Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Щеголихина Наталья Борисовна

Организация: МАДОУ Детский сад №15

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Где прошло детство, там и начинается Родина.

Кузьма Чорный

 

 

Известно, что чувство патриотизма не возникает само по себе в человеке. Это чувство нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста.  Процесс этот достаточно длительный и не простой. На формирование личности ребёнка большое влияние оказывают любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу, стране. Особенно остро проблема патриотического воспитания встает в сейчас, в новых, современных реалиях, когда идёт переоценка сущности патриотического воспитания. Вопрос воспитания патриотизма и гражданственности рассматривается на государственном уровне. Так с чего начать воспитывать в маленьком человеке любовь к Родине? Конечно, с самого близкого и дорогого для ребёнка: с любви к родителям, родному дому, природе, культуре своей малой Родины.

Приобщение детей к ценностям родного края  способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут в дальнейшем стать патриотом и гражданином своей Родины. Не секрет, что незабываемые детские впечатления яркие, связанные с красотой природы, историей родного края часто остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэтесса Анастасия Печура в своём стихотворении о Родине пишет:

А малая родина тянет и сердце зовет.

Какой бы она не была, эта родина — наша.

Частичка души непременно в том доме живет,

Где мама кормила нас утром душистою кашей.

Сколько бы лет ни было человеку, куда бы ни забросила его жизнь, он всегда с теплотой вспоминает свои родные места, где он родился и вырос,  с друзьями детства, родной улицей, на которой жил, двором, в котором играл. Бешеный ритм современной жизни, новые технические оттеснили духовные ценности. Многие годы вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения не уделялось должного внимания. На сегодняшний день в развитии системы образования произошли достаточно весомые изменения. В соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовности ребёнка, эмоций, чувств, мышления. Данный возрастной период является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Таким образом, целью работы педагога в данном направлении является - формирование чувства патриотизма, любови и привязанности к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.

2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.

3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.

4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.

5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию:

  • Целевые прогулки, экскурсии к памятникам, монументам, в краеведческий  музей и т.д.;

  •  Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;

  • Наблюдения (например, во время целевых прогулок по городу);

  • Демонстрация тематических видеороликов, презентаций;

  • Чтение художественной литературы;

  • Праздники, развлечения, вечера, викторины;

  • Знакомство с русским фольклором: сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

  • Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;

  • Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов, художников;

  • Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;

  • Участие в посильных общественно – полезных работах (труд на участке детского сада,    совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

  • Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни. При этом важно помнить, что мировоззрение педагога, его  взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор  воспитания.

Для наиболее эффективной работы следует привлекать к сотрудничеству родителей. Стимулировать желание участвовать в совместных с детьми мероприятиях, (конкурсы, спортивные соревнования, различного рода выставки и т.д.).

Для формирования у детей нравственно-патриотических чувств большое значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

 

 

Литература:

  1. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.

  2. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

  3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.

  4. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова М ТЦ Сфера 2007.

  5. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2

  6. Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Опубликовано: 02.02.2021