих объектов.

Восковые мелки (свеча) + акварель ОТ 4Х ЛЕТ

Рисование восковыми мелками и акварелью — это смешанная техника живописи акварелью и воском. Она не требует особых умений и в то же время создает очень яркий эффект, благодаря чему получила большое распространение в детском творчестве. Однако ее можно использовать и в более сложных по уровню рисунках для декоративных целей или в качестве дополнения к своей картине.

Суть техники заключается в нанесении воском линий, поверх которых кладется акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счет чего создается эффект «свечения» рисунка. Хороша в этой технике подручность используемых материалов: восковые мелки можно взять из детского набора, а порой даже использовать свечной воск; акварель также можно взять самую простую.

 

Кляксография обычная ОТ 4Х ЛЕТ

Для детей дошкольного возраста крайне важно развивать воображение. В этом помогают сказки, игры, творческие задачки, а также изобразительное искусство. К нетрадиционным методам относится кляксография – техника рисования для детей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы

Кляксография с трубочкой

Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться

 

Рисование крупой (солью) от шести лет

Рисование солью – интересная и несложная техника изобразительного искусства, позволяющая создавать объемные, красиво переливающиеся изображения. При таком рисовании нет ограничений в проявлении фантазии. Занятие раскрывает творческие способности, формирует интерес к художественному труду. Нетрадиционная техника рисования солью предназначена для дошкольников 3-6 лет, ее могут использовать педагоги в детском саду и родители дома.

 

Граттаж (грунтованный лист) 5 ЛЕТ

"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название, и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".

Рисование по мокрому ОТ 5 ЛЕТ

Техника «Акварель по-сырому» имеет несколько схожих между собой названий. Такие понятия, как «Рисунок по-сырому», техника «мокрым-по-мокрому», или техника мокрой акварели. Эти термины относятся к одному понятию.

Речь идет об особой технике рисования, характерной исключительно для акварельных красок или для гуаши. Суть ее заключается в том, что перед нанесением слоя краски бумага обильно смачивается водой. Ребёнок должен быть точен в выборе цветов, иначе реальная картина будет искажена.

Рисование с помощью изоленты с 5 лет

Этот способ рисования позволит вам вместе с ребенком сделать замечательную картину, которой можно украсить любую комнату в вашем доме. Результат вашей совместной творческой деятельности будет соответствовать последним веяниям моды, потому что такие картины смотрятся очень стильно и красочно!

Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать абстрактные картины

 Пластилинография.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать.

Техника рисования на пищевой пленке.

Пищевую пленку натягивают между двух, трех стоек, ножек стола и разглаживают, рисуют на самой пленке красками (акварелью или гуашью) с использованием кисточек или губки. Это очень увлекает, забавляет детей т. к. дети рисуют стоя, а не сидя на стульчиках, не на обычных листах бумаги. Детям очень нравится такой способ рисования. Это развивает воображение, эстетический вкус, дети учатся сочетать и смешивать оттенки. А также эту технику рисования можно использовать на свежем воздухе (летом) на прогулке. Это становится для детей более интереснее, развивает воображение, дает полную свободу к самовыражению.

Рекомендации педагогам

  • используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
  • в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
  • повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения
Опубликовано: 23.01.2025