Познавательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством взаимодействия с семьей

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Гаген Лариса Николаевна

Организация: ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Пушкин

«Семья-это самое главное педагогическое учреждение,

 воспитывающее живым делом, а не словом»

П.Ф. Каптеров, русский педагог XIX века

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и образовательные организации дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей образовательной организации осуществляется система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на гуманитарных, общепедагогических и коррекционно-педагогических  принципах: толерантности, индивидуализации, системности и комплексности, междисциплинарного взаимодействия, вариативности, целостности педагогического процесса и др.

Многолетний опыт работы показал, что, успех коррекционных воздействий зависит не только от содержания, методических приёмов, используемых в воздействии на ребёнка, но и от степени участия семьи в педагогическом процессе. И зачастую только грамотное, положительное, активное взаимодействие с родителями  обеспечивает положительные изменения в развитии особого ребенка как личности. Поэтому принцип семейно-ориентированного сопровождения для нас является приоритетным. Принятие семьи как неотъемлемой развивающей образовательной среды предполагает включение родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.

 В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
  • формирование первичных представлений о Родине, природе т.д.

Важно понимать, что задача познавательного развития особых детей не сводится к расширению объема приобретаемых детьми знаний, а предполагает развитие любознательности. А любознательность – это начало познавательных интересов, которые не развиваются сами собой, а требуют заботливого и бережного их выращивания. В дошкольном возрасте эти интересы еще крайне неустойчивы.

Таким образом, мы принимаем за аксиому тот факт, что с одной стороны развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в целом идет по тем же законам, что и здоровых, а с другой - познавательная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов деятельности, который призван стать опорой для психического развития ребенка.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности и сохранные функции конкретного ребенка и на их реализацию. Значительно увеличивает шансы на эффективную коррекцию познавательного развития особых детей – активное включение, сотрудничество, партнерство родителей со специалистами детского сада.

Методологической основой педагогического и коррекционного процесса, в котором участвуют дети, педагоги и родители, является  системно-деятельностный подход. Реализация системно-деятельностного подхода,  предполагает создание необходимых  условий для организации процесса познания окружающей действительности детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1. Активное включение. Работа специалистов с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка, и  включает в себя следующие организационные формы:

  • лекционно-просветительскую;
  • консультативно-рекомендательную;

Дефектологи, психологи, логопеды проводят индивидуальные консультации по проблемам, организуются лектории, «круглые столы», конференции, выступают на родительских собраниях, организуют совместные детские праздники.

2. Сотрудничество. Сотрудничество начинается с первых дней посещения детского сада и взаимодействия со специалистами. Обследование и консультирование правильнее проводить в присутствии обоих родителей, чтобы избежать разногласий между супругами по вопросам воспитания и обучения особого ребенка. Родителям не только подробно рассказывается о выбранном индивидуальном маршруте, но и дается возможность его корректировать, добавлять, изменять. Это позволяет наблюдать за развитием ребенка, оценивать правильность выбранного образовательного маршрута, применяемых методов работы в динамике. Родители присутствуют на динамическом контроле. Это помогает им убедиться в правильности выбранного пути, увидеть позитивные изменения в его развитии. Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следуют спортивные развлечения, подготовки спектаклей, участие в общих  тематических неделях («Неделя здоровья», подготовка и посещение мероприятий ко «Дню инвалида»,  участие в  фестивале изобразительного творчества людей с ограниченными возможностями), оформление информационных стендов, фотовыставок, участие семей в творческих конкурсах и мероприятиях детского сада и района. Родители принимают самое  активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Организую сопровождение детей во время образовательных экскурсий, мастер – классов и др. Это тоже важный шаг в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.  

3. Партнерство. Партнерство подразумевает  полное  доверие,  обмен знаниями, навыками и опытом  помощи  детям,  имеющим  особые   потребности  в индивидуальном  развитии.  Партнерство  —  это  такой   стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с  большей эффективностью, чем, если бы  участники  действовали  изолированно  друг  от друга, через объединение усилий семьи и педагогов. Именно с этой целью в ДОУ была организована "Семейная школа", которая опирается на  тройственный союз "Ребенок-Родитель-Педагог". Основные задачи, поставленные специалистами при организации данной формы взаимодействия:

  • Установление взаимоотношений, основанных на принятии и доверии между специалистами и родителями.
  • Информирование родителей о проблемах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Оказание своевременной помощи родителям в разрешении вопросов образования и  воспитания детей с ОВЗ.
  • Создание условий для обмена опытом семейного воспитания между родителями.
  • Отойти от понятия болезни и сформировать у родителей восприятие ребенка как  человека, имеющего особые потребности.

Эти задачи реализуются через посещение семьи ребенка, дни открытых дверей, беседы – диалоги, родительские собрания, родительские конференции, «круглые столы», тренинги, проекты совместной деятельности, направленные на изучение и реализацию эффективных методов  познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Следует помнить, что познание особых детей должно носить, прежде всего, практическую направленность. При обучении необходимо использовать наглядность, конкретный показ способов выполнения отдельных действий. Именно этому учатся родители, что бы в условиях семьи, дома как можно больше вовлекать детей в познавательную деятельность с реальными предметами.

Еще одним из примеров активного включения родителей в коррекционный процесс – это создание условий для участия в совместной деятельности в ДОУ. Таким условием стала сенсорная комната. Сенсорная комната – это полифункциональная интерактивная среда, которая (согласуется) в увлекательной форме знакомит маленького  ребенка с особенностями и свойствами предметов, помогает познать окружающий мир, стимулирует перцептивные действия. Родители охотно включаются в игру и вместе с ребенком изучают волшебный мир звуков, цветов и ощущений.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.

В нашей стране декларируется всеобщее право на образование, однако некоторым детям реализовать его невозможно — а если можно, то не в полной мере или неоптимальным способом. Для малышей с тяжелыми нарушениями развития и их сочетаниями практически нет детских садов. И, поэтому, мы с еще большей ответственностью, трепетностью реализуем компетенции по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с родителями.

 

 

 

Список литературы:

  1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

  2. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

  3. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностям здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.

  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.

  5. Партнерство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

  6. Работа с родителями: пособие для педагога ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования). – ISBN 978-5-09-032968-2.

Опубликовано: 26.03.2019