Использование технологии «Музейная педагогика» в этнокультурном воспитании дошкольников

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Абидова Асият Кадировна

Организация: МБДОУ «ДС ОВ №8»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск

Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое специальное гнездышко, "хранилище культуры" – музей под звучным названием "Гажа горнича («Веселая горница)". Приобщение детей к историко-художественной  культуре своего народа легче всего происходит через музей, созданный в учреждении. При этом важно соблюдать, что музей не хранилище вещей и предметов,  не экспонаты за стеклом, а  пространственная среда, где дети изучают  фольклор,  ремесла, традиции, художественное наследие.

В нашем музее «Гажа горнича» совпадают цели музейной  педагогики  и этнокультурного, художественно – эстетического и патриотического воспитания -  формирование духовно  развитой личности,  возрождение, изучение и развитие традиционных культур путем погружения ребенка в собственную культуру,  сравнения  с искусством и культурой других народов. Это особое место, созданное для детей.  Все предметы в нем доступны ребенку. Само посещение нашего музея превращается в интереснейшее занятие: здесь ребенок может узнать об истории, культуре, традициях, быте, растительном и животном мире своей малой родины - коми крае. Здесь можно узнать об экспонатах много интересного: коми национальные музыкальные инструменты, домашняя утварь, национальный костюм, узор и т.д. Ребенок может не только посмотреть, но и сделать похожие, поиграть с ними, обыграть их.

Интерьер нашего музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения и передвижные экспозиции. Экспозиции можно поделить на постоянные и передвижные.

 

Постоянная 

  • наша республика на карте.

  • мы и наша страна.

  • государственная символика России и республики Коми.

  • что прячется в сенях

  • женские руки не знают скуки

  • хорошему гостю - хозяин рад.

  • что есть в печи - на стол мечи.

 

Передвижная 

  • путешествие в прошлое жилища

  • путешествие в прошлое одежды

  • волшебный мир игрушки

  • путешествие в прошлое  посуды

  • мой город - Усинск

  • скатерть- самобранка в тундре (мужской и женский труд)

  • четвероногие обитатели

 

Для эффективной работы музея «Гажа горнича» разработана комплексная  образовательная  программа деятельности музея. Это конспекты НОД, мероприятий, праздников, план экскурсий на год.

Как сказано выше, музей «Гажа- горнича»  является центром патриотического и духовного воспитания наших дошкольников. Но в условиях, когда мы работаем  по новым государственным образовательным стандартам дошкольного образования, работа музея «Гажа горнича»  в патриотическом воспитании детей оказалось недостаточна.  В целях реализации комплексной программы по внедрению НРК в воспитательно – образовательный процесс, педагогическим составом и руководством  МБДОУ «ДС ОВ №8»  было решено создать  во всех группах мини-музеи, где будет собран краеведческий материал с учетом возрастных особенностей детей.  Это мини-музеи: «Северный олень», «Березка», «Мой город Усинск», «Природные богатства республики Коми», « Полезные ископаемые моей республики», «Водные богатства моей республики», «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство». Мини-музеи созданы по принципам доступности, мобильности, динамичности.. Экспозиции мини - музеев мобильны, значит их можно вынести по мере необходимости в другую группу. Таким образом, наши дети имеют доступ не только к музею «Гажа горнича» и мини- музею в своей группе, но и ко всем мини - музеям нашего ДОУ. Доступ ко всем мини - музеям мы еще обеспечиваем за счет экскурсий с детьми. Особенностью наших мини - музеев является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать, поиграть, обыграть. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. 

В наши мини - музеи собраны экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём народе, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспозиции, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей. 

При создании мини - музеев соблюдались принципы: 

Наглядности - коллекции мини - музеев содержат большой наглядный и практический материал;

Природосообразности - материал. мини-музеев учитывает психофизиологические особенности детей разного возраста;

Интеграции - мини-музеи  учитывают содержание образовательной программы ДОУ и помогают в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей;

Научности - представленные экспонаты достоверно отражают  тематику мини-музея;

Мобильности - композиции мини - музеев составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в другие группы ) 

 Доступности - все экспонаты доступны для посетителей;

Регионального компонента - мини-музеи предусматривают организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. 

