Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольника

Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ

Автор: Дыбенко Анна Юрьевна

Организация: МАДОУ ДС №18 «Северяночка»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Радужный

Цель выступления: Представление системы музыкально - оздоровительной работы и используемых технологий.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В этом деле нет мелочей. Поэтому вся  жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление  здоровья. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является доступным и самым сильным средством воздействия на ребенка.

В связи с этим, я как музыкальный руководитель, провожу работу по формированию у детей здорового образа жизни  в следующих направлениях:

  • Непосредственно-образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность  педагогов и детей.
  • Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Валеологические песни-распевки;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Артикуляционная гимнастика;

  • Фонопедические  упражнения;

  • Игровой массаж;

  • Пальчиковые игры;

  • Речевые игры;

  • Музыкально-ритмические движения; 

  • Логоритмические упражнения;

  • Релаксация;

 

Валеологические песенки-распевки,  поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Музыкальное приветствие «Доброе утро!» О. Н. Арсеневская

- Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу, разводят руки встороны)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, ("фонарики")

Как в саду цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

 

«Здравствуйте»  М. Картушина

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Здравствуйте!

 

Перед пением целесообразно провести дыхательную, артикуляционную, фонопедическую гимнастику для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

Упражнения на развитие дыхания  играют важную  роль в системе оздоровления дошкольников. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, нёбом.

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

В игре ребёнок становится личностью, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

Игровой массаж и самомассаж, можно проводить не только после дневного сна, но и на музыкальных занятиях.

Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа и самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Круговой  массаж «Рельсы, шпалы» Е. Железнова

Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу

Рельсы, рельсы (проводим одну, другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине)

Из последних из окошек

Мы просыпали горошек (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами)

Пришли утки, пощипали (щиплем спинку)

Пришёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Дворник всех метлой прогнал (гладим ладошками по спине)

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).

«Пальчик, где твой домик» Е. Железновой

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я большой пальчик,

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я указательный

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я средний пальчик

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я безымянный,

А дом мой тут.

Пальчик где твой домик,

Как тебя зовут?

Я мизинчик,

А дом мой тут.

Речевые игры - эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поётся или декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, пластика.

«Осенняя сказка»

(игра с музыкальными инструментами)

Кольца шуршалки – листочки, колокольчик – росинка, палочки – дятел, маракасы – лиса, кастаньеты  – белка, трещотка – медведь, султанчики – ветерок, свистулька – жаворонок.

Тихо бродит по дорожке.

Осень в золотой одёжке

Где листочком зашуршит- шуршалки

Где росинкой зазвенит -колокольчики

Раздаётся громкий стук -деревянные палочки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –

Птенцам будет там тепло

Из-за леса, не спеша, - маракасы

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

по шелковой травке.

Белка прыгнула наверх - кастаньеты

И грызет там свой орех —

Вот идёт по шишкам  - трещётка

Косолапый мишка.

Ветерок вдруг налетел - султанчики

По деревьям зашумел

Тучки разгоняет

Солнышко сияет

В небе крылья раскрывая - свистулька

Жаворонок вьётся

Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

Над полями льётся.

Молодцы!

Музыкально-ритмические движения,  логоритмические упражнения –Цель логоритмики – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Существует мнение, что логоритмику можно назвать гимнастикой ума. Почему? Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

 

Совместная деятельность педагогов и детей

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя. Музыка в нашем детском саду сопровождает детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку, дети испытывают состояние наслаждения и восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем  ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности, на прогулках.

Совместно с педагогами  проводим интегрированные музыкально - валеологические развлечения. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

Для того чтобы сформировать у детей представления о здоровом образе жизни необходимо взаимодействие  с родителями.

Для повышение родительско-педагогической компетентности, в вопросах,  по сохранению здоровья детей, использую такие формы как: консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, буклеты, привлекаю к проведению совместных досугов.

Применение здоровьесберегающих технологий приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

Опубликовано: 24.04.2020