Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи
Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ
Автор: Родякина Екатерина Викторовна
Организация: МБОУ Школа № 18 ДО №40
Населенный пункт: Московская область, г. Балашиха
Проблема здоровья детей сохраняет свою остроту в системе дошкольного образования. Наряду с работой по закаливанию, развитию основных видов движений часто оказывается так, что для полноценного физического развития дошкольников обеспечения профилактических мер недостаточно. Нельзя забывать о тех воспитанниках, которые уже имеют нарушения в состоянии здоровья, в работе с которыми необходимо использовать иные, отличающиеся от профилактических, формы, методы и приемы воздействия. Именно это направление деятельности педагогов образовательного учреждения можно охарактеризовать с позиции коррекционно-оздоровительной.
Детство – благоприятный период для обучения, коррекции и освоения правил сохранения и укрепления здоровья. При этом физическое воспитание и развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование не только функций организма ребенка, но и на полноценное развитие его основных движений, навыков и двигательно-слуховой (зрительной) памяти.
Как показывают медицинские данные, одно из ведущих мест среди различных отклонений в состоянии здоровья занимает ортопедическая патология: около 60% детей имеют различные нарушения осанки, а 20-40% детей − уплотнение свода стопы, ведущее к плоскостопию. На момент внедрения коррекционно-оздоровительного направления в систему физического воспитания в нашем дошкольном учреждении у 61% детей были выявлены нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Эти данные о состоянии здоровья дошкольников определили необходимость организации коррекционно-оздоровительного направления, нацеленного на коррекцию и профилактику ортопедических нарушений, на содействие полноценному физическому развитию дошкольников.
Несомненно, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением в деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производственно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошим окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение детей.
Здоровый ребенок — это эталон и практически достижимая норма детского развития, вот ориентир педагогики оздоровления в целом.
Цель коррекционно-оздоровительной работы – это формирование двигательной сферы, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, коррекции и профилактики ее нарушений.
Для достижения поставленной цели решаются комплексные задачи:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в ДОО;
- реализация системы коррекционно-оздоровительной работы;
- формирование у детей ценностного отношения здоровью и ЗОЖ.
Результаты исследования и их обсуждение.
Результаты исследований указывают на значение физкультурных занятий при решении как общих, так и коррекционных задач. У детей дошкольного возраста наблюдается высокая статистическая выносливость скелетных мышц, что свидетельствует о развитости мышечной системы. Коррекционное воздействие создает предпосылки для формирования осанки и свода стоп, брюшных мышц. В процессе коррекционной работы использование физических упражнений, направленных на укрепление мышц спины, стопы и брюшного пресса, дает возможность решить проблему физического воспитания детей дошкольного возраста: гармоничное развитие скелетных мышц.
В ходе исследования выявлено, что после внедрения коррекционно-оздоровительной работы, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, нарушения осанки наблюдаются у 42% детей, а уплотнение свода стопы у 25% дошкольников, что свидетельствует о положительном влиянии коррекционно-оздоровительного направления для коррекции и профилактики отклонений в физическом развитии детей.
Известно, что здоровье ребенка во многом зависит от правильной организации в ДОО воспитательно-образовательной работы по охране, укреплению и коррекции физического здоровья дошкольника. Поэтому проблема оздоровления детей, снижения общей заболеваемости должна решаться целенаправленно систематически спланированной работой педагогического коллектива образовательного учреждения на научной основе, с опорой на диагностические методики и коррекционную работу, при совершенствовании методов и приемов педагогического взаимодействия с личностью дошкольника, позволяя сделать воспитательно-образовательный процесс эффективным и управляемым. При этом основополагающим принципом коррекционно-оздоровительной работы является раннее выявление и коррекция отклонений в состоянии здоровья и в физическом развитии дошкольников, что дает возможность спланировать коррекционно-оздоровительную работу с целью ослабления или предотвращения последствия того или иного отклонения в развитии дошкольника. Именно такой подход к оздоровлению детей поможет вырастить здорового человека, способного активно участвовать в жизни общества .
Неотъемлемой частью нашей педагогической работы является охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре предусмотрены диагностические действия узких специалистов детской поликлиники.
Прежде всего, большое внимание уделяется диагностике выявления отклонений в состоянии здоровья и в физическом развитии детей. При этом коррекционно-оздоровительная работа направлена на формирование правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, на развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости и силы, а также на приобщение к здоровому образу жизни и развитие интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию морально-волевых качеств личности дошкольника.
Одним из условий продуктивной работы с ослабленными детьми является достижение оздоровительных эффектов преимущественно опосредованным способом - через работу с психомоторной сферой ребенка.