 

Хочу остановиться на мини- музее, созданной мной в нашей группе. В нашей группе создан мини-музей «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство» для ознакомления детей с традиционными занятиями коми народа: охотоводством и оленеводством.

Выбор тематики мини - музея исходил из желания детей нашей группы. А также на основании программы этнокультурного воспитания дошкольников нашего ДОУ, разработанной на основе музея «Гажа горнича». 

Создавать наш музей мы начали в 2016-2017 учебном году и продолжается до сих пор. Ведь музей интересен разнообразием экспонатов. А мы их все собираем до сих пор.

 Процесс организации мини-музея в группе  оказался длительным, но увлекательным.  Он включал следующее:

  • организацию предметно-пространственной среды мини-музея по выбранной тематике; 

  • подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам; 

  • использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео - техника; 

  • самообразование по технологии «Музейная педагогика».  

 

Вся работа по созданию мини-музея проходила в 4 этапа.

 Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

На этом этапе мы создали творческую группу, куда входили дети, родители и мы - воспитатели. Вместе мы определили перспективы создания мини-музея и разработали алгоритм по созданию; определили название,  место размещения, дизайн, экспозиции, способы создания или доставки экспозиций;

Второй этап, практический - создание мини-музея «Народные промысли республики Коми: оленеводство и охотоводство». Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и воспитателей. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с родителями дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (всевозможные поделки), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. В наш мини музей, при активном участии родителей и детей группы, собраны экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём крае, их быте, хозяйственной деятельности, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе. Активное участие принимали родители, чьи родственники живут в деревнях, где легче достать материал для создания того или иного экспоната, или создания поделки. Очень много экспонатов созданы самими детьми. Это всевозможные поделки животных, героев по мотивам коми легенд, сказок, былин, рисунков. Из экспонатов музея созданы видеоролики, мультфильмы и анимационные фильмы по мотивам коми легенд и сказок. Очень большую роль в пополнении нашего мини-музея различными экспонатами сыграла использование театрализованной деятельности детей по легендам и сказкам коми края, когда родители с большим энтузиазмом включались в этот процесс, шили костюмы, составляли всевозможные декорации, создавали экспонаты, поделки для настольного театра. Сотрудничая с родителями мы проводили консультации «Край мой северный», «Промыслы коми народа», «Вечный странник тундр». Провели тематическое родительское собрание «Коми

посиделки». Много в нашем мини -музее экспонатов, созданных народными умельцами,  мастерами коми края.

Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея». При создании мини - музея «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство» мы исходили от слов Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а у нашего мини - музея  - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял его своими творческими работами: поделками, рисунками, рассказами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности, в детском саду и дома - с родителями, бабушками, дедушками. Мини-музей -  результат общения  детей, их семей и воспитателей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть,, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей , применением и. д. Деятельность нашего мини- музея мы еще формируем за счет создания видеороликов, мультфильмов с использованием поделок, созданных детьми, родителями. 

 Четвертый  этап - это создание нами программы по этнокультурному воспитанию «Интеграция национально-регионального компонента в образовательную деятельность через технологию музейной педагогики» и планомерное внедрение ее в образовательный процесс детей.

Добиться качества получаемой информации детьми в этнокультурном направлении мне помогает процесс практической деятельности. Для достижения желаемого результата очень важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Повышение творческой активности мы добивались за счет создания  поделок, альбомов с рисунками и мини сочинениями, которые отражают полученную информацию, заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.), в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки; создание видеороликов - мультфильмов из экспозиций детской творческой деятельности. Также для повышения эффективности информация подается в форме игры,  игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческих игр, игр по сюжету литературных произведений.

Таким образом, посредством технологии музейной педагогики дети получают информации о своем родном крае в виде увлекательных занятий, мероприятий, ненавязчиво и постепенно. Образовательные процесс продолжается, музей пополняется, детям прививается любовь и уважение к своему родному краю, ее культуре, быту.

Опубликовано: 28.05.2019