Обогащение словаря и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования ментальных карт

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Васильева Екатерина Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад № 97

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Аннотация: Методическая разработка  по использованию ментальных карт  на занятиях по речевому развитию в ДОУ по теме «Космос» направлена на развитие связной речи посредством составления рассказов с помощью интеллектуальной карты у детей подготовительной группы.

Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и другие) давно показали значение речевой функции в психическом развитии ребенка, ее влияние на становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Полноценное речевое общение является необходимым условием социальных контактов ребенка, что, в свою очередь, расширяет его представления об окружающей жизни, способствуя его активной социализации.

Одним из эффективных методов, развивающих речевые способности детей,  является  использование ментальных, или как еще называют интеллектуальных \ карт. Отличительным свойством данного метода является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия.

Английский психолог Т. Бьюзен является основоположником метода использования интеллект-карт. Этот метод он рекомендовал использоваться в разных сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми. В данной методической разработке представлен результат использования интеллектуальных карт в работе с детьми дошкольного возраста, с целью обобщения всех знаний по определенным темам.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что использование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представления ребенка и пополнить эти представления. Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности. Она является ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильной интерактивной работе, которая позволяет организовать успешное взаимодействие детей, воспитателей, узких специалистов.

В своей педагогической практике, при развитии речи,  я использую метод интеллект-карт:

  • при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);

  • при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);

  • при формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);

  • при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве основы высказывания, быть планом рассказа);

  • как представление результатов проектной деятельности;

  • составление мини-карты вместе с родителями.

Методическая разработка «Составление интеллектуальной карты «Космос».

Возраст: подготовительная к школе группа.

Виды деятельности: речевая, познавательная, игровая.

Цель: Развивать связную речь посредством составления рассказов с помощью интеллектуальной карты.

Задачи:

  • Развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

  • Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;

  • Дать возможность детям высказаться, выслушать друг друга;

  • Организовать планирование детьми своей деятельности.

Действия воспитателя

Ответы детей

- Ребята, вам хотелось бы отправиться в путешествие в космос ?

Ответы детей

- Как вы думаете , что нужно для этого?

- Ракета

-Но вы же не умеете управлять ракетой! А достаточно ли одной ракеты для того чтобы отправиться в космическое пространство?

- Что еще мы должны знать уметь?

Тренироваться, иметь представление о космосе

- Здорово! Конечно мы должны быть сильными выносливыми и умными

 

- Скажите пожалуйста, что вы уже знаете о космосе?

Ответы детей

- Здорово! Вы столько всего знаете о космическом пространстве, столько интересного мне рассказали. Но еще много интересного нам предстоит узнать!

 

- Ребята, скажите где мы можем взять информацию о космосе?

Спросить у взрослых, в Интернете, в энциклопедиях

Ребята, но у нас в группе есть дети которые сейчас болеют. Получается что они ничего про космос не узнаю?

Как же быть?

Как мы можем передать эту информацию другим детям?

Составить план карту и повесить ее в группе

Отличная идея! И в течение всей недели у нас будет возможность карту дополнить разнообразной информацией о космосе

Что нам для этого понадобиться?

Ватман, цветные маркеры, клей, картинки

Готовим рабочее место.

В центре нашей карты символ космоса теперь определимся с направлениями - это то, что мы уже знаем или хотели бы узнать.

Дети вешают ватман на магнитную доску, достают все необходимое и становятся полукругом возле доски

Итак : Космос- это............?    

Кто сказал первым, берёт картинку- символ «планеты», выбирает линию и наклеивает картинку.

Замечательно! Все линии и направления мы заполнили.

Продолжаем моделировать нашу карту.

Обратите внимание: перед вами контейнер с разными картинками. Подойдите возьмите по одной картинке и рассмотрите ее и приклейте к соответствующей линии.

Например: - Сережа, какая у тебя картинка?  -Отлично!

К какой линии ты ее приклеишь?

Замечательно!

- Маша, у тебя какая картинка?

Замечательно!

К какой линии ты ее приклеишь?

Отлично!

Вот в такой последовательности вы приклеиваете все остальные картинки.

Дети подходят к контейнеру (или подносу)

с картинками, выбирают по одной наклеивают к соответствующему ключевому слову.

Воспитатель контролирует работу детей, задает соответствующие вопросы. Каждая ветвь моделируется, добавляются символы, рисунки, картинки.

- Планеты, космические корабли, космонавты, созвездия, животные побывавшие в космосе.

 

 

 

 

 

 

- Планета Земля

 

- К красной линии с символом «Планеты»

- Ракета

 

- К синей с символом «Космический транспорт»

- Ребята посмотрите какая познавательная карта у нас получилась.

 По такой карте легко можно составить хороший рассказ.

Или рассмотреть планеты, космический транспорт, созвездия и т.д.

 

- Ребята, а зачем мы составили информационную карту?

- А для чего она им нужна?

Для ребят, которые сейчас болеют

Для того, чтобы повесить ее в группе и дополнить информацией

- Для составления рассказов по карте.

- Что было для вас интересным в составлении карты?

- Рассматривать картинки, выбирать направление

 

 

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/2

  2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

  3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

  4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

Опубликовано: 10.04.2020