Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Кондратьева Ксения Андреевна

Организация: ГБДОУ детский сад № 62

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Современное образование во главе ставит формирование гармонично развитой личности ребенка, самостоятельной, умеющей творчески мыслить и добывать знания. Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных образовательных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» дошкольное образование в Российской Федерации имеет статус первого уровня общего образования. Отношения в системе дошкольного образования при реализации программ обучения строятся на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), который содержит систему требований, являющихся обязательными к исполнению при реализации основных образовательных программ.

Основная миссия ФГОС ДО – преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека. ФГОС – это смена образовательной цели. Согласно его положениям, важна не сама передача знаний, а развитие личности воспитанника посредством освоения способов деятельности. Поэтому в настоящее время наиважнейшее значение приобретает системно-деятельностный подход в обучении и воспитании личности.

Системный подход в обучении и воспитании указывает на такой вариативный компонент научного педагогики, как педагогическая система со всеми ее составляющими: целостность, взаимосвязь процессов, организационная структура, уровни системы и их соподчинение, управление системой, ее цель и целесообразное поведение, самоорганизация и саморазвитие системы и др. Смысл и сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные элементы обучения и воспитания рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их постоянном развитии. Такой подход позволяет установить интегративные системные свойства образовательно-воспитательного процесса, его качественные характеристики, которые нельзя увидеть, рассматривая лишь отдельные элементы этой системы.

Как справедливо отмечает А.Г. Асмолов, суть системно-деятельностного подхода включает в себя:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам современного российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентация на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками ДОУ новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Сущность системного подхода к образованию ребенка дошкольного возраста основывается на принципах системности и деятельности. Принцип системности заключается в понимании системы образовательного процесса как комплекса взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Принцип деятельности состоит в том, что формирование личности воспитанника дошкольной образовательной организации и развитие ее основополагающих качеств происходит не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной самостоятельной деятельности. Последнее, в свою очередь предполагает формирование навыков добывания знаний через выполнение специальных действий, которыми воспитанник дошкольной образовательной организации, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно осмысливает возникшую проблему. При этом воспитанник, не является участником, пассивно воспринимающим готовую информацию от педагога, а сам активно участвует в получении новых знаний и нового опыта. Последнее особенно важно, так как активность ребенка – это основа его успешного личностного развития.

Образовательно-воспитательная деятельность в дошкольной образовательной организации, предполагает при этом сотрудничество педагога и воспитанника, что способствует формированию коммуникаций у детей, как необходимого компонента их учебной деятельности. Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, «процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность».

Системно-деятельностный подход частично реализуется на основании принципа интеграции. Интеграция (от лат. integrum) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Использование интеграции в дошкольном образовании позволяет поддерживать включенность всех участников воспитательно–образовательного процесса в непрерывную, творческую деятельность и обеспечивает устойчивую положительную динамику развития дошкольника как индивида и личности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает развитие ребенка по основным направлениям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие. При этом основной аспект развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Отсюда следует, что интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании одним из путей достижения качества дошкольного образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

Таким образом, целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Ведь схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество - необходима соответствующая развивающая среда.

В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на системно-деятельностной основе. Главной задачей мы считаем развитие у детей самодеятельности и самостоятельности.

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Во всех группах оборудованы зоны экспериментальной деятельности. Все в них доступно детям. Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; попробовать себя в роли работника различных профессий; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики. С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений. Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать. Одним из ведущих методов реализации системно–деятельностного подхода к образовательной деятельности является метод проектов.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию: играя, творя, ставя простые опыты, наблюдая, сравнивая, делая выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Метод проектов- это уникальное средство обеспечения взаимодействия детей и взрослых. Основная цель проектного метода в ДОУ- развитие свободной творческой личности ребенка. Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада, а также осуществления связи с социумом.

Обобщая опыт работы по проектной деятельности, хочется отметить, что проектирование изменяет роль воспитателей в педагогическим процессом ДОУ: здесь они выступают активными участниками. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Умение пользоваться проектным методом в реализации системно-деятельностного подхода – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Деятельность в творческих группах помогает воспитателям ДОУ работать в команде, у них вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [электронный ресурс].

  2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009.

  3. Галимова, Р.А. Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования / Р.А. Галимова.

  4. Дозморова, Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов [Текст] / Е.В. Дозморова // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010 – 52 с.

  5. Малыгина, Л.Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы / Л.Е. Малыгина, А.В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 12-15.

  6. Федина, Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки / Н.В. Федина. – М.: АПКиППРО, 2018. – 340 с

Опубликовано: 29.05.2020