Технология проектной деятельности в работе современного воспитателя

Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО

Автор: Разбаум Марина Валентиновна

Организация: МАДОУ «Детский сад №1»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность обуславливается не только профессиональными педагогическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к саморазвитию.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога. Профессия педагога раскрывается как преобразующая и вместе с тем управляющая. Возможность управлять процессом развития личности есть у педагога, обладающего профессиональной компетентностью.

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью детского сада, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в детском саду происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Детский сад – это воспитатели, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития воспитанников. Поэтому совершенно очевидно, что воспитателю как никогда необходимо сегодня не только по- новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Основной целью моей работы является создание комфортных, благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов воспитания, но и современных, инновационных образовательных технологий. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить образовательную деятельность и, несомненно, является  одним из условий достижения нового качества общего образования и выполнения требований ФГОС.

Использование здоровьесберегающих технологий регламентируется «Перспективным планом работы по направлению «Технологии здоровьесбережения в ДОО» в средней группе на 2020-2021 учебный год». Для сохранения и укрепления здоровья детей использую здоровьесберегающие технологии, такие как: дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, физкультминутки, артикуляционная гимнастика, логоритмические упражнения, упражнения на расслабление, пальчиковая гимнастика, зарядка, музыкотерапия. Частая смена видов деятельности на занятии позволяет мне предупредить утомляемость детей и сохранить их активность. Особое внимание мной уделяется формированию правильной осанки детей. Таким образом, использование, здоровьесберегающих технологий в моей работе выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

Начав использовать в своей работе технологию проектной деятельности, я убедилась в её эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы. В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей; способствует развитию творческого мышления, умения детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. Эффективное  использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Мною разработаны и реализованы проекты «Бисероплетение как средство развития изобразительно-выразительных и технических умений детей 4-5 лет», «День Победы», «К нам приходит новый год», «Традиции в моей семье». В рамках проекта «К нам приходит новый год» мной были использованы такие формы работы как интегрированные занятия, групповые занятия, работа с родителями, тематические занятия. Дети узнали о традициях русского народа, о праздновании Нового года, о том, что такое Новый год и как его нужно встречать. В рамках проекта «День Победы» ребята участвовали в выставке детского творчества «Рисуют дети Победу», посвящённой 76-летней годовщине Победы в Великой Отечественной Войне; в социально значимой акции «Открытка ветерану». Мной были проведены тематические занятия с использование лепбука, интегрированные занятия в мини-музее «Символы Победы» и музыкальном зале, проведены беседы, игры, разучили стихи и песни о Великой Отечественной войне. Проект «Традиции в моей семье» позволил создать доброжелательные взаимоотношения среди родителей в группе, а также сформировать понимание ребенка о семье, семейных традициях.

Результатом годового проекта по самообразованию ««Бисероплетение как средство развития изобразительно-выразительных и технических умений детей 4-5 лет» стала разработка и реализация дополнительной образовательной программы «Умелые ручки», цель которой развитие внимания, терпения, трудолюбия, эстетического вкуса.

Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив детский сад, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.

Воспитатель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост воспитателя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного воспитателя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд воспитателя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного воспитателя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания.

Современный воспитатель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь детский сад жив, пока воспитатель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли воспитателя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь воспитатель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от воспитателя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.

Опубликовано: 08.06.2021