Здоровьеразвивающие технологии в дошкольном образовании

Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ

Автор: Кириченко Ирина Анатольевна

Организация: МБДОУ «ДС№13»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

«Здоровый ребенок – это динамичное состояние растущего организма, устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям. Если ребенок и болеет, то очень редко и не тяжело, он жизнерадостен, активен, доброжелателен к окружающим, у него преобладают эмоции, а переживания переносит стойко и без последствий.

Развитие его физических качеств происходит гармонично, он достаточно ловок и силен, он закален и не имеет лишней массы тела». – Такое определение здоровому ребенку дает доктор медицинских наук, профессор Ю.Ф. Змановский.

На сегодняшний день особого внимания заслуживает охрана жизни и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, часто болеющих, детей со склонностями к сколиозу, с нарушением зрения, нервной системы. Считаем очень важным обеспечить комплексное использование здоровьеразвивающих образовательных технологий общими усилиями педагога, семьи, специалистов для достижения единой цели.

Здоровьеразвивающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьеразвивающие технологии в детском саду – это воспитание культуры ребенка посредством создания мотивации, обучения и привитие навыков здорового образа жизни.

Важным условием достижения цели является правильно организованная  предметно-развивающая среда, при создании которой учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы, потребности. Немаловажную роль играет подготовка оборудования. Наряду со стандартным инвентарем мы используем и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, следы с различными наполнителями, подвесные шары и т.д.).

Здоровьесберегающая технология представляет собой:

  • Технологию сохранения и стимулирования здоровья. 

Мы используем динамические паузы, различные виды гимнастик (дыхательную, пальчиковую, пробуждения и пр.), элементы гимнастик взависимости от вида занятия. Для этого в группе создали нестандартные пособия (игры: «Ветерок», «Цветик-семицветик», «Бутылочный канат», «Сухой аквариум», лыжи из пластиковых бутылок.

Релаксация – прослушивание спокойной классической музыки (звуки природы, произведения П.И. Чайковского, Л. Бетховена и др.), что способствует поддержке положительных эмоций, душевного равновесия, помогает воспитаннику управлять своим телом, поведением. То  есть мы говорим о психическом здоровье детей.

  • Технология обучения здоровому образу жизни.

Соблюдение гигиены, умение поддержать и сохранять здоровье -  этому способствуют беседы, игровые упражнения, самомассажи, использование произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, просмотры видеопрезентаций, активный досуг, спортивные мероприятия, физкультурные занятия, вовлечение родителей в процесс, консультативная помощь.

  • Коррекционные технологии.

Это часть отводиться узким специалистам, но родители и воспитатели принимают активную роль. Закрепляя тренировки со специалистами с помощью игр и упражнений.

Таким образом, применение в работе детского сада  здоровьеразвивающих  технологий повышает результативность уровня здоровья детей.  Работа проводится в системе и при тесном контакте всех участников образовательного процесса.

 

Литература:

  1. Мартыненко Е. В., Бойцова Я. В. Здоровьесбережение детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56845.htm.
  2. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Н60 Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада : метод. пособие. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 240 с.

 

Опубликовано: 22.11.2019