Учимся писать или готовим руку к письму

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Золотова Елена Владимировна

Организация: ГБОУ «Школа №2005»

Населенный пункт: г. Москва

Многие родители считают, что, заканчивая детский сад, ребенок должен уметь писать. Но мало кто из родителей знает, что неправильное обучение письму может стать причиной трудностей уже при обучении в школе.

У детей старшего дошкольного возраста еще не сформированы необходимые навыки для овладения письмом. У дошкольников недостаточно развита мелкая моторика, не до конца сформирована зрительно – моторная координация.

Для того, чтобы закрепить навык написания буквы, нужно каждый день уделять этому достаточно много времени, прописывая элементы и саму букву много раз, что для дошкольника очень сложно и даже невыполнимо. К тому же немногие родители знают, что у каждой буквы есть свои правила написания. Поэтому взрослый должен не только правильно объяснить и показать как писать букву, но и следить за правильным написанием как каждого элемента, так и всей буквы. Ребенок, который пишет буквы без присмотра взрослых, пишет  их по своему усмотрению и зачастую неправильно. А ведь научившись писать их неправильно до школы, в школе ребенок столкнется с необходимостью переучиваться.        

Поэтому   в дошкольном возрасте важно ребенка   не  учить  писать,  а  подготовить  его  руку  к письму.

Для этого можно использовать следующие задания и упражнения.

  •  Пальчиковая гимнастика  развивает координацию, мелкую моторику,

улучшает внимание, память, способствует развитию речи, формированию правильного звукопроизношения.

  • Рисование

Рисование имеет много общего с письмом:

- поза и положение руки при рисовании и письме схожи, поэтому в дальнейшем ребенку будет легче овладевать навыком письма

- техника рисования похожа на письмо.

  • Штриховка.

Важно научить ребенка штриховать в разных направлениях (вертикально, горизонтально, наклонно).

  • Закрашивание

При закрашивании важно научить ребенка использовать лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо, в ритмичном повторении.

  • Лепка, аппликация.

  • Нанизывание бусинки, пуговки на нитки.

  • Вырезание ножницами.

  • Изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

  • Конструирование из бумаги (оригами).

  • Рисование узоров по клеточкам в тетради. Графические диктанты.

Очень важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Часто взрослые не уделяют этому должного внимания и как следствие у ребенка закрепляется навык неправильного захвата пишущего предмета. А переучить ребенка, научившегося неправильно держать ручку или карандаш, очень сложно.
А как же правильно? Пишущий предмет кладут на верхнюю часть среднего пальца, прижимают его сверху большим пальчиком, а сбоку – указательным. Безымянный и мизинец должны находиться внутри ладони. Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно удерживал ручку или карандаш и в случае необходимости поправлять.

Все это поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Таким образом, оказывается, что учить ребенка дошкольного возраста писать   совсем не нужно, это может только навредить. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, развитие навыков, необходимых для овладения столь сложным процессом письма.

 

 

 

Список литературы:

1. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю.  Зайцева И.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. – СПб.: Детство - Пресс, 2010. – 112.

2. Большакова  С.Е.  Формирование   мелкой   моторики   рук:   Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.

3. Голубина Т.С. Чему научит клеточка: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 64.

4. Гризик Т.И.  Подготовка  ребенка   к   обучению  письму. Пособие  для родителей. – М.: Просвещение, 2007. – 47.

5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 96.

6. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.- 96.

7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 80.

Опубликовано: 06.06.2018