Семейный экологический проект «Живи, Земля, живи!»

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Кузнецова Елена Витальевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 231»

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Наша обязанность, как опекунов планеты,

относиться ко всем созданиям с добротой,

любовью и состраданием…

Ричард Гир

Краткая аннотация проекта

Проект «Живи, Земля, живи!» представляет опыт работы с ребенком, посещающего старшую группу ОНР, в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родителями, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.

Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.

Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад – первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом:

«Живи, Земля, живи!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».

Постановка проблемы

В начале учебного года в ДОУ при прогулке на своём участке я стала замечать, что Андрей Ситков стал ломать деревья, рвать цветы, разбрасывать мусор.

При беседе с ним была выявлена одна из основных проблем, что у ребёнка не сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, а также эмоциональная сторона: восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам. Именно поэтому было принято решение создать проект по экологическому воспитанию для последующей реализации в данной семье.

Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Таким образом, важнейшее условие для успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером будут демонстрировать детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с ребёнком будут участвовать в природоохранной деятельности.

Цель проекта:

- формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины» у детей и родителей через природоохранные акции;

- вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках проблемы экологического воспитания детей.

Задачи проекта:

- пробудить в ребёнке позитивное, осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, умение отражать это в разных видах деятельности;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка.

Реализация проекта будет проводиться через: тщательное планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта.

Участники проекта: воспитатель, ребёнок, родители ребёнка.

Тип проекта: практико – ориентированный, индивидуальный.

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара.

Ожидаемые результаты проекта:

- позитивное и осознанно - правильное отношение к природе, желание ребёнка предпринимать определенные действия по ее сохранению;

- повышение уровня развития познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, умению отражать это в разных видах деятельности;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания ребёнка.

 

План реализации проекта

1 этап (подготовительный)

Задачи

Мероприятия

Ответствен-ные

Срок проведения

1.Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет.

1.Разработка анкеты «Экологическое образование в семье», анкетирование родителей. (Приложение 1)

Воспитатель

 

Сентябрь

2016 г.

2.Определить формы, методы совместной работы педагога с родителями по экологическому образованию ребёнка.

 

 

 

2. Анализ результатов анкетирования

Подбор и анализ методической литературы по теме.

Совместно с родителями и ребёнком собрать информацию, материал по проекту.

Разработка консультаций для родителей.

Воспитатель,

родители

Сентябрь, 2016г.

3.Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи.

3.Разработка серий экологических акций

Воспитатель

Сентябрь, 2016г.

 

Этап 2. Основной

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять.

Ежемесячное проведение консультаций для родителей.

(Приложение 2)

Воспитатель

В течении реализации проекта

2. Способствовать формированию представлений у ребёнка о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

Акция по охране водных ресурсов «Берегите воду!».

(Приложение 3)

Воспитатель, родители

Сентябрь,

2016г.

 

3. Подвести ребёнка к пониманию значения леса в жизни человека.

- Показать родителям пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений вызывающих положительные эмоции и ощущения.

Акция по охране растительного мира «Зелёный наряд». (Приложение 4)

 

Воспитатель, родители

Сентябрь-октябрь, 2016г.

4.Показать ребёнку и родителям, что людям для жизни, здоровья, хорошего самочувствия нужны хорошие условия, хорошие условия, хороший «дом» (таким «домом» является квартира, двор возле дома, группа, участок детского сада, ближайший парк, лес).

Акция по благоустройству территорий « Сделаем наш город чище». (Приложение 5)

 

Воспитатель, родители

Октябрь-ноябрь, 2016 г.

5.Расширять знания детей и родителей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Акция по борьбе с отходами «Мусор Земле не к лицу!».

(Приложение 6)

Воспитатель, родители

Ноябрь, 2016г.

6.Воспитывать чуткое отношение к птицам, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

-Заинтересовать родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.

Акция по охране животного мира «Поможем пернатым».

(Приложение 7)

Воспитатель,

родители

Декабрь- февраль,

2016-2017г.г.

 

Этап 3. Заключительный этап

 

Задачи

Мероприятия

Ответствен-ные

Срок проведения

1.Провести качественный анализ проделанной работы.

 

  1. 1.Организация и проведение экологического спортивного развлечения для детей с участием родителей.
  2. (Приложение 8)

2. Повторное анкетирование родителей.

3.Анализ результатов проделанной работы.

4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете.

Воспитатель,

родители

Февраль, 2017 г.

 

Продукт реализации проекта:

- Выставка «Огородная фантазия».

- Домашняя презентация на тему «Каждой пичужке по кормушке».

- Художественная выставка плакатов «Живи, Земля, живи!».

- Совместное с родителями и детьми экологическое спортивное развлечение «Живи, Земля, живи!».

 

Вывод:

В результате реализации проекта мы убедились, что позитивное и осознанно - правильное отношение к природе, желание ребёнка предпринимать определенные действия по ее сохранению способствует повышению уровня развития познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, умению отражать это в разных видах деятельности. Мы пришли к выводу, что первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. В ходе экологических акций дошкольник получил природоведческие знания, сформировались навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Ребёнок видит отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

 

Список используемой литературы:

  1. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
  3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
  4. Николаева С.Н.. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
  5. Рыжова Н.А."Наш дом - природа" М.: Карапуз, 2005.
  • pril.zip.. 5,3 МБ
  • pril.doc.. 4,9 МБ
  • Опубликовано: 13.07.2017