Результат обеспечивается, во-первых, при организации системы оздоровительных мероприятий на двигательной игровой основе, а во-вторых, при создании условий самокоррекции психосоматического состояния. Благодаря этому ребенок становится подлинным субъектом коррекционно-оздоровительной работы, полноправно разделяя эту функцию со взрослыми.
Все эти условия являются отправной точкой для составления комплексов упражнений, нацеленных на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, на коррекцию осанки, на отбор и модификацию спортивных, музыкально-ритмических, дыхательных и звуковых упражнений, подвижных игр и процедур закаливания. Так, например, результативность массажа увеличивается благодаря включению в него игровых моментов, связанных с активизацией воображения. Умение держать равновесие хорошо закрепляется при индивидуальном или совместном кружении в образе снежинок, волчка, осеннего листика .
Необходимым условием эффективности и достижения комплексности коррекционно-оздоровительной работы с ослабленными детьми является ее организация на базе единых взаимосвязанных принципов работы:
- обеспечение оздоровительного режима;
- организация двигательной активности с преобладанием динамических упражнений;
- реализация системы эффективного закаливания;
- коррекция и профилактика отклонений в физическом развитии детей;
- повышение уровня физической подготовленности;
- использование развивающих форм коррекционно-оздоровительной работы.
Известно, что физиологические системы организма дошкольника имеют относительно небольшие резервы, что важно учитывать при дозировке интенсивности закаливающих процедур. Срыв адаптации опасен для ребенка, так как может проявляться ухудшением состояния здоровья и самочувствия ребенка, отрицательным отношением к физическому воспитанию. Чтобы не допускать срыва адаптации к закаливающим процедурам, при работе с детьми мы руководствовались следующими правилами:
- осуществлять закаливание только при полном здоровье ребенка;
- соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания.
Анализ состояния практики показал, что здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации воспитательно-образовательного процесса по охране, укреплению и коррекции состояния здоровья детей в дошкольном учреждении. Поэтому коррекционно-оздоровительную работу организовываю как систематически спланированное воздействие на личность дошкольника, что делает процесс оздоровления и коррекции эффективным и управляемым.
Анализ влияния корригирующих упражнений и оздоровительно-профилактических игр при осознанном понимании дошкольником смысла коррекционной деятельности выявил положительные изменения в состоянии здоровья и в формировании элементов здорового образа жизни:
- формируются и закрепляются навыки правильной осанки;
- укрепляется в целом организм и повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям;
- расширяются представления детей о методах закаливания собственного организма, а также о физических упражнениях, укрепляющих мышечную систему опорно-двигательного аппарата в целом;
- формируются основы здорового образа жизни;
- прививается интерес к корригирующим упражнениям;
- развиваются познавательные интересы к приемам укрепления и сохранения собственного здоровья .
Важно заметить, что во время занятий для успешного выполнения многочисленных коррекционно-оздоровительных задач с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отставания в физическом развитии, необходимо создавать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта и душевного равновесия детей, что позволяет достичь максимального эффекта от использования коррекционных методов и приемов работы.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые мною в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Приобщение детей к физической культуре.
Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем образовательном учреждении:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся на протяжении многих лет.
Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами.
Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
В группах созданы спортивные мини — центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.
Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
Основные отличительные особенности здоровьесберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:
В процессе непосредственно — образовательной деятельности активизируются разные виды восприятии ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации.
Используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма. Проводятся динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности.
В течение всей деятельности дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам — слуховым (на источник звука) и зрительным — предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
В своей работе использую следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1.Подвижные и спортивные игры
Как часть непосредственно-образовательной деятельности (НОД), на прогулке, ежедневно
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр
2. Физкультурные минутки во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах
Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления
3. Пальчиковая гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы ежедневно Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение
4. Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводят из стресса
5. Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка
7. Динамические паузы Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2 младшей группы В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации
8. Ритмопластика
На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время НОД В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой
9. Логоритмика
Как часть непосредственно-образовательной деятельности Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение»
10. Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
11. Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие
12. Релаксация
В любом подходящем помещении
В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Непосредственно – образовательная деятельность 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями 1 раз в квартал Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Например: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неделя здоровья»
Технология валеологической направленности серия игровых занятий «Азбука здоровья» — 1 раз в неделю по 30 мин.
Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства
5. Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук, ног.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в результате осуществления коррекционно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками происходят положительные изменения в их физическом развитии. Наблюдается улучшение физического развития детей, повышаются работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам, отмечаются позитивные сдвиги в эмоционально-волевой сфере. Выполнение коррекционных упражнений и игровых оздоровительных заданий развивает внимание, старательность, самоконтроль, а следовательно, сознательное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья.